К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Первые дни

Первые дни
Кампус, одноклассники, моторная лодка, техника безопасности

Часть 2. Начало здесь.

United Kingdom Sailing Academy расположена фактически на самом юге Англии — в городке Кауз на острове Уайт, отделенном от главного британского острова проливом Солент. Несмотря на свой крохотный размер, Кауз — это один из мировых центров притяжения яхтенной общественности. Здесь находятся 7 яхт-клубов, один именитее другого (половина из них с приставкой Royal), самый известный из которых — RORC (Royal Ocean Race Club), организатор таких классических  регат,  как шестисотмильная гонка Фастнет (Fastnet).

 

Вид на боны академии и приливную речку Медина

Климат на юге Великобритании мягкий, поэтому навигация открыта круглый год и обучение в академии прерывается только на 2 недели рождественских каникул. Когда я приехал сюда в начале апреля, уже распустились многие цветы и днем достаточно было легкой ветровки. Вода в проливе Солент из-за постоянных приливных течений не прогревается выше 18 градусов даже летом, поэтому особой жары не бывает и в море всегда свежо.

 

Занятия начались в понедельник 4 апреля. Первый день был посвящен знакомству с кампусом, распорядком и ключевыми фигурами. Выдали комплект учебных пособий RYA и программу курса. Все было очень четко. Руководитель отдела яхтинга Ричард Багет определил цели (предоставить нам шкиперскую квалификацию профессионального уровня), методы их реализации (изучение теории в классе плюс практика на яхтах и в мастерских), требования к студентам (учиться добросовестно), обязанности преподавателей (быть требовательными, но бесконечно терпеливыми) и кодекс поведения (быть опрятными, пить в меру, наркотики не употреблять, не сквернословить и не драться).

В это утро впервые встретился с одногруппниками. Всего нас на программе Ocean Graduate восемь человек. Компания собралась интернациональная: испанка Мирея, французский румын Раду, ирландец Тим, Патрик — парень из Бермуды со швейцарским паспортом и трое англичан: Гари — адвокат из Сити, инженер Майк из Лидса и самый младший, восемнадцатилетний Колам. Все попали в академию разными путями. Некоторые, как я, Майк, Раду и Гари, решили оставить карьеру и сменить профессию. Самые младшие, Патрик и Колам, пришли сюда после школы. Тим, бывший член олимпийской сборной по парусному спорту, решил переквалифицироваться, а Мирея, видимо, девушка из обеспеченной семьи, ищет здесь себя. К нашей группе добавли еще канадца Мэта, который учится на программе Commercial Yacht Master, совпадающей до определенного момента с нашей. Всю группу поделили на два экипажа: Drake 1 и Drake 2. В классе мы будем заниматься вместе, а морскую практику проходить отдельными командами на разных яхтах. Я в команде тех, кому за тридцать, вместе с Раду, Гари и Миреей. Изначально вместо нее был Мэт, но она решила, что веселее будет с нами, и поменялась с ним местами.

В академии четыре общежития, от казарменного толка комнат с четырьмя двухъярусными шконками и душем на этаже до элитного блока с двух- и одноместными номерами с удобствами и телевизорами.

 

Arc Royal (Королевский ковчег), один из старых, не самых комфортабельных жилых корпусов

В стоимость курса включено размещение в номерах двух- или четырехместных, как повезет. Мне повезло, моим единственным и постоянным соседом оказался милейший Раду, Гари доплатил за одноместное проживание, Мирея, как единственная девушка на курсе, не делит комнату ни с кем, а остальные товарищи размещаются по двое или иногда все вчетвером. Во время каждой морской практики, то есть через каждую неделю или две, мы должны освобождать комнаты и переезжать жить на яхты, а по возвращении въезжать уже в другие, свободные на данный момент.

Устроена академия как самодостаточный университетский городок с аудиториями, интернет-классом, общежитиями, бассейном, столовой, мастерскими, причалами и даже баром. Единственное, чего здесь не хватает, — это библиотеки. Говорят, что ее заменяет бар.

Собственный флот UKSA состоит из одиннадцати парусных яхт от 35 до 67  футов (от 11 до 21 м). Есть несколько Elan, пара круизных Jeanneau 43, прекрасные Sweden 390 и 42, два серьезных Challenge 67 и один катамаран. Для получения моторной квалификации арендуют cорокафутовый (12,5 м) катер, сейчас это Princess V40.  Текущий ремонт осуществляют собственные механики, а драить палубу и мыть яхты должны студенты, то есть мы.

 

Примерную программу занятий я получил еще дома вместе с приглашением и другими документами, но настоящее расписание нам раздали в первый ознакомительный день. Как мне кажется,  все спланировано очень логично. Сначала основы техники безопасности на берегу, потом неделя морской практики, следом теория навигации в классе, потом снова морская практика уже с применением пройденной теории, и так, чередуя теорию с практикой, нас подводят к главному экзамену курса — Yachtmaster Offshore, который будет в середине июля. После успешной сдачи этого экзамена нам предстоит повысить свою квалификацию с Yachtmaster Offshore до YM Ocean, для чего нужно изучить основы астронавигации и провести 3 недели в открытом море на одной из океанских яхт академии. Из 23 недель курса примерно половину времени мы проводим на яхтах, а вторую — в аудиториях и на тренажерах.

