Коу — больше не катастрофа: почему он и Самаранч в России видятся лучшими главами МОК

В конце недели мир узнает имя нового президента Международного олимпийского комитета. После 12 лет службы пост покинет Томас Бах — у бывшего немецкого фехтовальщика будет время до 24 июня, чтобы принять ряд важных для олимпийского движения решений, и передать полномочия новому главе.
Среди претендующих на место Баха семь кандидатов, но фаворитами называют троих: Кирсти Ковентри из Зимбабве, которая теоретически может стать первой женщиной главой МОК, британец Себастьян Коу, возглавляющий World Athletics, и Хуан Антонио Самаранч-младший, чей отец на протяжении 20 лет возглавлял олимпийское движение.
Остальные — француз Давид Лапартьян, японец Моринари Ватанабэ, британец шведского происхождения Йохан Элиаш и иорданец Фейсал аль-Хуссейн — по общему мнению, имеют куда меньше шансов. Впрочем, предсказать исход выборов нельзя: 109 членов комитета голосуют в закрытом режиме и узнать их предпочтения до выборов невозможно. Личные встречи претендентов с членами МОК под запретом, а единственная возможность представить свои предвыборные программы у кандидатов была конце января — на презентацию всем семерым дали по 15 минут.
Тем не менее, у российских экспертов и спортсменов уже сложилось мнение о кандидатах и о том, кто станет для нашего спорта лучшим президентом МОК. Ему предстоит следующие восемь лет возглавлять олимпийское движение — срок, в который поместится четыре Олимпиады и, будем верить, возвращение спортсменов из России с флагом и гимном.
Ватанабэ лучший кандидат для России, но его не выберут
Первый кандидат на пост президента МОК из Японии с 2016 года возглавляет Международную федерацию гимнастики (FIG), отношения с которой у российской стороны наладились только после того, как спортивную и художественную гимнастики в нашей стране объединили в одну организацию — ее возглавил гендиректор РЖД Олег Белозеров. Гимнасты России, пропустившие Олимпиаду в Париже, прямо сейчас получают нейтральный статус для участия в международных стартах, а не так давно, в середине марта, их своим визитом почтил сам Моринари Ватанабэ.
С февраля 2022 года ни один президент настолько крупной международной федерации не был в Москве. По мнению олимпийской чемпионки и депутата Госдумы Светланы Журовой, таким образом Ватанабэ показал членам МОК, что является единственным кандидатом, который приехал в Россию, представительство которой в комитете сейчас нет. «Но также он посетил и Украину, чтобы избежать недоразумений», — добавила Журова.
Ватанабэ считают аутсайдером предвыборной гонки: во-первых, японец не говорит по-английски, что очень важно в преимущественно англоязычной организации, во-вторых, он менее консервативен — его предложение провести Олимпиаду на пяти континентах одновременно и реорганизовать МОК в виде Палаты представителей и Сената кажется радикальным.
«По-человечески Ватанабе — очень приятный человек, с ним всегда интересно общаться. В личных и публичных контактах он всегда отдавал должное российской школе гимнастики — как спортивной, так и художественной. Пожалуй, из всех президентов международных федераций он чаще остальных приезжал к нам.
Он неплохой кандидат, с ним можно работать. Но не уверен, что он является фаворитом. Что касается заявлений Ватанабэ, то из них никаких выводов сделать невозможно. Что и как именно о собирается делать, непонятно», — считает бывший министр спорта России Павел Колобков.
Почему Коу не такой плохой вариант для нас
Выдвижение Себастьяна Коу в президенты МОК в прошлом году у нас называли катастрофой и даже искали причины, по которым британца могут не допустить до выборов.
Коу с 2015 года, с того самого момента, когда российская легкая атлетика находится под санкциями, возглавляет World Athletics. Ее позиция по отношению к нашим спортсменам неизменна даже после того, как почти все федерации летних видов спорта допустили россиян в нейтральном статусе на свои старты.
«Мы вернемся на Олимпиаду, это не вопрос. Вопрос только когда и на каких условиях. Это единственное. Могу сказать, что для нас точно не очень хорошо, если изберут Коу, который считается в данный момент одним из наиболее ярких претендентов. Ведь по своей деятельности в международной федерации он нас совсем не жалует», — так звучит мнение большинства российских экспертов из уст бывшей фигуристки Ирины Родниной.
Четырехкратный призер Олимпийских игр, в том числе золотой медалист Игр-1980 в Москве, активнее других кандидатов участвовал в предвыборной гонке, заслужив звание кандидата «номер 1» на замену Томаса Баха. С тех пор изменилось к Коу отношение и в России. Например, комментатор и советник министра спорта Дмитрий Губерниев заявил, что в случае избрания британский чиновник смягчит отношению к российскому спорту.
«Я уверен, что любой человек, который придет на эту должность, смягчит позицию по отношению к России. Это совершенно точно. Себастьян Коу точно ее смягчит, я знаю это точно непосредственно из окружения Себастьяна Коу», — сказал Губерниев.
Того же мнения придерживается призер чемпионата мира по легкой атлетике, комментатор Иоланда Чен:
«Коу будет делать все, что ему прикажут. Он по-прежнему главный русофоб в мировом спорте, не верьте ему. Но ветер перемен уже подул в нашу сторону, и Коу станет лучшим другом Москвы. Скоро он будет радостно вспоминать, как приезжал в нашу страну на конференцию, как выигрывал в Москве Олимпийские игры, как он здесь выпивал и закусывал. У Коу больше всех рыло в пуху. Поэтому он сейчас изо всех сил носом своим крутит, как волк, нюхает, где можно поживиться».
Олимпийская чемпионка по конькобежному спорту Журова тоже не сомневается в изменениях позиции Коу по России: «Все-таки он олимпийский чемпион и внутри он все равно за спортсменов. Ему приходится быть русофобом сейчас».
Будет ли Самаранч-младший таким же, как отец?
После того, как в сентябре прошлого года, стали известны имена семи кандидатов, в России лучшим вариантом на смену Баху назвали Хуана Антонио Самаранча-младшего. Та же Журова говорила о «генетической памяти» испанца, чей отец работал послом в Москве, а после на протяжении 21 года возглавлял Международный олимпийский комитет. Сам же Самаранч-младший сравнений с отцом не любит и настаивает на том, что не будет пользоваться его влиянием перед выборами.
«История Самаранча получилась бы очень красивой: его отец был легендарным президентом, который реформировал и возродил МОК. Самаранч-младший всю жизнь находится в спортивном движении, готов идти на компромиссы по многим вопросам, у него хорошая репутация.
Мне кажется, что он один из самых лучших кандидатов для России. Я не говорю, что он будет делать все, что мы попросим, но он, по крайней мере, точно будет вести переговоры. В отличие от Томаса Баха, который все пытается делать руками других людей и других структур и на диалог не идет», — считает вице-президент Федерации бобслея России Елена Аникина.
Как и Коу, Самаранч — в числе фаворитов предвыборной гонки. Как он сам признавался, 15-минутная презентация перед членами МОК в конце января была его лучшей речью в жизни. В отношении России испанец пока не так красноречив — за несколько дней до выборов Самаран-младший дал интервью Mundo Deportivo, в котором заявил, что «пока остаются в силе причины, по которым был отстранен Олимпийский комитет России, участие российских спортсменов в Олимпиаде в Милане в составе национальной сборной будет невозможным».