Вложения в чемпионство: как бывший fashion-инвестор создает топ-команду «Формулы-1»
Миллиардер из Канады известен своими проектами по спасению известных модных брендов от банкротства: именно Стролл провел в 2011 году сверхуспешное IPO бренда Michael Kors, что принесло ему львиную долю состояния, которое Forbes USA сейчас оценивает в $3,8 млрд (905-е место в текущем списке самых богатых миллиардеров мира)
В 2018 году Стролл обратил свое внимание на автоспорт. Лоуренс много лет являлся большим фанатом гонок, а его сын Лэнс не без финансовой помощи отца успешно выступал и в картинге, и в младших сериях «Ф-3» и «Ф-2», а затем и в «Формуле-1».
Команда, которой не везло
В 2006 году компания Spyker Cars N.V., производящая спортивные автомобили, приобрела скромную команду «Формулы-1» Midland за €53 млн. Однако в сезоне-2007 добиться хороших результатов и вывести команду на самоокупаемость у нового владельца не вышло: потери только за первую половину сезона составили €13 млн, а общая сумма долга превысила €30 млн. Поэтому в Spyker решили сосредоточиться на внутренних экономических проблемах и продать команду.
Переговоры с потенциальными покупателями начались в августе 2007 года. Первоначально команда была выставлена на продажу за €80 млн, окончательная сумма сделки составила €88 млн. Покупателем выступил консорциум Orange India, в который входили индийский миллиардер Виджей Малья, а также голландский бизнесмен Михил Мол.
Жизнь команды (которая теперь называлась Force India) изменилась к лучшему: на Гран-при Бельгии-2009 Джанкарло Физикелла завоевал первый поул в истории конюшни, а в самой гонке занял второе место, уступив только Кими Райкконену из «Феррари». В 2016-2017 гг. команда с очень небольшим по меркам «Ф-1» бюджетом два сезона подряд становилась четвертой в командном Кубке конструкторов — сразу позади таких монстров как Mercedes, Red Bull Racing и Ferrari.
Однако в 2018-м году у Виджейя Мальи начались проблемы с законом и менеджеру стало не до «Формулы-1». Финансирование сократилось, результаты стали резко падать, а вслед за этим иссяк и приток призовых средств. Денег катастрофически не хватало, операционная деятельность команды была под вопросом. Доходило до того, что зарплату сотрудникам выплачивал из своего кармана тогдашний руководитель Отмар Сафнауэр. Вскоре в Force India было введено внешнее управление с целью реструктуризации долгов и дальнейшей продажи.
В середине 2018 года активы команды были выкуплены консорциумом во главе с Лоуренсом Строллом, и на их основе перед Гран-при Бельгии 2018 года была сформирована новая команда с похожим именем Racing Point.
И пришел спаситель
Появление мощного спонсора позитивно сказалось и на финансовом состоянии команды, и на общем настрое в коллективе, и, конечно, на результатах. За два года существования Racing Point (2019-2020) ее гонщики добились четырех подиумов, одной победы, а в 2020 году снова заняли высокое четвертое место в Кубке Конструкторов.
Увидев потенциал команды, а также грезя чемпионским титулом для своего сына Ланса, который уже два года выступал за команду отца, Лоуренс Стролл решил действовать активнее.
В 2021 году канадец выкупил 16,7% акций компании Aston Martin и объявил о возвращении знаменитого британского бренда в «Формулу-1» — одноименная команда была создана на базе Racing Point. При этом сделка оформлена на десятилетний период — беспрецедентный срок для серии, который демонстрирует заинтересованность Стролла как в длительном присутствии в «Формуле-1», так и в развитии бизнес-проекта с британским автоконцерном.
«Для меня автогонки — прежде всего страсть, но также и хороший бизнес-проект. У каждой команды здесь есть своя стоимость, которая может существенно измениться в ближайшие годы, как и с любым спортивным активом. В американской футбольной лиге десяток лет назад команды могли стоить около миллиарда, а сейчас для покупки потребуется в четыре-пять раз больше. И у меня тоже долгосрочные планы» — говорил бизнесмен после покупки британской производителя спорткаров.