На переднем плане легкие RIB, с которых начинается курс. А высокая мачта на заднем — сорокатонный Challenger 67, которым курс заканчивается

Для разминки — двухдневный курс вождения моторных лодок, по-английски powerboat (они на фото). Это один из стандартных курсов RYA, после которого выдают сертификат на управление моторкой с подвесным или стационарным двигателем любой мощности. У академии свой флот оранжевых РИБов (RIB - rigist inflatable boat, жестко-надувная лодка) — лодок с жестким пластиковым днищем и надувными бортами, оснащенными 25-сильными моторами, на которых можно безопасно выполнять свои первые маневры на воде. Курс предполагает немного теории, умещающейся в тонкой иллюстрированной брошюре. В принципе она включает все те разделы, что и большой учебник для шкиперов, но в сильно сокращенной и упрощенной форме. Например, шкала Бофорта, которая состоит полностью из двенадцати баллов, ограничена здесь шестью, так как уже и в шесть баллов на моторке делать в море нечего.

 

Теория уложилась в несколько часов перед ланчем, после которого нам показали, где можно получить рации, топливо, набор сигнальных огней, спасательные жилеты и ключи от лодок. Все это необходимо всякий раз брать с собой.

Для практической части мы разделились на команды из двух-трех студентов, каждая на своей лодке с инструктором. Основное время было уделено парковке, постановке на якорь, подходу к человеку в воде, то есть все тем же маневрам, которые мы позже будем осваивать на яхтах.

На следующий день вся надувная флотилия вышла в пролив Солент для отработки скоростного маневрирования. Поскольку из двадцатипятисильного мотора особой прыти не выжать, с нами был большой RIB академии, на котором подвешен мотор уже в 120 лошадей. Газ до упора на таком способствует немалому приливу адреналина в кровь. Было интересно впервые выйти в Солент, нашу основную учебную акваторию, посмотреть вблизи на буи, которые здесь носят имена собственные. По итогам курса все получили права на моторку. Теперь мы сможем брать разъездной катер академии, чтобы отправиться, например, в знаменитый среди яхтсменов бар Folly Inn на другом берегу Медины, приливной речки, делящей Кауз на западную и восточную части, где регулярно случаются буйные танцы на столах.

Следующим в программе был блок обязательной подготовки всех профессиональных моряков — STCW95, в который входят теоретические лекции про личную безопасность и общественные обязанности и практические занятия: борьба с пожаром на судне, оказание первой медицинской помощи и способы личного выживания при кораблекрушении.

 

Теорию читал чудаковатый Пол Мартин, спасший своим артистичным исполнением нудные лекции по технике безопасности. Типичный объект остроумия для англичан — французы, поэтому, когда речь заходила о каких-либо международных конвенциях, Пол обязательно добавлял, что они действуют даже во Франции, а когда в качестве примера приводил свою жену, каждый раз начинал: «Эта, как ее..., никак не могу запомнить». Несмотря на шутки, курс жутковатый, из него я впервые узнал о возможности вторичного утопления, когда попавшая в легкие соленая вода вытягивает жидкость через альвеолы, и спасенный из воды человек умирает через сутки. Не лучше выглядит и возможность умереть от переохлаждения — самая частотная причина гибели жертв кораблекрушения. Но надежда спастись есть, как показывают примеры людей, найденных живыми в спасательных плотах после 120 дней дрейфа в океане. Главное, как неоднократно повторял Пол, — не терять волю к жизни.

Занятие со спасательным плотом проводилось в собственном бассейне академии — пятнадцатиметровом лягушатнике, который открыт для свободного посещения студентами несколько часов каждый день. Каждый должен был продемонстрировать способность перевернуть плот и затащить в него бесчувственного товарища. Я полностью провалил задание, отцепился и утонул.

Пожарный инструктор, как и все здесь, был профессионалом и энтузиастом своего дела. На лекции я исписал шесть листов на тему классификации пожаров и методов борьбы с ними. В нужные моменты, когда внимание аудитории начинало рассеиваться, он вставлял дежурные шутки про французов и крутил видеоролик с охваченным пламенем и дымом складом конопли в Канаде, из которого вываливались пожарные и расплывались в блаженных улыбках. Практическая часть курса проводилась в настоящей пожарной части, где мы пробовали разные типы огнетушителей, а потом в полном обмундировании с дыхательными аппаратами устраняли пожар в специальном тренировочном комплексе. Внутри полная темнота, дым и жар от полыхающих деревянных паллет, движениям мешает тяжёлая пожарная роба и шланг, который нужно протащить с собой внутрь. Обстановка максимально приближена к реальной ситуации пожара. Один из нашей команды, Патрик, споткнулся о шланг и умудрился вывихнуть коленку. Тогда развернулась уже настоящая спасательная операция, пожарные вытащили его из задымленного комплекса и оказали первую помощь.

После STCW95 были еще два однодневных стандартных курса RYA: радиооператор и знакомство с дизельным двигателем, после чего можно было наконец выходить в море.  Но об этом — в следующий раз.

 

Фото автора

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+