К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Ящик Пандоры: как сделка Nike и Немецкого футбольного союза изменит футбольный мир

Фото Drew Angerer / Getty Images
Фото Drew Angerer / Getty Images
Немецкий футбольный союз (DFB) изумил всех, объявив о подписании контракта с американским экипировщиком Nike. Новость шокировала футбольный мир, ведь до этого много десятилетий экипировщиком сборной Германии была немецкая adidas. Forbes Sport рассказывает об экономике сенсационной сделки, а также о том, как на нее уже отреагировали другие ассоциации

Ничего личного, только бизнес

Сделка между Nike и DFB стартует с 2027 года, так что в ближайшие два сезона одевать немецкие сборные все еще будет adidas. Обычно крупные компании меняют дизайны форм национальным командам раз в два года — перед континентальными турнирами и ЧМ. Так что футболки, в которых Германия будут играть на Евро-2024, должны стать предпоследними по контракту с немецким производителем.

Сотрудничество между DFB и adidas завершится после 73 лет совместной работы. В 1954 году, когда компании не было и пяти лет, она начала поставлять бутсы игрокам сборной. Впоследствии производитель стал шить футболки, шорты и гетры. Но теперь все это будет в прошлом, и через три года в родной Германии у adidas останется лишь один большой актив — «Бавария».

На этом фоне договоренности между союзом и Nike вызвали большую полемику в Германии. Министр экономики республики Роберт Хабек публично заявил, что не представляет себе сборную без трех полосок. Он назвал это «частью немецкой идентичности». Негативно высказались и другие политики, так что пришлось свое слово вставить канцлеру ФРГ Олафу Шольцу.

 

«Я думаю, что самое главное, чтобы футболисты забивали голы», — прокомментировал «скандал» Шольц. Но согласно опросу Bild, обычные болельщики тоже не в восторге от решения союза: из 60 тысяч опрошенных 89% высказались против прихода Nike.

DFB, в свою очередь, отстаивает свое решение. В пресс-релизе пресс-служба отметила, что Nike предложила самое привлекательное предложение, а после добавила в социальных сетях, что ее задача — развитие футбола в стране. В Германии насчитывается 24 тысячи футбольных клубов и более 2 млн футболистов, на все нужны деньги.

 

Сколько именно предложил Nike и в DFB, и в компании не рассказали. Однако по данным немецкого портала Handelsblatt, американцы будут платить союзу по €100 млн каждый год — в два раза больше, чем было по действующему контракту c adidas.

Как сообщает Forbes USA, adidas в последнюю минуту пытался спасти действующее соглашение: за сутки до анонса контракта с Nike генеральный директор немецкого экипировщика Бьорн Гулден представил руководству DFB свое предложение. Но оно было отклонено.

Немцы будут получать в 2 раза больше Франции и в 2,5 раза больше, чем Англия

Если информация Hadnelblatt верна, то Nike по семилетнему контракту выплатит DFB €700 млн. Еще ни одна футбольная федерация не подписывала столь внушительного соглашения.

 

Для сравнения, Футбольная ассоциации Англии (FA) в 2016 году объявила о продлении соглашения с Nike. По нему в период  2018 — 2030 гг. компания суммарно заплатит федерации 400 млн фунтов стерлингов. В среднем это 33,3 млн в год (по нынешнему курсу валют около €39 млн). То есть, DFB будет зарабатывать более чем в 2,5 раза больше.

По данным L’Equipe, Федерация футбола Франции получает от соглашения с Nike по €50.5 млн в год. Всего по восьмилетнему контракту, который завершается в 2026 году, FFF заработает от американского производителя €404 млн.

Бразильская федерация футбола, как сообщает Globoesporte, получает от Nike $35,5 млн каждый год (около €32,9 млн). Примерно столько же зарабатывает и Федерация футбола Италии от новой сделки с adidas (€35 млн).

А вот Испания получает всего €18 млн каждый год от немецкого производителя, и столько же — Аргентина. Но это было по соглашению, подписанному до победы на ЧМ-2022. За эти успехи от adidas явно были бонусы, а также возможно переподписание условий сделки.

Подавляющее же большинство сборных могут претендовать в лучшем случае на семизначные суммы. Вот только теперь сами руководители Nike открыли «ящик Пандоры»: соглашения с Францией и Бразилией завершаются в 2026 году, и эти федерации, посмотрев на размер немецкого контракта,  будут требовать намного большие суммы. Более того, по данным Kicker, из-за сделки с DFB бразильцы намерены открыть тендер на поставку экипировки — крайне редкое явление на уровне национальных сборных.

 

На этом фоне больше всех могут проиграть англичане. Последние комплекты Nike встретили большую неприязнь со стороны болельщиков из-за раскрашенного флага страны. Так еще и сделка на 39 млн евро будет длиться до 2030-го. Пока другие федерации постараются сорвать куш, FA пропустит этап передела рынка.

Лишь два клуба мира будут зарабатывать больше DFB  на форме

Еще внушительнее финансовая сторона контракта Nike и DFB смотрится в сравнении с клубами. Согласно данным Marca, в 2027-м (если не будут заключены новые сделки), лишь две команды будут зарабатывать больше от экипировщиков – «Реал» и «Манчестер Юнайтед».

Оба клуба клуба сотрудничают с adidas. Мадридская команда зарабатывает €120 млн в год, а манкунианцы – €104 млн. Также свыше €100 млн получает «Барселона» от Nike (€105 млн), но в данный момент каталонцы близки к разрыву сделки с производителем. Вот так выглядит пятерка самых больших сделок между клубами и экипировщиками на данный момент: лидируют испанские «Реал» (€120 млн) и «Барселона» (€105 млн), затем «Манчестер Юнайтед» (€104 млн), ПСЖ (€80 млн) и «Манчестер Сити» (€76 млн):

После истории с «Барселоной» контракт Nike и DFB стал неожиданностью. Американский производитель серьезно сокращает расходы на футбол, а за последние несколько лет список команд-партнеров компании покинули «Манчестер Сити», «Арсенал», сборная Португалии и ряд других больших активов.

 

Между тем, вряд ли в какой-то другой момент времени Nike смог бы перебороть adidas. В 2023-м немецкий производитель впервые более чем за 30 лет показал убыток в €58 млн (для сравнения, в 2022-м была прибыль в €254 млн). Компания находится в кризисе из-за сокращения продаж и разрыва контракта с Канье Уэстом. Возможно, что у adidas не было финансовых возможностей вступить в конкуренцию с американцами.

Либо же, adidas решил нанести ответ в ближайшие годы. Быть может, компания перестроится и сможет стать экипировщиком у Бразилии, Франции и ряда команд. Так или иначе, кажется, что ближайшие два года для индустрии будут историческими.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+