При этом, Стролл-старший обнаружил, что новый проект потребует куда больших инвестиций, чем спасение модных брендов одежды. Канадец взялся активно распродавать свои активы, чтобы высвободить средства для новых вложений. Миллиардер продал 96-метровую яхту Faith (сообщалось, что покупателем стал канадский миллиардер Майкл латифи – отец еще одного гонщика, Николаса Латифи), на обслуживание которой уходило $15 млн в год. За яхту Стролл получил около $200 млн.
Также канадец продал сразу три эксклюзивных «Феррари» из своей коллекции супекаров, пентхаус в южной Флориде и принадлежавший ему автодром. В общей сложности бизнесмен выручил на распродаже около $500 млн..
Все для победы
Основные средства были инвестированы в строительство в Англии новой базы Racing Point неподалеку от трассы «Сильверстоун». Огромный кампус, который включает в себя 37 000 квадратных метров полезного пространства и состоит из трех зданий: в первом — отделы проектирования, производства и маркетинга, во втором — аэротруба, а третье здание представляет собой главный хаб и центр логистики. Впервые все производственные ресурсы собрали под одной крышей.
Еще одной важной задачей был поиск квалифицированного персонала, который и позволил бы добиться ключевой задачи — начать побеждать и выйти на самоокупаемость. В 2021 году во второй кокпит (первый занят сыном владельца Лэнсом Строллом) Стролл-старший посадил четырехкратного чемпиона мира Себастьяна Феттеля. В 2022 году из Red Bull Racing был выкуплен топовый инженер Дэн Фэллоуз, а на роль пилота подписали двукратного чемпиона Фернандо Алонсо, занявшего место ушедшего на пенсию Феттеля.
В 2024-м грянуло сразу две трансферных бомбы: один из лучших инженеров «Формулы-1» Энрико Кардиле сменил Ferrari на Aston Martin. А потом произошло и вовсе сенсационное: лучший автогоночный инженер всех времен, создатель доминирующих болидов Mclaren, Wiiliams и Red Bull Racing Эдриан Ньюи подписал с Aston Martin пятилетний контракт. Британская команда смогла заманить знаменитого конструктора широчайшим набором полномочий, благодаря которым Эдриан сможет набирать себе команду, определять вектор развития болидов (а еще получит пакет акций Aston Martin).
У Ньюи теперь в распоряжении суперсовременная база с огромным количеством инструментария для создания топ-болида. Под него будут приходить новые инженеры, потому что каждый в «Ф-1» хочет поработать под началом великого конструктора.
Светлое будущее
Пока таблоиды обсуждают продажу яхты и кабриолетов из его личной коллекции, сам Стролл уверен, что его план вот-вот принесет нужный результат.
Сейчас в его распоряжении уже есть суперсовременная база, топовый набор инженеров (который еще будет пополняться), один из трех лучших гонщиков на стартовой решетке (Фернандо Алонсо), а с сезона-2026 Aston Martin станет единственной командой, которая использует двигатели Honda — те самые, которые уже три года подряд приносят Максу Ферстаппену и Red Bull Racing чемпионские титулы.
С учетом очередной смены технического регламента, из-за которой всем командам придется заново создавать боевые болиды, и наличия такого мощного подбора инженеров и гонщиков, мечта Стролла-старшего о победах в «Формуле-1» может исполниться уже совсем скоро.
«Я говорил, что через пять лет мы должны бороться за лидирующие позиции в чемпионате, и многие в этом сомневались. Их можно было понять, поскольку тогда мы располагались на более низких позициях и все еще разбирались с тем, что нам досталось от Force India. С тех пор мы добились серьезных перемен: если раньше наш штат состоял из 400 сотрудников, то теперь их 740. Успехи команды объясняются моим страстным желанием сделать из Aston Martin отличную команду и пониманием того, за счет чего этого можно добиться. Я должен всех вдохновить и стимулировать, это важнее всего. Поэтому к нам приходят новые люди, и у нас есть видение перспективы», — говорил функционер в прошлом году.
После череды приобретений стало ясно, в чем состояло это видение. Теперь интересно, насколько оно окажется пророческим.