По упоминаемости в Великобритании с Diamond Jubilee (60-летний «бриллиантовый юбилей» царствования Елизаветы II) могут сравниться только Олимпийские игры. Но что такое какие-то игры, которые, как известно любому ребенку, через пару лет будут где-то еще, по сравнению с тем, что никогда больше не повторится? Хотя у Олимпиады и Diamond Jubilee есть общее: они все больше обрастают количеством участников и собственной символикой. Недавно композитор Эндрю Ллойд Вебер с вокалистом группы Take That Гари Барлоу даже написали официальную песню юбилея (партию на тамбурине исполняет принц Гарри).
Шанса сделать что-нибудь «юбилейное» не упускает никто, в том числе и производители еды и алкоголя, рекламирующие свою продукцию как лучший способ отметить. Компания Berry Bros. & Rudd,, ведающая винными погребами королевского двора, начала эксклюзивную продажу Graham’s 1952 Diamond Jubilee Port (если не в магазинe BBR на Сент-Джеймс стрит, этот портвейн можно купить в Португалии). Компания Fortnum & Mason выпустила Fortnum’s Jubilee Blanc de Blancs Champagne и Jubilee Royal Brackla 11 Year Old Single Malt Whisky. Шампанский дом Moet & Chandon, обладатель награды Royal Warrant от королевского двора с 1955 года, предлагает Moet & Chandon Diamond Jubilee Cuvee. Не остались в стороне и производители пива Spitfire: с выпуском эля Spitfire Limited Edition Glorious 2012 компания призывает покупателей: «Keep Calm and Celebrate» («Сохраняйте спокойствие и празднуйте»), аллюзия на популярный плакат военных времен.
Следуя совету, я подумала, что патриотически настроенный британец вполне может отметить «бриллиантовый юбилей», обойдясь винами местного производства. Начать гуляния (многие из них будут проходить на улицах, где, как и в день коронации Елизаветы II, накроют столы) можно с 2010 Ashcombe Hill Rondo Pinot Noir. Это вино сделано большей частью из гибридного сорта «рондо», подходящего для капризного английского климата, с добавлением «пино нуара». Результат — очень фруктовое, с ароматом клубники вино, пользующееся большим успехом у барышень.
Но надежда английского виноделия не тихие вина. Более половины всех вин, производящихся в Англии, игристые. По словам винного консультанта и бывшего главы Ассоциации виноградников Англии Стивена Скелтона, площади, занимаемые виноградом для производства тихих вин, сокращаются. Как говорит Скелтон, даже лучшие английские тихие вина продать очень тяжело: «Эти вина обычно слишком дороги. Люди не уверены, стоит ли переплачивать за вина более поздних годов урожая». Владельцы магазинов, которые не могут реализовать товар и не хотят держать его на складе, начинают продавать вина со скидками, что еще больше ухудшает имидж продукта в глазах покупателя. «Этот порочный круг сгубил торговлю английскими тихими винами. С игристыми ситуация другая: в голове у людей есть уверенность, что чем старше бутылка, тем лучше», — поясняет Скелтон.
В голове у людей появляется и другое — ощущение, что пить английское игристое не стыдно и даже модно. «Это лучше, чем шампанское», — попробовав английское вино, потрясенно сказал один из участников популярного телешоу The Apprentice, гости которого борются за право начать собственный бизнес. Одним из последних заданий командам было придумать маркетинговую кампанию для английского игристого вина. The Apprentice — и близко не специализированная передача для винных снобов, и сам выбор темы показывает, что массовое восприятие английского игристого изменилось. Все больше людей убеждается, что за стоимость среднего шампанского можно найти бутылку интересного английского вина. Нежелание переплачивать за шампанское как бренд участники The Apprentice сформулировали в слогане своей кампании в поддержку английского игристого вина: «Меньше треска — больше блеска» (в оригинале Less fizz — more sparkle).
Блеск этот востребован сейчас до такой степени, что, как подтверждает Джулия Трастрэм-Ив из Ассоциации производителей английского вина, на рынке сложилась уникальная ситуация: «Спрос на английское игристое сейчас превышает предложение: у магазинов и виноделов недостаточно вина, чтобы продать его всем желающим». К 2015 году в Англии, как ожидается, будет произведено 5 млн бутылок игристого вина в год (сейчас этот показатель — 2–3 млн бутылок). Некоторые производители уже сейчас начинают задумываться о потенциальной опасности такого положения, когда успех категории зависит от того, насколько виноделам удастся поддержать престиж и цены на нынешнем высоком уровне. Ричард Балфур-Линн из компании Balfour считает, что главное для английских игристых — «не стать зависимыми от супермаркетов, которые запросто могут пойти на демпинг цен, если это будет им выгодно».
Но многие производители пока не паникуют, а в духе «бриллиантового юбилея» празднуют заслуженный успех. Выбирать, с бокалом чего именно отметить, сейчас есть из чего. На рынке появляются новые марки — тот же Balfour Brut или Coates & Steely, которые стоит попробовать, если вы увидите их на магазинных полках. А если нет, то стоящие вина есть и крупных производителей — Ridgeview, Chapel Down и Nyetimber. Мои любимые английские игристые в этом месяце — South Ridge Blanc de Noirs 2009 и 2001 Nyetimber Première Cuvée Blanc de Blancs. Первое мы пробовали на дегустации в сравнении с шампанским premier cru — и, очень смущаясь, многие гости шепотом признавались, что английское им понравилось гораздо больше. Про 2001 Nyetimber Première Cuvée Blanc de Blancs можно и не шепотом сказать, что это одно из лучших английских игристых на рынке. Изготовленное только из «шардоне», это вино с ароматом бриоши и сливочным послевкусием может тягаться со многими шампанскими — и выйти победителем.