К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Провал за провалом: почему ФИФА не может найти спонсоров для своего нового турнира

Лео Месси и Джанни Инфантино. Фото: AP/TASS
Лео Месси и Джанни Инфантино. Фото: AP/TASS
До старта футбольного Клубного чемпионата мира, который должен стартовать 15 июня 2025 года, остается совсем немного времени, однако с каждой неделей турнир обрастает скандалами. Против КЧМ выступали игроки, клубы и профсоюзы, но Международная федерация футбола (ФИФА) настаивала, что миллиардные доходы погасят недовольство. Но э от прогноз оказался слишком оптимистичным: за полгода до старта федерация смогла заключить только одно коммерческое соглашение. Forbes Sport рассказывает, что отпугивает компании от турнира

За 7 месяцев до старта заключен лишь один контракт 

Руководство ФИФА, придумывая новый большой летний турнир, надеялось, что Клубный чемпионат мира (КЧМ) принесет существенные доходы. Ожидалось, что только от реализации ТВ-прав Apple TV и другим бродкастерам федерация получит не менее $4 млрд. Однако американская компания предложила в четыре раза меньше, из-за чего руководство ФИФА даже попыталось оперативно изменить схему продаж медиаправ и организовать тендер.

Но главная проблема будущего турнира оказалась в том, что он так и не заинтересовал крупных спонсоров. По данным The Guardian, за полгода до старта турнира ФИФА подписала лишь один контракт — с китайской компанией Hisense. Она сотрудничает с федерацией с ЧМ-2018 и является одним из глобальных партнеров.

Другие глобальные партнеры ФИФА, такие как Coca Cola или пивоваренный холдинг Anheuser-Busch InBev (AB InBev), пока не готовы заключить спонсорские соглашения. Изначально они, как и другие рекламодатели, считали, что их прежние контракты о стратегическом партнерстве с ФИФА включают спонсорство всех турниров — в том числе и КЧМ-2025 . Однако юристы ФИФА настаивают на том, что реформированный турнир сильнейших клубов разных континентов — это совсем  новое соревнование и для рекламы на нем нужны новые контракты.

 

Компании, с которыми ФИФА сотрудничает годами, пока опасаются сделок

Как сообщает The Guardian, ни один из спонсоров, за исключением Hisense, не готов сейчас подписывать контракты. Причин множество, но эксперты назвали главные. 

Первая из проблем состоит в том, что до сих пор неизвестно, кто будет основным бродкастером турнира в США, Европы, Азии и других рынках. Традиционно чемпионаты мира среди сборных в большинстве стран транслируются на бесплатных, национальных телеканалах, что дает рекламодателям глобальный охват. Идея ФИФА продать права на трансляцию КЧМ-2025 на ОТТ-сервис дает совершенно иные рейтинги и другой уровень присутствия в поле видимости клиентов.

 

Поэтому многие компании до сих пор ждут, когда ФИФА обнародует список бродкастеров, и только после этого будут готовы обсуждать возможные варианты контрактов. Но проблема в том, что и соглашения с бродкастерами тоже оказались под вопросом. 

ФИФА готова штрафовать клубы за вторые составы на КЧМ

Вторая проблема, отпугивающая спонсоров, связана с качеством будущего турнира. Прежде всего — с тем, что неизвестно, в каком составе на КЧМ приедут самые популярные европейские клубы.

Клубным чемпионатом мира крайне недовольны представители клубов и игроки. Им настолько не нравится идея играть летом в нечетный год, что они готовы пойти на забастовку. Об этом еще до своей тяжелой травмы заявлял новый обладатель «Золотого мяча» Родри.

 

Популярность и рейтинги будущего турнира  будуьт под угрозой, если на КЧМ-2025 сильнейшие команды привезут резервные составы, чтобы поберечь своих главных звезд. Для решения этой проблемы ФИФА приготовила свою версию кнута и пряника.

В качестве пряника предложено специальное короткое трансферное окно с 1 июня по 10 июня, открытое только для участников КЧМ-2025. Таким образом клубы могут заменить уставших футболистов, а также получить их до начала предсезонной подготовки. Правда, это не решает одну из проблем — что делать с игроками, у которых контракты  официально завершаются 1 июля.

Такой кейс вполне реален. Например, контракт с «Баварией» у защитника Альфонсо Дэвиса заканчивается 30 июня. К этому игроку есть очень большой интерес со стороны «Реала».  И «Бавария», и «Реал» приедут на КЧМ-2025, и в июне испанцам еще нельзя будет заявить канадца на КЧМ-2025. Но при этом с 1 июля Дэвис перестанет быть игроком «Баварии», следовательно, не сможет играть уже за мюнхенцев.

ФИФА прописала, что футболист может выступать только за один клуб, а также отметила, что будет решать эти проблемы в частном порядке. Но как уладить все контрактные договоренности, не создав при этом опасный прецедент для всего футбола — пока неясно, кейс Дэвиса может потом всплыть  в судах, рассматривающих трансферные споры.

