За все хорошее: ООН выпустила доклад о насилии против женщин и девочек в спорте
На тему несправедливого отношения к женщинам в спорте, насилию и гендерному неравенству, было проведено множество исследований, но результаты ни одного из них еще не оглашались с трибуны ассамблеи Организации Объединенных Наций. 8 октября в Нью-Йорке это произошло: специальный докладчик ООН Рим Альсалем выступила с 24-страничным докладом под названием «Насилие в отношении женщин и девочек в спорте».
Альсалем известна своим критическим отношением к гендерной проблематике и выступлениями против трансгендеров. В частности, она была против законопроекта в Шотландии, упрощающего людям изменение своего юридического пола, а также критиковала политику президента Джо Байдена в отношении трансгендерной молодежи в США. Сейчас же она недовольна политикой многих руководящих спортивных организаций, в том числе Международного олимпийского комитета.
Мужчины и трансгендеры — это угроза здоровью женщин
Ключевым пунктом политики МОК в последние годы стал план по достижению гендерного равенству и инклюзивности в спорте. Так, Олимпиада-2024 в Париже стала первой Олимпиадой в истории, на которой был достигнут численный гендерный паритет — в крупнейшем спортивном мероприятии приняли участие одинаковое количество спортсменов мужского и женского пола.
В довесок, в 2023 году Международный олимпийский комитет (МОК) возобновил партнерство с UN Women — организацией, входящей в структуру ООН, называя их «жизненно важным партнером» в «создании позитивных социальных изменений и содействии расширению прав и возможностей женщин посредством спорта».
Но всех этих инициатив со стороны МОК, по мнению Рим Альсалем, недостаточно. В своем докладе бывшая государственная служащая из Иордании, с 2021 года являющаяся специальным докладчиком ООН по вопросу насилия в отношении женщин и девочек, обнаружила, что Международный олимпийский комитет не всегда следует своим правилам.
«Например, на Олимпийских играх 2024 года в Париже женщины-боксеры должны были соревноваться с двумя боксерами, чей женский пол вызывал серьезные сомнения, однако Международный олимпийский комитет отказался проводить проверку на их половую принадлежность. Современные технологии позволяют проводить надежный секс-контроль с помощью простого мазка со слизистой оболочки щеки, что обеспечивает неинвазивный и конфиденциальный характер этой процедуры и уважение человеческого достоинства», — говорится в ее отчете.
При этом Альсалем приводит опрос от 1996 года, когда из 928 опрошенных женщин олимпийцев 82% поддержали проведение секс-контроля. В прошлом в отношении спортсменов применялись инвазивные процедуры определения пола без их согласия, но в современном мире, по мнению Альсалем, существуют обстоятельства, при которых определение пола является обоснованной и законной процедурой, «необходимой для обеспечения справедливости и безопасности в спорте».
Случай с Иман Хелиф из Алжира и Линь Юйтин из Тайваня на Олимпиаде, по словам докладчика ООН, относится именно к таким обстоятельствам. В Париже-2024 Международный олимпийский комитет после отстранения Международной ассоциации бокса (IBA) самостоятельно определял регламент допуска к соревнованиям в женском боксе, и его президент Томас Бах заявил, что официального паспорта с указанием женского пола у двух выше названных спортсменок достаточно для участия в соревнованиях.
Альсалем упомянула World Aquatics, Международную федерацию регби и Международный союз велосипедистов, которые, по ее мнению, правильно сделали, ужесточив критерии допуска спортсменов к соревнованиям в женских категориях. В частности, Международная федерация водных видов спорта создала открытую категорию на соревнованиях для трансгендеров, а также использует хромосомный тест, которым, по мнению Альсалем, мог воспользоваться МОК в ситуации с Хелиф и Юйтин.
Согласно данным организации «Женский фронт освобождения», на который ссылается Альсалем, к 30 марта 2024 года более 600 спортсменок, участвовавших в более чем 400 соревнованиях, лишились более 890 медалей в 29 различных видах спорта из-за участия в них биологических мужчин. В докладе иорданки также упоминаются случаи серьезных травм у женщин и девочек, вынужденных соревноваться с биологическими мужчинами, — от выбитых зубов и переломов ног до переломов костей черепа и неврологических нарушений из-за сотрясений мозга.
«Для того чтобы спортсмены мужского пола могли претендовать на участие в соревнованиях в женских категориях элитных видов спорта, некоторые спортивные федерации предписывают этим спортсменам снижать уровень тестостерона. Однако фармацевтическое подавление тестостерона у спортсменов мужского пола — независимо от того, как они себя идентифицируют, — не устраняет уже приобретенные ими сравнительные преимущества в спорте. Такой подход может не только навредить здоровью спортсмена, но и помешать достижению поставленной цели», — говорится в докладе.
