К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Хеллоу, Америка, о-о-о!

фото Fotobank / Getty Images
фото Fotobank / Getty Images
Куда уехать из России успешному человеку? Часть 2

А что вы волнуетесь? Все нормально. Просто у меня было много работы. Сначала на неделю в Черногорию, потом в  Пошехонье на съемки программы для канала «Звезда», потом в Берлин на переговоры. Но все это время меня просто преследовала тема нашего последнего поста про отъезд. Мне кажется, что редакция зря обозвала его «Эмиграция», это неточное название, потому что в современном мире эмиграцией занимаются какие-то забитые люди из африканских аулов. Все остальные просто едут жить туда, где им нравится, и вовсе не собираются рвать связь с собственной страной навсегда. В этом главная неточность формулировки.

Вот в Черногории я, например, жил у своего друга, который купил давным-давно двухкомнатную квартиру на берегу моря. Когда он устает, он просто берет билеты и едет туда, ходит на море, стреляет рыб в глубине. Воздух там лучше, чем в Сочи — единственном теплом месте, которое осталось у русских после распада СССР. Только в отличие от Сочи тут никто не сливает канализацию в море и на пляжи.

С Черногорией повезло: нам туда не надо визы, самой большой головной боли наших взаимоотношений с окружающим миром. Берешь и едешь. Думал он ее продать недавно. А потом забил. Говорит: я еще накоплю и тогда наконец куплю квартиру на Кипре. А там что? Там друзья. И что, считать этого человека эмигрантом? Да вы в своем уме? А его московским друзьям тоже хорошо — у нас есть всегда вариант пустой хаты в Черногории. Никаких дурацких отелей.

 

А в Берлине я живу в стометровом пентхаусе, который тоже принадлежит моему русскому другу. У него свой выход на крышу, откуда видно синагогу и радугу во все небо — чего в Москве никогда не увидишь из-за особенностей ее прекрасной застройки.

 

Русский друг живет в Москве и думает, какой ему замутить бизнес, чтобы уже наконец отъехать в свой пентхаус. Он мечтает, что именно тогда и начнется настоящий отдых. Не знаю. Чем дольше он будет сидеть в Москве, тем больше шансов у его друзей пожить в Берлине гораздо круче самого шестизвездного отеля. А зачем человеку еще друзья?

На самом деле этот друг с пентхаусом правильно мыслит: вообще-то надо ехать со своими инициативами, со своим бизнесом. Или совмещать покупку недвижимости с перспективами бизнеса. Вот после выхода последнего моего поста про переезд мне стали звонить совершенно незнакомые люди со своими идеями относительно того, как русским расселиться по миру с наименьшими потерями, а может быть даже с приобретениями. Теперь мой друг Игорь входит инвестициями в уже налаженный бизнес моего немецкого друга Йорга. (Журналистам инвестировать нечего, поэтому мы тут с вами беседуем на отвлеченные темы..

Прикол в том, что даже в развитом обществе и развитых экономиках, где, казалось бы, всего полно — любых товаров и услуг — и охота идет только за деньгами, выясняется, что ниш еще полно. Естественно, если вы по той или иной линии собрались сесть на шею европейскому налогоплательщику, то это место, успокойтесь, уже занято другими людьми. И поверьте, в очереди из жителей Африки вы окажетесь в самом конце — не те навыки выживания.

 

Если смотреть статистику выдачи виз категории D (национальная то есть виза, конвертируемая на местности в вид на жительство) в странах Европы, то получится, что больше всего выдано за 2009 год виз на проживание в Германии. При этом, как известно, Германия — самая трудная в этом смысле страна, тут никого не волнует, есть ли у вас пентхаус по соседству с квартирами министров Евросоюза. Все равно за это чудесное приобретение вам могут еще и фигу показать в довольно злобной форме. А вот этнической иммиграции отказать трудно, имея за спиной весь свод исторической вины на национальной почве. Поэтому я думаю, те славные 11 000 человек, кто получил визу типа D, — это не есть трактористы из Верхнего Волочка. Но правила, по которым играет Евросоюз, в принципе понятны, хотя массу деталей власти реально скрывают. Ну хорошо, просто не разглашают, типа что нашел — твое. Не нашел? Кто не спрятался — они не виноваты. Но на Европе свет клином не сошелся.

Я тут стал смотреть, что происходит в США, которые последние годы исполняют во внутриполитической риторике наших СМИ роль глобального врага. И вот странное дело: похоже, что именно в Америку уехать легче всего. При этом те же СМИ вам рассказывают, как тяжело и непросто получить американскую визу, даже туристическую. Но это у них работа такая — отрабатывать подачки Первого отдела. На самом деле все не так.

