Часть 9. Начало — здесь
Пока я копил деньги и собирался поехать учиться в Англию, курс Ocean Graduate был для меня пределом мечтаний, а квалификация Yachtmaster Ocean казалась вершиной яхтенного мастерства. Теперь, когда диплом Yachtmaster Offshore уже у меня в кармане и до Yachtmaster Ocean тоже осталось совсем недолго, я оказался совсем не на вершине, а скорее у подножия крутой лестницы.
Да, формально я имею удостоверение на управление парусным судном длиной до 24 метров (75 футов) и водоизмещением до 200 регистровых тонн без ограничения района плавания. Но на практике на серьезные яхты, футов от семидесяти, с таким дипломом берут в лучшем случае палубным матросом. Большинство крюинговых компаний, подбирающих команду для суперъяхт, даже не рассматривают резюме кандидатов без опыта работы. Обычно недавние выпускники UKSA (The United Kingdom Sailing Academy) начинают карьеру на яхтах поменьше. Довольно легко найти вакансию помощника капитана для перегона яхты 30-50 футов. Скорее всего, первые несколько раз придется выйти бесплатно, компания оплачивает только расходы на питание и обратную дорогу, но это реальная возможность набраться практического опыта и зарекомендовать себя в профессиональной среде. В случае успешного начала можно претендовать на оплачиваемую позицию помощника, а потом и капитана. Доставка яхт — это работа разовая, постоянного дохода не гарантирующая, но для тех, кто ценит свободу дороже финансовой стабильности, этот вариант может быть наиболее привлекательным. Оплата поденная или исходя из расстояния, в среднем порядка £1-1,5 за милю, или £150 в день.
Другая возможность для начинающего шкипера — флотилии. Отпуск на яхте в составе флотилии — групповое развлечение для неуверенных в своих силах яхтсменов. Каждый экипаж управляет своей яхтой самостоятельно, а на головном судне идет профессиональный шкипер, который в случае необходимости помогает с управлением и устраивает вечерние развлечения на берегу. Работа эта низкооплачиваемая (около £600 в месяц) и хлопотная, но личностям компанейским вполне может подойти в качестве первого трудового опыта. Кроме того, работу можно найти, просто оказавшись в нужное время в нужном месте — например, перед началом яхтенного сезона на Карибах или в оживленном средиземноморском порту. По-английски это называется — dockwalk, «бродить по пристани». Если не гнушаться поденной работой, можно найти постоянную позицию в замену выбывшему в неподходящее время члену команды.
Наконец, значительная часть студентов UKSA мечтает о карьере на суперъяхтах. Путь этот довльно длинный. Начинать приходится палубным матросом — на больших моторных яхтах они зарабатывают вполне приличные £1500-2000 в месяц. По мере накопления стажа можно повышать свою квалификацию по иерархии MCA (Maritime Coastguard Agency), начиная от Master 200 и вплоть до почетного Master 3000 — капитана судна в 3000 регистровых тонн. Зарплата опытного капитана суперъяхты начинается от £10 000 в месяц. Но для такой карьеры UKSA не самое подходящее учебное заведение: если бы я хотел стать капитаном стометрового корабля, я бы пошел на судоводительский факультет Макаровского училища.
Чем бы я ни надумал заниматься в английской яхтенной индустрии, помехой мне будет российское гражданство. Оно влечет за собой необходимость получать рабочие визы, которые требуют поручительства работодателя и соответственно ненужных ему хлопот. Вопрос теперь в том, как обратить эту проблему себе во благо. Очевидный вариант — сверхбогатые русские яхтовладельцы, которым требуется именно русская команда со знанием английского и международными сертификатами. Но я пришел учиться в UKSA не для того, чтобы потом идти драить палубу на моторной суперъяхте, которая проводит большую часть времени в гламурных маринах на Лазурном берегу. Моей задачей было научиться управлять именно парусным судном, чтобы отправиться подальше от суеты и тщеславия дорогих курортов «цивилизованного» мира.
Как оказалось, среди яхтсменов таких эскапистов довольно много. Самые удачливые путешествуют на своих яхтах среди тропических островов или полярных фьордов, зарабатывая себе на жизнь тем, что берут на борт путешественников, по английски — paying crew. Это не то же самое, что чартер, потому что стоимость путешествия на такой яхте минимальна, обычно не больше тридцати фунтов в день. Этих денег хватает только на покрытие текущих расходов на содержание яхты, зато шкипер берет в экипаж только тех, кто ему симпатичен. Бывший адвокат швед Ларс Хаслер живет и путешествует таким образом на своей яхте уже около двадцати лет и написал об этом книгу Occupation Circumnavigator. Сейчас его яхта Дженнифер www.yacht-jennifer.nu направляется после круиза по Аляске на юг в сторону Калифорнии. Множество объявлений, приглашающих принять участие в дальнем походе, можно найти на яхтенных форумах в интернете.
Если бы мой курс заканчивался весной, то летом я бы нашел себе занятие на Балтике, где у меня есть знакомые шкиперы и яхтсмены, которым нужны помощники, но в октябре, когда я возвращаюсь в Петербург, сезон уже заканчивается. Множество круизных яхт из Европы осенью мигрирует на Карибы, где сезон начинается в ноябре. Некоторые мои английские товарищи собираются участвовать в перегоне через Атлантику, чтобы потом искать себе работу на островах. Мне отправиться без определенного плана на Карибы помешает визовый вопрос. Поэтому я присматриваюсь на зиму к Таиланду, где тоже существует довльно развитая яхтенная индустрия, множество парусных школ, чартерных компаний и российских туристов. Я уже записался на инструкторский курс в UKSA, который позволит мне тренировать яхтсменов начального уровня в школах RYA. Посмотрим, что из этого выйдет.
