К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Олимпиада по запретам: как МОК не дает спортсменам рекламировать себя и зарабатывать

Ремко Эвенепул (Фото Александра Щербака / ТАСС)
Ремко Эвенепул (Фото Александра Щербака / ТАСС)
Спортсмены из не самых популярных видов спорта получают шанс ярко себя проявить на международной арене раз в четыре года. Но воспользоваться этим в полной мере они не могут. Международный олимпийский комитет (МОК) устанавливает жесткие правила по контролю за рекламными интеграциями и поведением атлетов в социальных сетях. Forbes Sport рассказывает, как работает коммерция на Играх, и что запрещается даже самым титулованным чемпионам

Телефон известного бренда подставил чемпиона

Завоевание золотой олимпийской медали является мечтой практически любого спортсмена. Впервые взять ее в руки — особенный момент. Но именно в этот миг с бельгийским велогонщиком Ремко Эвенеполом случился казус. После вручения наград в Париже он захотел сделать селфи прямо на пьедестале вместе с другими призерами гонки, но в самый неподходящий момент телефон заглючил и не позволил атлетам сделать нужные кадры.

Велогонщики могли бы избежать проблем, если бы пользовались своими смартфонами, но делать снимки во время награждения на Играх в Париже они могут только с помощью подаренных гаджетов. Одним из самых крупных спонсоров Олимпиады во Франции является компания Samsung, которая перед стартом турнира подарила каждому участнику по своему флагманскому телефону.

Спортсменам запрещено показывать в кадре официальных трансляций Олимпийских игр свои личные гаджеты — в руках может быть только продукция корейского бренда. И это касается не только техники, ведь правила МОК ограничивают атлетов в использовании всей продукции, которую не производят официальные партнеры Игр.

 

Всего у Олимпиады в Париже 84 официальных спонсора, разделенных на разные категории. Одни являются премиальными партнерами МОК, которые уже много лет сотрудничают с организацией. Другие присоединились к Играм только для сотрудничества на одном соревновании.

Незадолго до старта Олимпиады-2024 член МОК Михаэль Мронц раскрыл финансовую сторону организации турнира. Немецкий чиновник рассказал, что на проведение Игр МОК получило от своих ведущих спонсоров €470 млн. Еще €1,23 млрд суммарно были получены от всех других партнеров, большинство из которых базируется во Франции.

 

В обмен на финансовую помощь спонсоры получают рекламу во время соревнований. Однако МОК приходится учитывать интересы самих спортсменов, у многих из которых заключены рекламные контракты с компаниями, которые не входят в пул партнеров Игр в Париже. Еще в 2023 году организация опубликовала инструкцию для спортсменов по их рекламным обязанностям и ограничениям на Олимпиаде во Франции.

МОК запрещает атлетам рекламировать сторонние бренды и снимать тренировки

Соревнования в Париже стали первыми летними Играми, где спортсменам разрешили снимать фото и видео непосредственно в местах соревнований. Теперь атлеты могут делать селфи и снимать ролики прямо на аренах и спортивных площадках, где они выступают. Однако участники Олимпиады обязаны прекращать любую съемку за час до начала соревнования. Вновь включить камеру на смартфоне можно будет только после прохождения допинг контроля.

Атлетам также запрещено снимать церемонии награждения и любые тренировки соперников. Включить камеру можно на своем занятии, но в кадр не должны попадать элементы, которые атлет будет показывать на соревнованиях. К тому же спортсменам запрещается публиковать видео длиною более двух минут и вести прямые эфиры в социальных сетях.

 

МОК объяснял эти правила своими договоренностями с правообладателями, которые транслируют Олимпийские игры. Таким образом они защищают контент, который продают телекомпаниям и интернет-площадкам, показывающим соревнования. Но еще сильнее Международный олимпийский комитет защищает своих спонсоров.

Если у спортсмена есть личный контракт с компанией из пула спонсоров Олимпиады, то он может без ограничений рекламировать ее на своих платформах в любой форме. Но если компания не попадает в этот список, то рекламные возможности атлета сжимаются до минимума. МОК предупредил спортсменов, что каждому такому личному спонсору атлеты могут посвятить только один пост в социальных сетях.

В публикации не должны быть видны никакие олимпийские объекты или символы, в кадре также не должно быть видно спортивных костюмов и нарядов, в которых спортсмены соревнуются в Париже. Под запрет также попали олимпийские лозунги и слоганы, которых не должно быть в таком посте. Но главное, что публикация не должна быть прямой рекламой. Спортсмен имеет право только выразить благодарность компании за поддержку, ничего более.

Все эти правила спортсмены должны соблюдать не только во время своего выступления или пребывания в Париже. Атлеты должны были начать их соблюдать за восемь дней до официального старта Олимпийских игр и следовать правилам еще два дня после церемонии закрытия. При обнаружении непозволительного контента МОК потребует его удалить, а при отказе будет готово оштрафовать спортсмена.

Запрет на рекламу прописан в Олимпийской хартии

Рекламные запреты для спортсменов прописаны непосредственно в Олимпийской хартии. Впервые этот пункт был добавлен в 1991 году и с тех пор только расширялся. В хартии он идет под номером 40, из-за чего подобные запреты прозвали «правилом 40». Спортсмены нередко выражали несогласие с позицией МОК по этому вопросу.

 

Настоящий бунт произошел в 2012 году перед стартом Игр в Лондоне. Сразу несколько известных атлетов, представляющих Nike, запустили волну с возмущением в социальных сетях. Бренд не попал в спонсорский пул на Олимпиаду в Англии, из-за чего атлеты в полной мере не могли рекламировать бренд. Тогда атлеты призывали к подписанию соглашения между брендом и МОК, а четырехкратная олимпийская чемпионка по бегу Саня Ричардс-Росс, например, призывала убрать «правило 40» из Олимпийской хартии.

Ситуацию удалось изменить в 2019 году, когда в дело вмешалось Немецкое антимонопольное ведомство. Он рассмотрело иски местных спортсменов к МОК и пришло к выводу, что организация злоупотребляет своим положением. С тех пор на территории Германии атлетам разрешили не ограничивать себя в вопросах коммерческого сотрудничества во время Игр. Это позволило спортсменам появляться в рекламе местных брендов, которую показывали в Германии, и использовать там олимпийские символы.

Суд в Германии создал прецедент, вскоре после этого подобные суды прошли и в других странах. Представители МОК согласились с решениями региональных судов и скорректировали «правило 40». В 2020-м организация переложила регулирование всех рекламных моментов участников Игр на их внутренних рынках на национальные олимпийские комитеты.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+