Ташкент — город хлебный: как КХЛ ищет новые выходы на азиатский рынок
Профессиональные лиги атакуют экзотические рынки
Все ведущие лиги мира пытаются найти выходы на новые рынки. Это касается как европейских футбольных чемпионатов, так и североамериканских турниров. Например, испанская футбольная Ла Лига использует для этого свой главный продукт — матчи между «Реалом» и «Барселоной»: в последние годы они регулярно проводятся в прайм-тайм не по испанскому времени, а в удобное время для Северной Америки или Азии.
Пока европейские чемпионаты не выносят официальные матчи за пределы своих стран и ограничиваются Суперкубками. Первопроходцами стали итальянцы, которые еще в 2009-м провели матч между «Интером» и «Лацио» на новом Олимпийском стадионе в Пекине. И с тех пор за 15 лет лишь пять раз Суперкубок Италии проходил на Аппенинском полуострове.
В последние годы к Италии присоединилась Испания. Причем здесь обсуждают возможное проведение уже матча национального чемпионата за пределами страны. Например, 22 декабря в Майами должна была пройти игра между «Барселоной» и «Атлетико», но из-за наводнения в Испании и бюрократических проблем идею перенесли.
А вот североамериканские лиги давно «заигрывают» со всем миром. НХЛ регулярно приезжает в Европу, и пытается работать на рынках Китая и даже Австралии. НБА теперь проводит некоторые игры предсезонки в ОАЭ, а во время сезона отправляет команды во Францию. Но самая обширная география у НФЛ — лига проводит матчи в Англии, Германии, Бразилии, Мексике, а в следующем сезоне заедет в Испанию на «Сантьяго Бернабеу».
Первая игра за пределами своей территории прошла еще в первом сезоне КХЛ
Континентальная хоккейная лига (КХЛ) тоже не против заработать на иностранных рынках. Причем попытки зайти на новую территорию предпринимались с самого первого сезона. Но зачастую это были вынужденные акции, либо инициативы клубов. Так, уже на второй месяц существования лига «заехала» в Финляндию — в небольшом Эспоо прошли два домашних матча рижского «Динамо».
Но аншлагов тогда не было, и на игру между «Динамо» и «Ладой» пришло всего 1,5 тысячи зрителей. В те годы бренд КХЛ только-только набирал обороты и мало кто мог представить, что появятся (а потом и исчезнут) команды в Хельсинки, Братиславе, Праге и тем более Загребе.
Через год вынесенный матч прошел с большим успехом — в Вильнюсе на баскетбольной «Сименс Арене» встретились СКА и «Ак Барс». Ради игры пришлось заказать оборудование из Норвегии. СКА помог завлечь аудиторию Дарюсом Каспарайтисом — игра прошла при аншлаге.
В 2010 году КХЛ провела игру в швейцарском Давосе, хотя это вряд ли можно считать полноценным выездом: оба участника — «Спартак» и СКА — были приглашены на местный Кубок Шпенглера. Спустя девять лет по этой же причине в Швейцарии прошло «Зеленое дерби» между «Салаватом Юлаевым» и «Ак Барсом»: уфимцев пригласили на этот предновогодний турнир.
Одна из главных задач вынесенных матчей называлось знакомство европейских болельщиков с лигой. И это вполне удавалось, тем более что все появлялось все больше новостей о потенциальных клубах-новичках. На фоне этого взлета руководство лиги даже заявило о возможной вынесенной игре в США.
«КХЛ поедет в Северную Америку с двумя матчами регулярного чемпионата! Компания, которая занимается подготовкой и маркетингом проекта, не сомневается — будет аншлаг. Игры пройдут в самом населенном районе Нью-Йорка — в Бруклине, на новой арене», — говорил в 2012-м экс-президент лиги Александр Медведев. Матчи в итоге так и не состоялись.
КХЛ проводила игры в Эстонии, Австрии и даже ОАЭ
В 2016 годуматчи КХЛ «вернулись» в города и страны, где нет команд лиги — и вновь инициаторами было рижское «Динамо». Клуб провел два матча в Таллинне на небольшой 5-тысячной арене при аншлагах. А в 2018 году в столицу Эстонии вновь с двумя играми уже приехал «Йокерит».
