К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Может ли американское вино за $200 конкурировать с французским

фото предоставлено автором
фото предоставлено автором
По сравнению с европейскими винами лучшие калифорнийские каберне продаются почти задаром

Незамысловатый и не претендующий на социологическую репрезентативность опрос, который я провел среди полутора десятка своих знакомых, дал 100% негативный результат. В ответ на просьбу назвать пять «винных» стран ни один человек не упомянул США. Помимо очевидных лидеров — Франции, Италии, Испании, Чили, Австралии и Аргентины — мои собеседники вспомнили  Португалию и Германию, Грузию с Молдавией, ЮАР и Новую Зеландию — но не США.

Это вполне объяснимо: американские вина никогда не были особенно широко представлены на российском рынке — и в силу их относительной дороговизны, особенно в 90-е годы, и благодаря более чем скромным маркетинговым усилиям американской стороны. И это категорически не соответствует роли и месту Америки на винной карте мира! То, что США являются вторым рынком в мире по объему потребления вина, в общем-то неудивительно: сказываются европейские корни, высокий уровень жизни значительной части населения, современные стандарты потребления. При этом, кстати, среднедушевое потребление сравнительно невелико — 9,1 л: тоже по понятным причинам. Так что в общенациональной перспективе американская ситуация очень похожа на нашу: продвинутое меньшинство (весьма большое) пьет вино, много и хорошего, но массовым продуктом остаются пиво и крепкое спиртное.

Большее удивление может вызвать четвертое место среди винопроизводящих стран (после большой европейской тройки — Италия, Франция, Испания), занимаемое США. А притом что почти половина (47%) производимого вина экспортируется, американцы оказываются едва ли не самыми толерантными потребителями. При собственном винном изобилии американцы более чем толерантны по отношению к винам из других стран

 

Так что сам факт пребывания в США еще не вынуждает погружаться в местное виноделие. Даже в главном винодельческом штате — Калифорнии — ресторанные винные карты напрочь лишены шовинистического угара. Никаких снобистских резерваций типа fenetre dans le monde (так не без юмора в одном из парижских люксовых отелей называется раздел нефранцузских вин) — отличный выбор вин со всех уголков земного шара. Более того, зачастую подборка столь заманчива, что способна отвлечь внимание от продукции американских виноделов, которая, за исключением пары десятков виноделен и брендов, — настоящая терра инкогнита. Так что зачастую приходилось действовать наугад, призывая на помощь интуицию или, если дело было в хорошем ресторане, сомелье.

Американское виноделие приятно удивляет сортовым разнообразием. Чего тут только нет: и вионье, и руссан, и рислинг, и небиолло, и совиньон блан, и санджовезе — список можно продолжать. Но два, нет, все же три главных (опираюсь сейчас не на статистику, а исключительно на личные впечатления) — шардоне, каберне совиньон и пино нуар. Сегодня хорошее американское, а точнее калифирнийское, шардоне — это настоящая золотая середина между европейской минеральной элегантностью и новосветской плодовой полнотелостью: кремовые, сливочные, алкогольные — но одновременно питкие, свежие, фруктовые. Что же до пино нуар, то, возможно, я слишком очарован — или испорчен — Бургундией, но американцы здесь до вершин пока не дотягивают. В попытке добиться чистоты и нежности вкуса они напрочь забывают о фруктовой насыщенности, капитулируют перед излишней кислотностью и при этом все же плохо справляются с высоким уровнем алкоголя. Калифорнийский пино нуар хорош, своеобразен, оригинален, но это не тот пино, который будешь пить всю оставшуюся жизнь.

 

Зато с каберне совиньон в Калифорнии все очень хорошо. Если вы любите каберне, то вам сюда. Каберне (как правило, в купаже с небольшой долей других бордосских сортов) здесь яркий , с хорошими танинами, в меру фруктовый, в меру перечно-пряный, несколько более сочный, но не менее элегантный, чем в Европе. И достигает баланса и зрелости лет через 5-6 выдержки. Местные сомелье неоднократно и весьма настойчиво пытались убедить меня в том, что калифорнийское каберне более фруктовое и поэтому весьма хорошо и в совсем юном возрасте. Не верьте! Так они оправдывают избыточное предложение молодых урожаев. Однажды я клюнул на эту удочку, заказал бутылку 2009 года — и пожалел.

Среди калифорнийского винного разнообразия нельзя не отметить игристые вина. Только ленивый шампанский дом не открыл здесь свой филиал: и Moet, и Mumm, и Roederer, и Heidschek... Образцы встречаются достойные, тем более что стоят в среднем в два раза меньше французского оригинала, но это не тот случай, когда стоит идти на компромисс (даже в большей степени, чем в случае с пино нуар). Сами американцы это в общем-то понимают, и выбор французского шампанского в Калифорнии безукоризнен.

Неравнодушны в Калифорнии и к ронским сортам. Сира здесь пользуется уважением и получается очень и очень неплохо, с выразительными ягодными тонами и яркими специями. Главный ронский апологет Калифорнии — Рэндел Грэхем с его знаменитой винодельней  Bonny Doon в городе Санта Круз, ставшими уже культовыми винами Le Cigar volant и Old Telegram, и запоминающимся ресторанчиком прямо на винодельне, где под калифорнийские блюда в формате тапас стоит перепробовать местную интерпретацию винных достижений из  долины Роны. Отдельно рекомендую игристый рислинг — весьма оригинально!

 

Ну конечно же, в Калифорнии популярен зинфандель — до некоторой степени фирменный здешний сорт. Из него получаются и элегантные гастрономические розовые вина, и живые фруктовые красные. Хороший вариант на каждый день, особенно если почувствуете усталость от мощного и полнотелого каберне.

Что касается брендов, то из всего калифорнийского топа в наших краях можно найти разве что Opus One (потому что это совместный проект Роберта Мондави и барона Филиппа Ротшильда из Chateau Mouton-Rotschild), Dominus (так как это американский проект  Кристиана Моэкса из Petrus) да Insignia от Joseph Phelps (потому что хороший российский дистрибутор). Мимо российского рынка прошел даже примечательный проект знаменитого модельера Kenzo, открывшего винодельню в долине Напа. Большой фанат вина, знаменитый Френсис Форд Коппола сделал из своей винодельни целый киногастрономический аттракцион, но его вина в России признания также не получили. Впрочем, надо признать, что фильмы Копполы несколько лучше его вин.

По настоящему культовые и великие вина от Ridge Montebello,  Shafer,  Stag s Leap, Heitz, Quintessa, Rudd estate, Silver Oak в России неизвестны и практически не представлены. Между тем, это вина мирового уровня, замечательные не только многочисленными победами на конкурсах и высокими рейтингами, но прежде всего своими вкусовыми достоинствами. Кстати, на фоне европейского ценового бума последнего десятилетия лучшие калифорнийские каберне продаются почти задаром. По сравнению с четырехзначными ценами на бордосские гран крю лучшее американские бутылки стоят почти что дешево — от $200 за бутылку Opus One прямо на винодельне до $400-700 за пяти-семилетнее вино в приличном ресторане.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+