Больше золота: как «Золотой мяч» сделал Бонмати самой высокооплачиваемой футболисткой
Звезда женской «Барселоны» Айтана Бонмати второй год подряд была признана лучшей футболисткой мира, удостоившись «Золотого мяча» на церемонии от France Football в Париже. В прошлом сезоне она выиграла все возможные трофеи на клубном уровне, обеспечив «Барселоне» квадрупл — победу в Ла Лиге, Лиге чемпионов, Суперкубке и Кубке Испании. 26-летняя футболистка также забила рекордные для своей карьеры 19 голов во всех четырех турнирах.
Вскоре после церемонии в парижском театре Шатле Бонмати получила в подарок от adidas особую пару золотых бутс Predator белого цвета с золотистыми вставками по бокам и выгравированными золотыми буквами словами «Aitana» и «Back2Back». «Барселона» в честь победы Бонмати выпустила памятную футболку-поло в черном цвете, на которой золотыми нитями вышиты эмблема клуба, число «14» (отсылка к номеру в «Барсе»), ее изображение на фоне «Золотого мяча» и имя. Такая же только в белом цвете была изготовлена в честь Ламина Ямаля — лучшего молодого футболиста планеты по версии France Football.
Бонмати прекрасно знает, как «Золотой мяч» повышает коммерческий статус его обладателя.
После того как в 2009 году Лионель Месси получил свой первый «Золотой мяч», он мог похвастаться значительным увеличением количества спонсоров — adidas, например, сделал его одним из своих главных амбассадоров. Для Криштиану Роналду награда в 2008 году стала поворотным моментом для создания личного бренда, который вряд ли имеет аналогов в спорте. В 2016 году он подписал с Nike пожизненный контракт, который в спорте есть только у него и Майкла Джордана. Лука Модрич, который, несмотря на то, что не обладает таким коммерческим потенциалом, как Месси или Роналду, смог пересмотреть некоторые контракты и открыть для себя новые возможности после победы в 2018 году, например, благодаря партнерству с Hublot. Популярность Карима Бензема точно также выросла после получения награды в 2022 году, привлекая к нему еще больше спонсоров из Европы и Ближнего Востока.
Несмотря на то, что женский «Золотой мяч» был учрежден только в 2018 году, все признаки указывают на то, что в ближайшие месяцы спонсорский портфель Бонмати, получившей второй «Золотой мяч» в карьере, пополнится новыми брендами.
Рекордная сумма от adidas и большой контракт с «Барселоной»
В июне Бонмати ушла от Nike, в бутсах которого играла почти всю профессиональную карьеру, и подписала контракт с adidas, последовав примеру Лионеля Месси и Ламина Ямаля, также ушедших к немецкому производителю от американского бренда. За игрока женской «Барселоны» боролись Puma и New Balance, но испанка сделала выбор в пользу «трех полосок», и вряд ли прогадала.
Сотрудничество с adidas, по мнению источников, сделало ее самой высокооплачиваемой спортсменкой в истории бренда, а еще немецкий производитель в рамках сделки пообещал инвестировать в клуб «Рибес» из провинции Сан-Пере-де-Рибес, в котором она начинала свой путь в футболе.
«Я очень горжусь тем, что присоединилась к adidas. Это лидирующий бренд, который мне нравится, и я очень рада, что присоединилась к его семье. Я уверена, что мы вместе переживем великие события в спорте и за его пределами. У нас есть шанс вдохновить следующее поколение мальчиков и девочек, чтобы они могли расти с примерами для подражания в лице женщин-футболисток», — прокомментировала сделку Айтана.
Впрочем, извлекать выгоду из индивидуальных и коллективных успехов Бонмати, имеющая более 1,5 млн подписчиков в соцсетях, стала еще раньше. В конце 2023 года она стала глобальным послом производителя хлебо-булочных изделий Bimbo, с которым также сотрудничает «Барселона», подписала контракт с брендом продуктов питания Alpo и запустила семейный бизнес-проект по изготовлению солнцезащитных очков AB Sunglasses.
Помимо этого Бонмати является лицом брендов Revlon, Nissan, Topps и EA Sports. В рамках сделки с последним она появилась на обложке видеоигры EA FC 25 вместе с такими звездами, как Джуд Беллингем, Дэвид Бекхэм, Зинедин Зидан и Джанлуиджи Буффон.
За обладательницу «Золотого мяча»-2023, контракт которой с «Барселоной» истекал в 2024 году, стали бороться не только спонсоры, но и клубы. Весной в ней были заинтересованы три английских команды: «Челси», например, был готов заплатить €3 млн, что сделало бы переход Бонмати самым дорогим в истории женского футбола. Сейчас рекордный трансфер принадлежит замбийской футболистке Рэйчел Кундананджи, ушедшей в феврале из испанского «Мадрида» в «Бэй» из Сан-Франциско за €805 000.
«Барселона» не хотела расставаться со своей лучшей футболисткой, стремясь предложить ей контракт, который в полной мере отразит ее успех у спонсоров. В середине сентября каталонский клуб объявил о подписании с Бонмати нового четырехлетнего соглашения, которое продлило ее пребывание в «Барсе» до 2028 года. Как сообщал ESPN, благодаря этому контракту Бонмати стала самым высокооплачиваемым игроком в женском футболе. Зарплаты в женском футболе не разглашаются, но известно, что самые высокооплачиваемые игроки Национальной женской футбольной лиги (NWSL) и Женской суперлиги (WSL) зарабатывают от €400 000 до €600 000 в год. Источники ESPN заверили, что зарплата Бонмати намного больше этих сумм.
С популярностью Бонмати в женском футболе прямо сейчас может поспорить, пожалуй, только Алексия Путельяс — ее партнер по «Барселоне» и сборной Испании, которая, как и Айтана, два года подряд удостаивалась «Золотого мяча» (2021, 2022 год). Компания Adecco в августе опросила более 1000 мальчиков и девочек в возрасте от 4 до 16 лет, чтобы узнать об их стремлениях в будущем. Исследование показало, что 8,9% девушек хотят, чтобы их начальницей была Путельяс, еще 12,8% хотели бы стать футболистками.
После того как в 2022 году Путельяс выиграла свой второй «Золотой мяч», она пропустила большую часть последних двух сезонов из-за травм. Но на Олимпиаду-2024 в Париж поехала, став самой высокооплачиваемой футболисткой Игр — Forbes оценил ее доход в $5,4 млн. Путельяс имеет более 3 млн подписчиков в Instagram (принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией в России и запрещена) и, согласно отчету Nielsen, занимает второе место по влиянию в женском футболе после Алишы Леманн из Швейцарии. Два «Золотых мяча» принесли Путельяс более десятка долгосрочных рекламных контрактов, среди которых Allianz, Visa, Nike и Oakley.