А есть у ФИФА и кнут: федерация намерена потребовать, чтобы все клубы-участники выставляли основной состав, что четко прописано в регламенте. При этом главный тренер клуба «Манчестер  Сити» Пеп Гвардиола уже ответил, что только он будет решать, кому играть в матчах (и какой состав считать основным). Уже появлялась информация, что федерация будет штрафовать команды, но официального подтверждления на пока  не получила, известно только, что в регламенте прописано наказание в 445 тысяч фунтов стерлингов за отказ клуба приехать на турнир.

 

Ситуация настолько запущена, что «Реал» отказался включать доход с КЧМ-2025 в бюджет на год

Наконец, третья причина, отпугивающая потенциальных партнеров состоит в том, что до сих пор неизвестен итог судебных процессов, которые инициировали некоторые национальные лиги и профсоюзы футболистов против ФИФА. 

Летом FIFPro (Международная федерация ассоциаций профессиональных футболистов) вместе с профсоюзами футболистов Англии и Франции подали в суд на ФИФА из-за расширения клубного ЧМ и односторонних решений по футбольному календарю.

Профсоюзы недовольны, что ФИФА принимала решение об увеличении нагрузки на игроков без консультации. КЧМ-2025 нарушает установленный десятилетиями порядок, когда в нечетные годы у футболистов есть дополнительный летний месяц отдыха — фактически, федерация односторонним решением увеличила продолжительность рабочего времени работников. В ответ в октябре 2024 года FIFPro вместе с 39 лигами и 1130 клубами из 33 стран подали против федерации дополнительный иск.

Если Европейский суд встанет на сторону профсоюзов, то все планы по организации нового турнира окажутся под угрозой.  Отмена Клубного чемпионата мира грозит Международной федерации огромными неустойками, а его проведение, несмотря на решения судов, гарантированно приведет к бойкотам и забастовкам.

 

В такой ситуации ни один крупный рекламодатель, и ни один бродкастер, не будут подписывать крупные соглашения. А они уже нужны немедленно, так как ФИФА уже надо объявлять размер призовых. Дошло до того, что «Реал» не включил призовые с КЧМ в опубликованный план годового бюджета на 2025 года. Это уникальная ситуация для мирового футбола.

Месси — главный козырь ФИФА

Пока руководство ФИФА делает вид, что никаких проблем с будущим Клубным чемпионатом мира нет. В октябре федерация огласила список городов, где пройдет турнир, а также пошла на крайне противоречивый шаг — в качестве принимающей стороны путевку на КЧМ получит «Интер Майами».

Обоснованием этого решения ФИФА стал то, что команда Лионеля Месси, Луиса Суареса, Серхио Бускетса выиграла регулярный чемпионат МЛС, но это сразу же вызвало критику в США. Особенность МЛС состоит в том, что футбольная лига устроена чуть иначе, чем НБА или НХЛ — здесь в регулярном чемпионате клубы не играют со всеми, и у каждого разный календарь: фактически, «Интер Майами» стал просто сильнейшим клубом Восточной конференции лиги. Возможно, на это никто бы не стал обращать внимание, если бы клуб Месси выиграл и плей-офф, но команда из Майами в первом же раунде уступила «Атланте Юнайтед» Алексея Миранчука.

По словам представителей МЛС, решение о приглашении «Интера» было целиком инициативой ФИФА. Более того, лига предложила свои критерии для выбора команды от МЛС, но Международная федерация их отклонила ради возможнсти привлечь Месси. К тому же, матч-открытия КЧМ-2025 пройдет в Майами с «Интером», что может заинтересовать спонсоров и бродкастеров.

 

Но и на это еще не все: «Интер» может получить посев в первой корзине, несмотря на вылет в первом раунде плей-офф МЛС. То есть, Месси не сыграет против сильнейших команд на групповой стадии. Для ФИФА желательно, чтобы клуб прошел далеко по сетке плей-офф, и федерация явно не хочет видеть повторения результата товарищеского матча с «Аль-Нассром».

Все это вызывает критику со стороны болельщиков и даже некоторых функционеров: например, бывший президент ФИФА Йозеф Блаттер прямо назвал проведение турнира «ошибкой».

Но главный инициатор проведения Клубного чемпионата мира — президент ФИФА Джанни Инфантино — продолжает настаивать на проведении своего детища именно в том виде и формате, в котором он был задуман.

«Мы свидетели новой эры. Золотая эра клубного футбола — эпоха клубного чемпионата мира по футболу. Вершина всех клубных соревнований, вдохновленная президентом ФИФА Джанни Инфантино», — именно такая подпись выгравирована на новом трофее от ювелирной компании Tiffany & Co. Насколько пророческим окажется это заявление, станет известно уже в ближайшие полгода.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+