Проводящиеся раз в полгода торги аукционного дома Sotheby's в Гонконге — шестидневная ярмарка азиатского тщеславия. Для представителей всех крупных аукционных домов эта неделя — барометр аппетита Китая и Азии к роскоши. В октябре Sotheby's удалось выручить $411 млн за более 3000 лотов на торгах живописью, ювелирными украшениями, часами и винами. Результаты многих продаж по-прежнему впечатляют: например, за абстрактный пейзаж художника Чжао Уцзи под названием «10.1.68» неизвестная поклонница современного искусства заплатила $8,85 млн, что почти вдвое больше эстимейта полотна. В самом аукционном доме отрапортовали, что годовая выручка Sotheby's от торгов и продаж частным клиентам в Гонконге в 2011 году впервые перешагнула порог в $1 млрд.
Но результаты осенней недели все же не дотянули до итогов весенних торгов Sotheby's — в апреле аукционному дому удалось выручить в общей сложности $447 млн. Разница особенно чувствуется в винном сегменте торгов, где состоятельные покупатели, кажется, теряют азарт и ведут себя осторожнее. За два дня в апреле клиенты в Гонконге смели все, что было выставлено на продажу, включая ящик 1990 Domaine de la Romanée-Conti, который ушел с молотка за $232 692 — почти $20 тысяч за бутылку. На прошедших в минувшее воскресенье торгах 59 из 821 лотов остались непроданными, включая девять винтажей Chateau Lafite, а также вина таких музыкой звучащих для коллекционеров имен, как Latour, Mouton Rothschild and Margaux.
В самом Sotheby's, конечно, держат лицо и говорят о «здоровой стабилизации» рынка. Глава азиатского отдела Sotheby's Роберт Слей напоминает, что Chateau Lafite (говорят, пользующийся такой любовью в Азии просто потому, что название этого вина местные покупатели в силах без проблем выговорить) хоть и не поставил рекордов, но по-прежнему продается стабильно.
Серена Сатклифф, глава винного отдела аукционного дома, в интервью журналу Decanter назвала результаты торгов «естественной эволюцией рынка», игроки которого постепенно узнают больше о вине. По словам Сатклифф, расширяя кругозор, азиатские покупатели все больше интересуются вторыми винами известных производителей.
Дело тут, конечно, не только в кругозоре и самообразовании. На фоне очередных тревожных новостей с европейских финансовых рынков инвесторы — в том числе и в вино — не будут делать резких движений. То, что по-прежнему продается дорого, было дорого и раньше и не подешевеет в будущем. Азиатские клиенты аукционных домов покупают то, что проверено временем — китайский фарфор, лучшие бриллианты, работы не столько модных, сколько подтвердивших репутацию современных художников. По словам гонконгского арт-дилера Уитни Ферраре, подход коллекционеров становится более прагматичным: «Рынок становится более зрелым и критерии оценки меняются. Все больше внимания уделяется качеству, заметности и обоснованности вложений в долгосрочной перспективе».
Эта тенденция становится все более очевидной и в вине. По словам Алуна Гриффитса, винного директора компании Berry Bros. & Rudd, «рынок был перегрет и нынешние экономические условия отрезвили некоторых покупателей и вернули их к реальности». «Цены на некоторые вина первого эшелона, тот же Chateau Lafite, были взвинчены до такой степени, что просто не могли больше расти, и покупатели поняли, что дальше так продолжаться не может», — сказал мне Гриффитс. По его словам, сейчас в Азии происходит коррекция на винном рынке. «Нынешние результаты торгов — не показатель того, что в Азии разлюбили вино, это и близко не так. У нас есть клиенты, которые хотят вкладывать в вино просто потому, что другие, более традиционные инвестиции не дают такой прибыли». Гриффитс напоминает, что азиатские винные коллекционеры купили вина на более, чем $200 млн на аукционных торгах в первой половине 2011 года — это почти вдвое больше аналогичного показателя за тот же период в прошлом году.
Но, если отвлечься от отчетности аукционных домов, можно увидеть куда больший потенциал не в дорогих винах, уходящих с молотка в чьи-то анонимные погреба. Потребление вина в Азии в следующие 5 лет, как ожидается, возрастет на 25%. Президент Академии вина Испании Панчо Кампо, приезжавший в Гонконг в конце сентября, сказал в интервью Рейтер, что главной переменой для азиатского винного рынка станет появление вина для среднего класса и формирование стабильного спроса на вино как на продукт потребления, а не забаву для богатых. «Пока что я вижу, что в Азии есть две категории — верхушка, в которой покупают лучшее бордо и дорогие вина, и продажи в этой категории были очень успешны. И есть «низшая» категория, где люди покупают дешевые вина по цене меньше €2 за бутылку. А в середине — огромный провал», — сказал Кампо.
Винная индустрия делает ставку на заполнение этого вакуума и на формирование интереса к вину со стороны «поколения нулевых», тем, кому сейчас нет и 20. Кампо уверен, что их-то мы и должны привлечь к вину: «Со временем эти ребята пойдут в университеты, станут директорами, докторами, архитекторами». И, возможно, купят свой первый ящик Romanée-Conti.