Сын своего отца: как династия Самаранчей завоевывает спорт

Хуан Антонио Самаранч-младший был избран членом МОК в 2001-м — в том же году, когда его отец Хуан Антонио Самаранч ушел в отставку, но он говорит, что «никогда не надеялся, что его фамилия поможет ему в развитии олимпийской карьеры» или «будет использована против него».
«То, что я сын своего отца — это не преимущество. Я никогда не пользовался его влиянием за время своего членства в МОК и, конечно, не буду пользоваться перед выборами», — утверждает Самаранч-младший.
Тем не менее, испанец вряд ли сможет избежать сравнений с отцом, если будет избран президентом МОК, а такая вероятность высока: наравне с Кирсти Ковентри из Зимбабве и британцем Себастьяном Коу, Самаранч-младший — в числе фаворитов президентской гонки. У его отца 45 лет назад конкуренции на выборах почти не было — в первом туре он получил абсолютное большинство голосов, опередив трех кандидатов.
За 21 год пребывания Самаранча-старшего на посту главы комитета Олимпийские игры стали по-настоящему всемирными как по количеству стран, так и по размеру зрительской аудитории благодаря телевидению. В годы его правления Игры стали коммерческой империей, а МОК — богатой организацией, в прошлое ушли бойкоты, а на Олимпиады стали приезжать игроки Национальной баскетбольной ассоциации (НБА) и Национальной хоккейной лиги (НХЛ).
Правда, Самаранч-старший сталкивался и с критикой — есть мнение, что блага комитета и Олимпиад были получены ценой потери независимости и уязвимости олимпийского движения перед коррупцией. В 2010 году Самаранч-старший скончался на 90-м году жизни.
Перед его сыном, в случае победы, будут стоять другие задачи — глобальное потепление, вопросы гендерного равенства, усложнившийся вопрос выбора хозяев Олимпиад и многие другие. Самаранч-младший уверен, что сможет справиться с предстоящими трудностями и без опыта своего отца.
«Люблю отца и горжусь им, но сейчас совсем другой мир. В его время не было таких вызовов, как сейчас, и рецепты для разрешения проблем совершенно разные. Нет решений из его времени, которые можно было бы применить сейчас. Я рад, что многие говорят о наследии моего отца, но сейчас идет совершенно другой матч», — заявлял испанский чиновник.
Как Самаранч-младший сделал успешную карьеру в банковской сфере
Самаранч, инженер по образованию и обладатель степени MBA Нью-Йоркского университета, начинал карьеру продавцом в парфюмерном секторе. Испанец вспоминал, что в те годы, он «не мог отличить лаванду от лимона», но работа научила его методам ведения бизнеса.
В 1980-х Самаранч-младший работал в инвестиционных банках First Boston (Нью-Йорк) и SG Warburg (Лондон), а позже стал учредителем своего — GBS Finance, специализирующегося на закупках и управлении капиталом, где, по его словам, он консультировал клиентов по сделкам на сумму от $100 млн до более чем $5 млрд.
Параллельно карьере в банке испанец вел активную карьеру в спорте: начал с членства в Совете Испанской федерации современного пятиборья в 1984 году и дорос до первого вице-президента Международной федерации этого вида спорта. При этом сам Самаранч никогда профессиональным спортом не занимался, и к пятиборью никакого отношения не имел. На данный момент Хуан Антонио также является членом RACC — Королевского автомобильного клуба Каталонии.
Уже 24 года Самаранч-младший является членом МОК, но и по сей день он остается партнером GBS Finance. Свое первое интервью после оглашения списка кандидатов на выборы президента МОК в сентябре 2024-го испанец как раз дал в мадридском офисе банка. По мнению чиновника, финансовый опыт как нельзя кстати для комитета, если его изберут его главой.
«Я веду переговоры уже 40 лет, — сказал он. — У меня есть связи в корпоративном мире, и я привык иметь дело с ними на самом высоком уровне».
В рамках предвыборной кампании Самаранч-младший предложил создать спортивный инвестиционный фонд и запустить олимпийскую донорскую программу, а также призвал пересмотреть права на трансляцию и модернизировать программу TOP (ведущие спонсоры Олимпийских игр), подтвердив, что «олимпийские ценности как никогда привлекательны для бизнес-лидеров».
Самаранч сотрудничает с Китаем, а его дети вовлечены в спортивную индустрию
Самаранч-старший — один из самых известных и любимых испанцев в Китае, граждане которого считают, что его поддержка была жизненно важна для открытости страны перед остальным миром. При нем после десятилетий спортивной изоляции Китай впервые принял участие в Олимпийских играх-1984 в Лос-Анджелесе, в то время как Тайвань продолжал пользоваться значительной долей международной поддержки. При Самаранче-старшем Китай также впервые стал одним из главных претендентов в организации Олимпиады — сначала в 2000 году, когда он проиграл Сиднею двумя голосами, а затем в 2008 году, которые в итоге прошли в Пекине.
В 2012 году, через два года после смерти Самаранча-старшего, его сын и внук, которого тоже зовут Хуан Антонио, основали в Пекине Фонд имени своего отца и деда. В его правление вошли такие крупные игроки на рынке, как Anta (один из крупнейших производителей спортивных товаров), корейская технологическая компания Samsung и японский Asics.
За последние 15 лет Самаранч-младший посетил Китай более 65 раз, а в 2018 году испанец возглавлял координационную комиссию Пекинских игр. Совпадение или нет, но в 2022 году его избрали вице-президентом МОК во время сессии комитета, которая как раз проходила в Пекине.
Внук Самаранча, третий Хуан Антонио в этой династии, был директором Фонда с 2016 по 2022 год, а летом 2023-го укрепил связи семьи с Китаем, заняв должность директора по развитию в Испании Alibaba — китайской компании, работающей в сфере интернет-коммерции. Ранее, работая в мадридской компании по управлению активами GBS Finance, основанной его отцом, молодой Самаранч также консультировал базирующуюся в Шанхае Bright Food Group при покупке в 2015 году каталонской Miquel Alimentació — лидера испанского рынка в сфере дистрибуции и оптовой торговли.
Еще старший сын кандидата в президенты МОК является соучредителем SGV Tournament — цифровой платформы, которая связывает спортсменов-любителей с организаторами турниров. Всего у Самаранча-младшего и его жены — итальянской бизнесвумен в сфере розничной торговли и модной одежды Кристины Бигелли — четверо детей. Все они, так или иначе вовлечены в спортивный мир. Например, Маттео Самаранч работает директором по развитию компании Atm Media, занимающейся аудиовизуальным производством спортивных соревнований. Он, как и старший брат Хуан Антонио работал в банке отца и стал соучредителем приложения для спортсменов-любителей.
Дочери Самаранча-младшего — Алессия и Аллегра — более публичны, чем их братья. В 2009 году Алессия проходила летнюю стажировку в МОК, а сейчас является директором Gympass — платформы со штаб-квартирой в Нью-Йорке, которая связывает спортивные залы и потенциальных пользователей. Эта компания завершила 2023 год с более чем 2700 филиалами в США, Европе и Латинской Америке.