Конечно, предложений в открытом доступе практически нет, ну разве кроме как по вложению денег (от 500 000 USD) в так называемые американские региональные центры, что чаще всего равносильно покупке грин-карты за $600 000-700 000 с призрачными надеждами вернуть $500 000 в течение 10 лет и лишь благодаря инфляционным процессам. Как проценты по вкладу. Безусловно, есть и честные региональные центры, но их единицы, и там люди тоже в первую очередь заботятся о своей прибыли и в самом лучшем случае вам вернут ваши $500 000 лет через пять-шесть... но без гарантии. Большинство компаний — простые брокеры. В результате из 10 000 квот на грин-карту по бизнес-программам в год осваивается только 4000, и русских среди них единицы. Прикол в том, что в федеральном законе такие инвестиции прописаны как рискованные. И у всех есть сильный соблазн, чтобы они и стали рискованными. Люди хотят и «гринку», и cвой бизнес, и компанию, которая помогла бы все это организовать и избавила от геморроя. Пусть за деньги, но за разумные. И чтобы бизнес был именно cвой, и еще в грамотном управлении, и с минимальными просчитываемыми рисками. Кто это предлагает? Никто. Поэтому и не едут. Дураки кончились, а с умными наши компании работать еще не доросли.

Я тут встретился с человеком по имени Вадим, который как раз в восторге по поводу Америки, точнее Флориды (говорит, самые низкие налоги на недвижимость). И так как он давно перенес свой личный бизнес в Европу и Америку, то было грех не спросить, почему у русских такое странное отношение к переезду в Америку, в то время как китайцы, например, едут тысячами. Вот что он мне ответил:

«Русского клиента накалывают еще на берегу, на этапе договоренностей, причем делают это грамотно, на основании контрактов и приложений к ним. Клиенту не врут в открытую, а просто не договаривают, не говорят всей правды либо слегка эту правду приукрашивают. Причем все те проблемы, которые возникают у клиента, возникают не по вине американцев. Американцы и рады бы удовлетворить клиента полностью, только русским компаниям это не надо — им нужен брокерский процент, а не геморрой длиной в шесть лет (что греха таить, наш русский человек за шесть лет, бывает, кого угодно замучает)».

 

Меня очень заинтересовал этот собеседник, хотя бы потому, что встретились мы с ним случайно, а оказалось, что новых идей на «рынке отъезда» — целая гора.  Особенно странно: новая волна русских предпочитает открытость. После всего того, что пишут про русских за границей, это что-то новенькое. Вадим утверждает, что у него три основные бизнес-идеи, с которыми он и работает. Это покупка отеля, его реконструкция и эксплуатация, покупка яхты для проживания на ней, организации компании и сдачи во фрахт, а также виза топ-менеджера, то есть открытие филиала зарубежной компании в США. Все варианты с получением грин-карты для всей семьи и гражданство через 5 лет.

Судя по всему, человек для себя одним из этих способов решил вопрос с удобным паспортом и экологией и теперь профессионально решает те же задачи другим.

Если бы я собирался ехать в Америку, а не в Берлин, то, может быть, что-то из этого меня и заинтересовало бы. Но пока меня интересует одно: почему вот так просто человек готов делиться своими идеями, ходами и практикой, в то время как 99% наших соотечественников, которые удобно пристроились, не только не делятся своими знаниями, но еще и стараются ввести ближнего своего в заблуждение. И выслушал от него целую речь, которая сводилась к тому, что, дескать, «...что-то скрывают те, которые либо изначально не знают, как делать, либо изначально хотят обмануть и запутать, играя на желании клиента обрести в США (подставь другую страну) тихую гавань. Они всячески поощряют его желания и фантазии и делают упор более на форму, чем на содержание. На конкретные вопросы, как правило, отвечают «...ну мы же солидная фирма, вот посмотрите, какой у нас солидный директор, какие красивые у нас бумаги с водяными знаками...», начинают говорить при вас по телефону на английском языке и т. д. У человека (особенно с советским прошлым) рождается иллюзия некого эксклюзива — мира, ранее ему недоступного, и он стесняется задать конкретные вопросы, которые наверняка задал бы при покупке, например автомобиля или мяса на рынке».

Надо сказать, меня такое знакомство порадовало. Я решил, что заведу отдельный личный блог по всем этим интересным вопросам, потому что превращать форбсовский блог «Как жить мужчине после 50-ти» в площадку для обсуждения вариантов отъезда нелепо и ни к чему. Так что все, кому интересно, встретимся на igormaltsev.co.uk/wordpress, блог называется Spread Your  Wings — по песенке группы Queen,  которую я терпеть не могу.

 

А тем временем мои внуки еще не уехали в Португалию. Во-первых, потому что их отцу в Москве поставили неправильную визу на временную работу (хотя денег взяли как за правильную категории D) и Леше пришлось возвращаться за новой. Так что еще тут надо быть бдительными — раздолбайство не есть национальная черта лишь русских людей.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+