В одном из исследований, на которые ссылается доклад Альсалем, утверждается, что даже в неэлитных видах спорта «наименее сильный мужчина способен производить больше энергии, чем самая сильная женщина», и при примерно одинаковом уровне физической подготовки мужчин и женщин средняя сила удара у мужчин, измеренная в ходе исследования, была на 162 процента больше, чем у женщин.
Проблема трансгендеров в спорте — не единственное, в чем уличила Альсалем Международный олимпийский комитет. При этом, в докладе говорится, что защита женского пространства не должна «привести к исключение трансгендерных людей из спорта». По мнению иорданской правозащитницы, спортивные организации, такие как МОК, слишком часто обладают монополией, что лишает спортсменов возможности сменить работодателя и затрудняет проведение расследований и привлечение виновных к ответственности на всех уровнях. В том числе и виновных в сексуальных преступлениях против женщин, чего в мировом спорте, по мнению Альсалем, непозволительно много.
ООН против хиджабов и сексуализации
В своем докладе Альсалем выделяет несколько видов насилия над женщинами в спорте. Отдельной графой исследуется экономическое насилие — когда спортсменкам платят значительно меньше, чем мужчинам, что, по мнению иорданки, «закрепляет пагубные стереотипы». В качестве примера приводится исследование 2017 года, согласно которому средняя зарплата в женском футболе составляет всего $600 — для сравнения, в Эквадоре футболисты-мужчины получают до $100 000 в месяц. А в США у юношей как минимум на 25% больше возможностей для получения спортивной стипендии, чем у девушек.
Более того, по мнению Альсалем, женщины и девочки в спорте могут терять контроль над своими заработками из-за того, что их заставляют подписывать эксплуататорские контракты, выгодные менеджерам, агентам и спортивным организациям.
Не обошла стороной Альсалем и ограниченное освещение женских соревнований в СМИ, приведя в пример средства массовой информации на Филиппинах, где женщинам уделяется всего лишь 2-4% внимания.
Беспокоится иорданская правозащитница и насчет отсутствия неприкосновенности женских раздевалок, потому что, по ее данным, сексуальное насилие в отношениях между тренером и спортсменом часто имеет место именно там. Случаи злоупотреблений наставниками уже были обнаружены в гимнастике и легкой атлетике США, Федерации футбола Гаити, Федерации борьбы Индии, женской молодежной сборной Мали по баскетболу, Федерации каратэ Камеруна, федерациях плавания и тенниса Южной Африки, Федерации велоспорта Руанды и в Федерации футбола Афганистана.
Альсалем также выступила против того, чтобы спортсменок принуждали к соблюдению требований, касающихся спортивной формы, как это было сделано, например в Иране, где женщин и девочек заставляли носить хиджаб во время занятий спортом, или во Франции, где тем, кто носит хиджаб, не разрешали выступать в национальных сборных.
В то же время, сексуализация спортсменок, вроде той, что была до Олимпиады-2012 в Лондоне, когда пляжные волейболистки были вынуждены выступать в трусах-бикини со строгими ограничениями по размеру, тоже, по ее мнению, не должна иметь место в мировом спорте.
«Руководящие должности в спортивных организациях занимают преимущественно мужчины, а среди тренеров и инструкторов заметно не хватает женщин. Исследования показывают, что в спорте женщины часто чувствуют себя маргинализированными. Спортсмены-мужчины редко общаются с женщинами и девушками как с равными себе. А если они взаимодействуют, то женщины и девушки часто играют лишь вспомогательные роли, такие как группа поддержки или личные помощники», — говорится в докладе.
По данным «Фонда женского спорта», на который ссылается Альсалем, девочки в 1,5 раза чаще, чем мальчики, бросают спорт к 14 годам, часто из-за отсутствия доступа к соответствующим ресурсам и возможностям для развития навыков. Женщины-болельщики также могут сталкиваться с дискриминацией и сексизмом, например, когда им запрещают посещать стадионы или отговаривают от этого.
Впрочем, в докладе Альсалем упомянула не только проблемы в женском спорте, но и отметила небольшие победы, вроде той, что случилась в Национальной ассоциации баскетболисток, где заключили коллективный договор, предусматривающий повышение зарплаты на 53% и полностью оплачиваемый отпуск по уходу за ребенком. Или инициативу Саудовской Аравии, где для женщин расширены права заниматься различными видами спорта, что привело к увеличению их числа в спорте на 150%.
Представители женских организаций в большинстве комментариев приветствовали тот факт, что проблема защиты прав женщин в спорте получила трибуну в ООН. Хотя и не все тезисы докладчика получили единодушную поддержку.
Мэй Мейлман, директор Независимого женского правового центра, организации, выступающей за права и интересы женщин, ознакомилась с докладом Альсалем и заявила, что это выступление воодушевляет, хотя и отметила, что оно было сделано только одним отделением «громоздкой организации»:
«Мы рады, что они признали очевидное: женщины заслуживают заниматься спортом. Это должно смутить многие организации в Соединенных Штатах, которые не делают того же. Но это не делает ООН в целом разумной организацией», — написала Мейлман в своей статье.