Сегодня пятый день океанского похода. За это время мы прошли одну милю. В субботу полностью заправленная топливом, водой и припасами наша 25-метровая яхта «Альбатрос» с восемью сертифицированными капитанами на борту вышла в трехнедельный поход до Гибралтара через Бискайский залив, Испанию, Мадеру и, возможно, Азорские острова. За входным буем фарватера в Каузе из машинного отделения повалил удушливый дым — это прорвало ржавое колено выхлопной трубы. Мы развернулись — и через пятнадцать минут после выхода снова были у причала академии. За субботой было воскресенье, а в понедельник в Англии был официальный выходной, и никто не поспешил прийти нам на помощь. Треснувший сегмент, державшийся на проржавевших болтах, мастеровитый Раду снял при помощи замороженного помидора, которым он охлаждал металл, чтобы тот сжался и позволил выбить застрявшие болты. Выхлопная система оказалась штучной, и запасной такой не оказалось даже в наших яхтенных краях. В команде поднялся недовольный ропот. Дни нашего квалификационного перехода проходили, а мы всё продолжали сидеть на неподготовленной к выходу в море яхте, готовить себе обеды из рассчитанного рациона и ждать помощи неизвестно откуда. Наш замечательный шкипер — 24-летняя выпускница Кэмбриджа Рэйчел Спрот — обошла за выходные все открытые мастерские, обзвонила всех знакомых капитанов, пытаясь найти выход из положения. Но ничего не смогла придумать.
Чтобы поддержать рабочее настроение, мы вместе с ней ездили на пляж и тренировались с секстантами. Надо признаться, что в тех областях мореходных наук, которые я изучал на острове Уайт, терминологию я знаю только английскую. Поэтому могу лишь предположить, что take sight на русский может переводиться как «делать обсервацию». Это, собственно, то, для чего и нужен секстант, — измерение углового расстояния от астрономического объекта до горизонта. Мы измеряли угол солнца. В полдень, когда солнце поднимается на максимальную для какого-либо места высоту, оно проходит через меридиан, и с помощью секстанта и астронавигационных таблиц можно довольно легко и точно определить широту. Если возможности наблюдать солнце в полдень нет, то для определения позиции потребуются точный хронометр, секстант и еще больше таблиц. С помощью всего этого можно вычислить условную линию, на одной из точек который вы и должны находиться. Если повторить операцию через некоторое время, то получится вторая линия, и позиция наблюдателя должна находиться на их пересечении. Можно также воспользоваться обсервацией Луны, планет Солнечной системы и звезд.
В обязательную программу RYA Yachtmaster Ocean входит только определение координат по Солнцу, но ориентирование по звёздам мало того что крайне романтично, еще и дает точный результат, потому что можно одновременно наблюдать несколько звезд и по их азимутам вычислить не линию, а сразу точку своего положения. Теорию всего этого мы изучали в классе всю прошлую неделю, а практиковаться должны были в море.
Весь наш поход до Гибралтара должен происходить с традиционными методами навигации без использования GPS. У берегов можно брать пеленги до маяков или других видимых объектов, в открытом море курс надо прокладывать по счислению и уточнять свои координаты с помощью морской астрономии. Предполагалось, что нас будет девять плюс капитан и первый помощник. Но Гари остался на берегу — прошлый дальний поход дался ему тяжело, и он решил, что три недели в море будут выше его сил. Во время перехода мы разделимся на три вахты, каждая со своим вахтенным, который отвечает за навигацию и порядок на борту. Во время первой части похода — из Кауза до Испании через Бискайский залив — я буду одним из вахтенных. Расстояние около 650 миль мы рассчитываем пройти дней за пять. Очень быстро идти нельзя, потому что минимальное время для квалификационного океанского перехода — 96 часов.
Прождав решения проблемы два дня, мы, все вместе заплатившие за обучение £135 000, вызвали на борт дежурного администратора и выразили ему свое недовольство тем, что флагманское судно не готово к выходу в море, а также тем, что, на наш взгляд, академия не предпринимает активных действий для организации похода в намеченные сроки. Ларс, сам опытный яхтсмен, был вынужден извиняться и выслушивать непрятные слова не по своей вине. Как мне стало понятно к концу курса, в академии существует проблема менеджмента. Люди, отвечающие за планирование деятельности яхтенного отдела, не выполняют свою работу. В итоге довольно значительный флот нашей школы, который подвергается интенсивнейшей эксплуатации 365 дней в году, обслуживают всего 4 человека. Яхты находятся в плачевном состоянии и явно нуждаются в регулярном серьезном рефите. Отделу технического обеспечения не хватает людей и средств. Как бы ни бился главный инженер UKSA, ему не под силу справиться с нарастающим комом проблем при таких условиях. Вторая из наших 67-футовых крейсерских яхт сейчас тоже неисправна, и из-за этого срывается морская практика у других групп.
Выслушав наши претензии, Ларс заверил нас, что, пусть и с задержкой, но поход обязательно состоится, а даты последующих экзаменов и курсов будут перенесены. Кроме того, академия возместит стоимость переноса дат обратных билетов домой тем, у кого они есть. Сейчас команда механиков монтирует новую выхлопную систему, и есть надежда, что мы действительно выйдем в море сегодня к вечеру. Если это так, то через три недели, по возвращении из путешествия, я опубликую здесь подробный рассказ.