В 2018-м лига решила проводить вынесенные матчи централизованно. Для этого был создан специальный бренд — KHL World Games. Одной из задач была объявлена популяризация лиги среди зрителей Западной Европы. И тогдашней КХЛ было большое преимущество перед нынешней — наличие европейских команд.
Первые игры под эгидой KHL World Games прошли в Вене и Цюрихе, в них сыграли ЦСКА, СКА, «Слован» и рижское «Динамо». Потенциально болельщики двух европейских команд могли приехать на стадион и заполнить его. В Вене, благодаря фанатам из соседней Братиславы, это сработало и игры «Слована» прошли при хорошей заполняемости. А вот матчи в Цюрихе, где играли московские команды с рижанами, не смогли собрать и половины арены.
В 2019-м международные матчи прошли в Давосе (уже упомянутое «Зеленое дерби»), а в 2020-м лига вернулась в Таллин — вновь в Эстонию приехал «Йокерит». Но затем лиге пришлось корректировать планы из-за пандемии.
15-й страной, где проходили матчи КХЛ, в 2021 году стали ОАЭ. В Дубаи приехали «Авангард» и «Ак Барс», причем все расходы взял на себя омский клуб. А сама встреча была приурочена к официальному дню России на выставке «Экспо-2020». Символическое вбрасывание провел местный шейх, а на игру зазывали известные инфлюнсеры, такие как Ксения Собчак или Алина Загитова.
«Пандемия оставила нам только один вариант — игру в ОАЭ. Также мы хотим показать хоккей на той территории, где мы первопроходцы», — объяснял в 2021-м президент КХЛ Алексей Морозов выбор столь экзотического места.
Узбекистан станет 16-й страной, куда приехал матч КХЛ
И вот теперь лига открыла для себя Узбекистан. Встреча между «Динамо» и «Спартаком» прошла в крупнейшем ледовом дворце Центральной Азии — «Хумо Арена». Правда, минчанам пришлось добираться с небольшими проблемами — их рейс из Казани был перенесен из-за атаки города беспилотниками.
«Хумо Арена» на 12,5 тысяч зрителей была открыта в 2019 году, после чего сразу же пошли слухи о появление узбекистанской команды в КХЛ. И местный «Хумо» даже вступил в ВХЛ, но из-за пандемии покинул ее. Сейчас команда выступает в чемпионате Казахстана.
На этом фоне выставочный матч — это, возможно, также и проверка готовности рынка к постоянной команде. Плюс в ближайшие годы Узбекистан может стать новой прибыльной территорией для российских компаний — с 1 января 2025-го здесь официально будет легализована букмекерская деятельность. Так что нельзя исключать, что в ближайшем будущем «Хумо» получит российского спонсора-букмекера. Например, одна из компаний уже несколько лет сотрудничает с другой командой из Центральной Азии — астанинским «Барысом».
В целом, игру можно назвать успешной: на нее пришло 9405 зрителей, которые увидели победу москвичей в овертайме. Это рекорд посещаемости для KHL World Games. Правда, были и проблемы, например, с освещением и льдом. А хоккеисты минского «Динамо» говорили, что в Минске все было бы иначе.
«Мы бы сейчас играли при 15 тысячах у себя дома и выспались бы, отдохнули. А так, мы приехали в субботу поздно вечером и так себе», — высказался лидер минчан Вадим Шипачев. И все же, лига смогла открыть новый рынок.
Тем не менее, для лиги в целом выезд в Ташкент можно считать успешным. В 2022 году КХЛ лишилась финского «Йокерита» и рижского «Динамо», китайский «Куньлунь» не оправдал ожиданий и переехал в Мытищи, и фактически международный статус лиги обеспечивают лишь клубы из Минска и Астаны. Выйти на новый рынок и закрепиться на нем в нынешней ситуации стало бы большим достижением. Особенно, если таким рынком станет 3-миллионный Ташкент, несмотря на всю свою экзотичность.