Часть 1.
Лет пять назад один мой приятель предложил отправиться с ним на парусной яхте в Стокгольм. До этого я никогда не ходил под парусом, но короткие прогулки на теплоходах по Неве и Финскому заливу с детства вызывали у меня восторг, поэтому я с радостью согласился. Чтобы летом пойти в поход, весной нужно было подготовить лодку. Это была сорокафутовая (12.5 м) советская деревянная крейсерско-гоночная яхта под названием «Амур» класса Л-6 постройки 1971 года (на фото: я загружаю провизию на «Амур» в гавани Санкт-Петербургского речного яхт-клуба профсоюзов).
На яхте не было двигателя, гальюна, интерьер был более чем спартанским, ее нужно было шкурить, красить, шпаклевать и полировать, но стремительные классические обводы лакированного краснодеревного корпуса и предвкушение настоящего приключения внушали мне огромный энтузиазм. До Стокгольма мы так и не дошли, но дошли до Хельсинки, и за эту неделю в море я понял, что хочу стать капитаном парусной яхты.
В России ситуация с обучением парусных капитанов после развала системы советского спорта так и осталась неясной. Сейчас существуют две параллельные системы квалификации: спортивная, учрежденная ВФПС (Всероссийской федерацией парусного спорта), которая дает права на участие в соревнованиях, но не признается Минтрансом в качестве системы обучения судоводителей маломерных судов, и собственная система Минтранса, про которую мне вообще ничего не понятно.
Походив полгода на курсы парусных рулевых в Центральном петербургском речном яхт-клубе профсоюзов, я понял, что нужно ехать учиться за границу. Из иностранных языков я свободно владею только английским, что сразу исключило Францию, где существуют сильные парусные школы. Выбор оставался между двумя международными системами обучения и квалификации RYA (Royal Yachting Association) и IYT (International Yacht Training). Первая происходит из Великобритании и подразумевает обучение только на английском языке, вторая родом из США и допускает преподавание на любом понятном студентам языке. Обе выдают судоводительские удостоверения, признаваемые во всем мире, кроме России. Филиалы каждой из этих школ работают во многих странах мира, в Европе большинство находится вокруг Средиземного моря. Школы IYT с преподаванием на русском существуют и в России. Рассудив, что владычицей морей была все-таки Британия и что эталонным английским языком для меня всегда был британский, я поставил на RYA.
Весной 2008 года я забронировал место на практическом курсе RYA Day Skipper (шкипер дневного плавания) в Aegean Sailing School — одной из небольших парусных школ на греческом острове Эгина. Начало мая в Греции еще не сезон, поэтому неделя обучения стоила как-то совсем недорого: фунтов 600 вместе с проживанием и ланчами на яхте. Мне сразу понравился стиль RYA: не заумная, но четкая и по делу теория в хорошо иллюстрированных учебниках, которые не нагружают читателя формулами ламинарного обтекания паруса потоком воздуха, а освещают только те пункты, на которые в первую очередь надо обратить внимание, чтобы поставить паруса и выйти в море. И cовсем не надменные, терпеливые инструкторы с грубоватым, но по-британски выдержанным юмором отставных офицеров ВМФ. В расслабленном режиме мы курсировали между близлежащими островами, поднимали и настраивали паруса, парковали яхту в средиземноморском стиле, отдавая якорь с носа и подходя к берегу кормой, и учились маневрировать под мотором в узости яхтенной стоянки. По итогам недели я получил свой сертификат шкипера дневного плавания в неприливных водах, который признается большинством чартерных компаний. Но самое главное, я убедился в эффективности системы RYA.
Через некоторое время мне стала совершенно очевидна бессмысленность цепляться за карьеру и обеспеченное существование в офисной клетке. Жизнь проходила мимо. Требовалось радикальное решение. В английском яхтенном журнале мне попалась на глаза реклама заведения под названием United Kingdom Sailing Academy (Парусная академия Великобритании). На сайте www.uksa.org я увидел то, что давно искал, — полугодовую интенсивную программу, которая из новичка делает профессионального дипломированного капитана с сертификатом на управление парусной яхтой до 24 м и до 200 регистровых т. Выбор был сделан, оставалось накопить денег. На первый взгляд, £14990 — сумма немаленькая, но, если учесть, что кроме полного курса RYA Yachtmaster Ocean и дополнительных модулей обучения профессиональных моряков в эту сумму включены 6 месяцев проживания на полном пансионе и как минимум 2500 миль под парусом, это уже представляется выгодной сделкой.
Собственно для поступления необходимо иметь деньги, желание учиться и хорошее знание английского. Никакого яхтенного опыта не требуется, но, честно сказать, я не представляю, как человек, совершенно незнакомый с морской тематикой, смог бы усвоить за 23 недели объем информации и практических навыков, необходимый не столько для завершения курса, сколько для реального управления парусным судном.
Когда необходимая сумма была перечислена на счет академии, я столкнулся с неожиданной и абсурдной проблемой. Мне нужна была английская виза студента-посетителя, приглашение для которой могут выдавать только аккредитованные иммиграционной службой учебные заведения. У академии на тот момент такой аккредитации не было. Мне пришлось приложить немало усилий, чтобы объяснить менеджерам в UKSA суть моей проблемы и убедить их в необходимости оформить требуемые документы.
Наконец, мои обстоятельства стали соответствовать стандарту и я обзавелся полным набором виз: британской, гибралтарской, ирландской и шенгенской. Начало курса, на который я попал, пришлось на 4 апреля. Более удачное, на мой взгляд, время, чтобы провести 6 месяцев в море, чем начало января, когда начался предыдущий курс.
В следующем посте я опишу, что из себя представляет сама школа, кто оказался моими «одноклассниками» и с чего, собственно, начались наши тренировки.