Испанским виноделам надоело конкурировать с недорогими винами из бывших колоний
Мои лондонские испанские знакомые — народ в общем вполне жизнерадостный — в последнее время немного хандрят. У кого-то сократили живущих в Испании родственников. Кому-то приходится возвращаться против воли назад из-за проблем с работой в Англии. На мой презент в виде бутылки 2010 Sin Palabras Albariño из Галиции знакомый писатель, зарабатывающий на жизнь тестированием IT систем в банке, поначалу отреагировал в духе названия вина — sin palabras, то есть без слов. Потом мрачно поблагодарил и сказал, что хоть в Лондоне выпьет хорошего испанского вина.
В этих словах больше правды, чем иронии. Многим испанцам, оставшимся в стране с самым высоким в ЕС уровнем безработицы, хорошие местные вина просто не по карману — даже если покупать их в магазинах. Со спросом на вина в ресторанах, барах и гостиницах все еще хуже. По данным компании Observatorio Espanol del Mercado del Vino (OEMV), готовящей аналитические материалы по статистике испанского Министерства сельского хозяйства, в первом квартале этого года посетители отелей, баров и ресторанов потратили на вино €263 млн — на 14% меньше, чем в прошлом году. Владельцы испанских ресторанов приводят еще более печальные цифры. В интервью агентству Bloomberg Хосе Рейдара, хозяин ресторана La Terraza de Suchil в Мадриде сказал, что с начала экономического кризиса в 2008 году спрос на вино сократился чуть ли не на треть. По словам Рейдары, люди пьют больше пива: «Потребление [вина] серьезно сократилось, особенно по вечерам. Клиенты больше не заказывают дорогих бутылок».
По информации OEMV, в 2011 году экспорт испанских вин вырос более чем на 30%. В ситуации, когда аборигены переключаются на пиво, четырем тысячам испанских виноделов приходится все больше полагаться на внешние рынки, особенно развивающиеся. Например, наваррская компания Baron de Ley планирует открыть офисы в Индии, Китае, Бразилии и Мексике и довести в 2012 году долю экспортных продаж до 50%. Уже сейчас значительная часть экспорта вин Baron de Ley приходится на Британию, Германию и страны Северной Европы.
Для существенного роста продаж и на этих, и на новых рынках испанским производителям мало будет просто продавать больше. Им надо будет решить проблему традиционного отношения к вину из Испании как к дешевому и непритязательному. Глава OEMV Рафаэль дель Рей говорит, что дешевизна испанского вина — аргумент для многих покупателей за пределами Испании, например в Китае, где недорогое испанское вино закупают крупным оптом. «Испании надо не только продавать больше своего вина на экспорт, но и фокусироваться на более дорогих брендах», — считает дель Рей.
Попытки изменить имидж испанских вин предпринимаются не только в масштабах страны, но и в отдельных ее частях — например в Риохе, наиболее известном винодельческом регионе Испании. Популярность Риохи скорее мешает, чем помогает тем, кто хотел бы изменить отношение к испанским винам как к конкурентам дешевого чилийского мерло. Производители Риохи несколько десятков лет назад нанесли регион на винную карту мира, но ценой за это стала сложившаяся привычка тысяч людей: заказывать кувшин риохи под тапас. Скучные, дубовые красные вина в бутылках, оплетенных золотой проволокой, со словом Reserva на этикетке — предел кредита доверия большинства покупателей к испанским винам. Многие, увидев цену на бутылку Roda I от Bodegas Roda, думают, что произошла какая-то ошибка. Наверное, что-то напутали с ценником. Не может же вино из Риохи стоить в 10 раз больше, чем положено вину из Риохи!
На самом деле, может, дело не только в том, что дивная Roda делается в очень небольших количествах в хозяйстве, которым управляют помешанные на качестве виноделы. Просто в Испании и, в частности, в Риохе, появляются действительно стоящие вина. Многие из них производятся там не первый год и даже век — как основанное в 1852 году хозяйство Marqués de Murrieta (если их вина вам не попадались, попробуйте необычное белое Capellanía Blanco из местного сорта «виура» и красное Castillo Ygay из «темпранильо» с добавлением сорта «мазуэло»). Но к мысли об интересных и недешевых винах из Риохи многие покупатели начинают привыкать только сейчас.
С этой точки зрения новость о том, что производители одного из немногих культовых испанских вин Vega Sicilia в следующем году выпустят на рынок первую партию своего вина из хозяйства в Риохе, звучит многообещающе и своевременно. Партнером Vega Sicilia в предприятии стали члены семьи Ротшильд — клана с давними винными интересами и редким коммерческим нюхом.
В Vega Sicilia пока не говорят ни о стоимости, ни даже о названии нового вина. Поддерживать терпение можно, дегустируя другие стоящие вина из Риохи. Мое любимое открытие последних месяцев — 1996 Finca Valpiedra Reserva, бленд из «темпранильо» с «каберне совиньоном» и «грациано». Это вино делает семья Мартинес Буханда, выращивающая виноград в регионе с 1889 года. У Finca Valpiedra есть млаший брат, вино Cantos de Valpiedra — в него влюбятся те, кто мечтал о «фруктовом» испанском вине, в чуть итальянском стиле, напоминающем о перечной вальполичелле. Но я люблю классическую версию, Finca Valpiedra, которую, если хотите, можно сочетать с говядиной, барашком или дичью, или кассуле с каштанами и розмарином. А можно ни с чем не сочетать, — просто пить это вино, легкое и насыщенное, чуть терпкое, отдаляющее заботы и без слов объясняющее, зачем человек продолжает сбраживать виноградный сок.