К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Рай для бедных: как Лига конференций помогает зарабатывать небольшим клубам Европы

Лондонский «Челси» больше других заработал от продажи телеправ (Фото Getty Images)
Лондонский «Челси» больше других заработал от продажи телеправ (Фото Getty Images)
В европейском футболе завершился основной этап Лиги конференций-2024/25. Определились 24 команды-участницы плей-офф, а также прошла жеребьевка стыкового раунда. Forbes Sport рассказывает, сколько заработали команды, а также почему третий по значимости еврокубок нужен европейскому футболу.

Как распределяются призовые в Лиге конференций

Лига конференций – самый «бедный» евротурнир. У него даже нет собственных ТВ-прав: они продаются в одном пакете с правами на показ матчей Лиги Европы. Поэтому клубы по итогам сезона получат от УЕФА всего €285 млн — почти в два раза меньше, чем участники Лиги Европы (€565 млн) и почти в 9 раз меньше, чем клубы Лиги чемпионов (€2,467 млрд).

К тому же, даже после реформ в Лиге конференции меньше игр, чем в двух других еврокубках. Здесь также участвуют 36 команд, из-за чего общий пул делится на большее значение, но туров в основном этапе осталось шесть. УЕФА не объяснил, с чем это связано, но есть два возможных объяснения. Во-первых, в ЛК играют много команд из лиг с системой «весна-осень» и с длительными зимними перерывами. Во-вторых, федерация могла попытаться таким образом снизить влияние результатов третьего еврокубка на рейтингу УЕФА, ведь во всех трех еврокубковых турнирах победа одинаково ценна и приносит по 2 очка в общую таблицу коэффициентов УЕФА.

И во всех трех еврокубках экономическая ценность побед уменьшилась. Например, в ЛЧ раньше выигранный матч проносил €2,8 млн евро, а теперь всего €2,1 млн. Но УЕФА компенсировал это двумя дополнительным турами. А вот в ЛК такого нет — раньше победа стоила €500 000, а теперь всего €400 000.

 

Тем не менее, призовые  для многих участников Лиги конференций важны, и вот как УЕФА распределяет их:

  • все 36 клубов-участников получают по €3,17 млн;
  • победа в основном этапе стоит €400 000 евро, а ничья — €133 000;
  • выход в стыковой раунд — €200 000;
  • попадание в топ-16 основного раунда оценивается в €200 000, а в топ-8 — еще €200 000 дополнительно;
  • проход в 1/8 финала, вне зависимости напрямую или через стыки, стоит €800 000 евро;
  • проход в четвертьфинал — €1,3 млн;
  • проход в полуфинал — €2,5 млн;
  • финалисты заработают €4 млн, а победитель — еще €3 млн сверху плюс получит путевку в основной этап Лиги Европы-2025/26.

Это только часть призовых. Есть бонусы за итоговые места в основном этапе (призовой пул составил €18,65 млн). И с нового сезона УЕФА ввел новый принцип распределения маркетингового пула — теперь он называется Value Pillar. Эта система работает во всех трех еврокубках. И если в Лиге чемпионов команды выручат из этого фонда €853 млн, то в Лиге конференций — всего €57 млн.

 

Для топ-клубов такая разница  не слишком заметна. Но для большинства деньги призового фонда ЛК важны, причем команды могут заработать меньше непосредственно в основном этапе, но компенсировать в плей-офф. В матчи на вылет теперь попадают не 16 клубов, а в 24, и для многих из них это доступ к ранее невиданным деньгам.

«Челси» заработал менее 2% своего годового дохода

Распределение средств по Value Pillar зависит от ценности ТВ-контракта между УЕФА и всеми европейскими бродкастерами, а также от позиции команды в клубном рейтинге. Чем больше стоимость ТВ-соглашения и чем выше команда находится в таблице коэффициентов, тем «сильнее» ее бренд. Следовательно, больше и выплаты.

По оценке Metaratings.ru, самый «ценный» бренд в Лиге конференций у лондонского «Челси». Благодаря лучшей позиции в рейтинге УЕФА и размеру контракта с британскими бродкастерами, лондонцы заработали €3,081 млн. А общий размер гарантированных призовых команды составил €11,198 млн.

 

Это лучший результат среди всех участников турнира. Шесть побед в основном раунде принесли «Челси» €2,4 млн. Однако в рейтинге призовых Лиги Европы после шестого тура сразу 24 клубов обходят «синих». А худший клуб Лиги чемпионов — «Слован» — точно получит от УЕФА в два раза больше призовых, несмотря на шесть поражений подряд и худшие выплаты по Value Pillar.

Для «Челси» выступление в Лиге конференций не несет особого экономического эффекта. Призовые в турнире составляют лишь 1,6% от общего размера доходов за прошлый год. Еще несколько миллионов принесут продажи билетов, но это все равно можно назвать погрешностью. Куда важнее — стать первым клубом в истории, выигравшим все возможные еврокубки.

Сколько заработали другие команды Лиги конференций?

А вот другим 35 командам призовые важны, даже испанскому «Бетису» и итальянской «Фиорентине». Потенциально, в случае выхода в финал, доходы от Лиги конференций могут достичь до 15-20% общего годового дохода для этих клубов. Вот так выглядит рейтинг призовых в Лиге конференций-2024/25 для всех клубов.

Лига конференций может быть и не важна сильнейшим лигам Европы, но скромные команды могут здесь окупить большую часть годовых бюджетов. Например, «Шэмрок Роверс», который до последнего момента боролся за прямой выход в 1/8 финала, в 2023-м году показал убыток в €2,3 млн. И в нынешней ЛК ирландцы уже заработали почти 3,5 своих годовых зарплатных бюджетов.

И это только один пример. В прошлом году Европа восхищалась скромным «Клаксвиком» из Фарер, пробившимся в групповой раунд ЛК. А теперь исландский «Викингур» умудрился выйти в стыковой раунд. Transfermarkt оценивает всю стоимость состава команды в €4,11 млн евро, и за осень исландцы заработали почти на €2 млн больше.

 

Еще в 1/8 финала точно будет либо боснийский «Борац», либо «Олимпия» из Любляны. Команды встретятся в стыках, хотя эта вывеска выглядит как афиша одного из первых раундов квалификации. И кто-то из них заработает €800 000 дополнительно за проход в 1/8 финала. Представить себе раньше, что такая команда дойдет до мартовских стадий еврокубков, было невозможно. А теперь благодаря реформам УЕФА это реальность.

Теперь такие необычные команды будут появляться каждый сезон. Ведь еще реформирована квалификация Лиги чемпионов. Чемпионам своих стран надо пройти минимум двух соперников, чтобы попасть в евроосень, вне зависимости от того, где это произошло — в Лиге чемпионов или в Лиге Европы/Лиге конференций после вылета. Именно так «Викингур», «Шэмрок» и другие открытия сезона пробились в основной этап ЛК. Хотя есть и исключения: «Ноа» смог отобраться, стартовав с первого раунда квалификации самой Лиги конференций. 

Отметим, что ни одного клуба с постсоветского пространства не будет в плей-офф Лиги конференций. «Астана», уже упомянутый «Ноа», минское «Динамо» и «Петрокуб» не попали в топ-24, хотя казахстанская и армянские команды боролись до самого конца 6-го тура. Никто из них не смог заработать более €6 млн, но все равно это отличные деньги для любой из команд. Для них третий по статусу еврокубок крайне важен, он открыл новые возможности и принес деньги, которых здесь прежде не зарабатывали.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+