Футбольная колонизация: УЕФА может провести финал Лиги чемпионов в США

УЕФА уходит от агентства, которое создало Лигу чемпионов
УЕФА и Европейская ассоциация клубов (ECA) объявили, что в ближайшее время начнут переговоры в американским маркетинговым агентством Relevant Group. Союз уже сотрудничает с американцами последние три года, то теперь это взаимодействие должно выйти на новый уровень.
Союз не самостоятельно реализует коммерческие и телевизионные права — для этого есть подрядчики. И уже более 30 лет УЕФА сотрудничает со швейцарским агентством TEAM Marketing. Причем это не просто сотрудничество: фактически, вся современная система еврокубков была создана этой компанией.
УЕФА решил реформировать Кубок европейских чемпионов еще в 80-х годах, и для этого искали партнеров. Швейцарцы настолько поверили в проект, что даже взяли кредит в 150 млн франков, чтобы вложиться в будущую Лигу чемпионов. А тогда никто не мог представить, в какой глобальный бренд превратится турнир.
TEAM Marketing вложила деньги в турнир, и получила взамен эксклюзивные и глобальные права на реализацию маркетинговых и ТВ-прав. Все спонсоры УЕФА приведены именно швейцарским агентством. Весь брендинг тоже придуман им, даже логотип и гимн. Компания разработала единый стандарт для трансляций и работы со спонсорами. Иначе говоря, существующая Лига чемпионов — это продукт TEAM Marketing.
С каждым трехлетним циклом УЕФА добивается увеличения доходов, что сказывается на призовых фондах еврокубков. Но в 2022 году отношения между Союзом и TEAM Marketing несколько изменились: УЕФА подписал контракт с Relevant Group на поиск ТВ-партнера в США. Результаты в УЕФА одобрили: союз заключил соглашение с Paramount Global (CBS, CBSSports и онлайн-сервис Paramount+) на шесть лет и $1,5 млрд. За TEAM Marketing осталась работа на всех других рынках планеты.
Впечатленные успехом на американском рынке, руководители футбольного Союза теперь планируют, что в 2027 году после окончания действующего трехлетнего цикла почти 40-летнее сотрудничество с TEAM Marketing завершится. Официального подтверждения этому пока нет, но в TEAM Marketing уже шокированы последними новостями: появились слухи об увольнении более ста сотрудников.
Если сделка состоится, то Relevant Group будет сотрудничать с УЕФА шесть лет, с 2027 по 2033 год. Кроме получения новых контрактов и доходов УЕФА преследует и дополнительную цель — лишить бунтарей из суперклубов возможности найти инвесторов для Суперлиги: потенциальных инвесторов Возможно, что таким образом союз хочет сыграть на опережение и окончательно уничтожить Суперлигу: именно американские банки собирались вложить миллиарды в проект, который должен был объединить 13 сильнейших клубов Европы.
С 2027 года еврокубки могут приносить УЕФА свыше €5 млрд в год
Важно понимать, что сам формат Лиги чемпионов, Лиги Европы и Лиги конференций, вся концепция еврокубков находится в поле ведении УЕФА и ECA. Маркетинговые агентства также могут предлагать идеи, но в основном они работает по готовому и принятому проекту.
Так что вряд ли Relevant Group в одиночку может изменить формат Лиги чемпионов. Напротив, турнир с единой турнирной таблицей, восемью матчами и 36 клубами оказывается крайне успешным. Возможно, в будущем УЕФА даже удлинит свой «регулярный чемпионат» до 10 туров, чтобы увеличить доходы от трансляций.
Задача перед Relevant Group — найти способы еще увеличить доходы Союза. После реформы еврокубков Союз в нынешний цикл (2024-2027) получает по €4,4 млрд ежегодно, и после выплат участникам и федерациям оставляет себе €387 млн.
Все оставшиеся средства распределяются между клубами, в том числе и женскими. Причем деньги получают даже команды, не выступающие в еврокубках. Всего в Лиге чемпионов, Лиге Европы и Лиге конференций в течение сезона будет распределено €3,317 млрд, причем большая часть — в Лиге чемпионов.
Доходы УЕФА росли каждые три года. Так что и в 2027-м Союз рассчитывает, как минимум, пробить отметку €4,5 млрд. 85% от всех доходов приносит реализация ТВ-прав, и последняя реформа еврокубков была вызвана отчасти именно тем, что старый формат был исчерпан, и доходы на традиционных рынках уже росли не столь быстро.
С большой вероятностью, что в 2027-м выручка с еврокубков возрастет. И без особой помощи Relevant Group — просто за счет отсроченного эффекта после реформы. Бродкастеры и спонсоры, как и клубы с болельщикам, только прицениваются к новой Лиги чемпионов. И если она не подкачает в следующем сезоне, то спрос на новый телеконтракт будет большим.
Но УЕФА, видимо, готовит еще одну революцию, которая поможет увеличить выручку: The Independent сообщил, что финал Лиги чемпионов-2032/33 может пройти в США. И здесь прямо прослеживается след Relevant Group.
Владелец Relevant Group давно мечтает привезти европейские топ-матчи в США
Relevant Group принадлежит владельцу клуба НФЛ «Майами Долфинс» Стивену Россу. Ему же принадлежит главный стадион Майами — Hard Rock Stadium. И в последние годы интерес Росса к европейскому футболу только растет. Например, на этом стадионе прошел финал Кубка Америки-2024, а осенью прошлого года должна была пройти игра Ла Лиги между «Атлетико» и «Барселоной». В 2025-м здесь пройдет игры Клубного чемпионата мира, а через год — матчи чемпионата мира 2026 года, в том числе и встреча за третье место.
Не исключено, что Relevant Group хочет привести финал Лиги чемпионов именно в Майами. Причем Росс никогда не скрывал свое желание проводить больше матчей соккера в США. Например, именно агентство миллиардера в десятых создало предсезонный Международный кубок чемпионов. Отчасти, все современные и массовые турне топ-клубов — наследие именно Росса.
У УЕФА в запасе есть отличный вариант — Суперкубок, в котором встречаются победители Лиги чемпионов и Лиги Европы. Эту игру можно продать как американцам, так и Ближнему Востоку. И это будет не просто товарищеская встреча, а вполне соревновательная с участием сильнейшей команды мира.
Но у проведения финала в США есть и еще один плюс: это позволит резко увеличить выручку из Западного полушария. Для Paramount и прочих бродкастеров обеих Америк главный матч года в прайм-тайм — очень желанная опция. Бродкастер платит НФЛ $2,1 млрд ежегодно, и такие большие деньги обеспечены за счет права раз в четыре года транслировать Супербоул. И УЕФА может повторить нечто подобное и в США.
К тому же, УЕФА уже столкнулся с исчерпанностью инфраструктуры в Европе: Союз стремится постоянно менять страны проведения финала Лиги чемпионов, но количество стадионов нужного уровня не так велико. Поэтому приходится проводить финалы в одних и тех же городах, а многие действующие арены уже не соответствуют новым требованиям — например, УЕФА лишил миланский «Сан-Сиро» финала в 2027-м. За пределами Европы, особенно в США, огромных современных арен достаточно.