К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Еще одна реальность: как новый гаджет Apple изменит спортивные трансляции

Фото Roméo A. / Unsplash
Фото Roméo A. / Unsplash
2 февраля Apple запустила очередную стадию своего смелого эксперимента под названием Vision Pro, начав продажи новой гарнитуры. Это первый за три года полностью новый продукт, который в корпорации называют «пространственным компьютером». Несмотря на то что у этих очков есть сразу целый ряд применений — от просмотра кино и видеоигр до работы с приложениями и ночного видения, — отдельный ажиотаж Vision Pro вызвали в среде спортивных болельщиков. Именно на просмотр разных видов спорта в том числе делали упор на конференции для разработчиков WWDC 2023 топ-менеджеры Apple. Forbes расспросил экспертов, что за возможности открываются у болельщиков с Vision Pro в арсенале и какие перспективы с этим новшеством для трансляций спортивных событий они видят в мире и России

Новые возможности

В июне 2023 года на WWDC 2023 Apple наконец представила Vision Pro — долгожданную гарнитуру дополненной реальности (AR) и, возможно, самый значительный запуск компании с 2015 года, когда в продажу поступило первое поколение Apple Watch. Vision Pro стали одним из самых амбициозных продуктов Apple на сегодня, напичканными технологиями, включая новую операционную систему visionOS. Однако интернет еще до старта предзаказа заполонили споры о шансах Vision Pro на место в пантеоне изобретений Apple.

Почему столь пристальное внимание общественности было приковано к новому устройству? «Не- все видят, что нам предлагают не совсем очки, — рассуждает в колонке для Forbes директор по стратегическому маркетингу «Яндекса» Андрей Себрант. — Это устройство <…> — новый форм-фактор универсального компьютера, позволяющего работать с объемным, трехмерным, а не плоским, как раньше, интерфейсом. И решать все привычно доступные компьютеру задачи плюс некоторые новые».

Например, просмотр спортивных трансляций. Apple Vision Pro предоставил болельщикам для этого больше возможностей, размышляет гендиректор Touch Instinct Дмитрий Костин. «Так, появилась Multiview — функция, позволяющая смотреть сразу несколько трансляций, а также наблюдать за статистикой и, как в случае с главной североамериканской бейсбольной лигой MLB, отслеживать 3D-модель матча», — говорит он.

 

Любая инновация проходит цикл зрелости технологий, в который входят такие этапы, как «инновационный триггер», «пик завышенных ожиданий», «пропасть разочарования», «склон просвещения» и «плато продуктивности», напоминает основатель «Бюро цифровых технологий» Виталий Зарубин: «Кажется, дополненная реальность сейчас проходит третий этап и постепенно выходит на осознанное потребление, которое возникает при появлении кейсов применения конкретной технологии». В этом плане Vision Pro создает прецедент, который, по его мнению, может стать «значимым сигналом» для всей индустрии развлечений.

«Кажется, еще не все понимают, что Vision Pro — это не только про «летающие» окна, которые позволяют смотреть на много вещей одновременно, но и про VR и AR опыт. Уже сейчас на спортивных мероприятиях используют специальные датчики по сбору информации и строятся 3D-модели происходящего для передачи картинки на экраны», — рассуждает руководитель отдела iOS-разработки red_mad_robot Алексей Тюрнин. В рамках спорта он видит развитие подобных технологий так: будет некоторое пространство дополненной реальности, например, 3D-футбольное поле с бегающими на нем футболистами. «На каждого из спортсменов можно будет посмотреть вблизи, узнать их биографию, сбоку видеть комментарии диктора, данные о матче, ставки, тут же обсуждения из соцсетей», — комментирует он.

 

Кроме того, Apple позволяет использовать shared experience в рамках FaceTime-звонков — когда несколько пользователей в одном приложении могут совершать совместные действия, говорит Тюрнин. В случае с Vision Pro можно будет смотреть спортивную трансляцию одновременно с другом и обмениваться какими-то действиями: открыть профиль игрока, что-то показать и т.д., приводит пример он: «И все это будет происходить в AR-пространстве».

Несколько лет назад у онлайн-зрителей появилась возможность менять обзор камеры во время футбольных матчей, то есть болельщик мог наблюдать за одним конкретным игроком или смотреть на поле целиком. «Технически это несложная функция, но она позволила разнообразить контент для зрителей, — продолжает Дмитрий Костин. — Apple Vision Pro может добавить в трансляции еще больше возможностей. Например, просмотр игры со стороны участника, от первого лица. Это может целиком перевернуть мир спортивных трансляций, но вместе с этим потребует [дальнейшего внедрения] технологических новшеств, развития ИИ и, главное, согласия со стороны спортивных ассоциаций».

Apple давно продвигает AR как некоторый интерфейс взаимодействия, но ранее он был замкнут только на экранах смартфона и iPad, рассуждает Алексей Тюрнин. Vision Pro позволяет, по его словам, встроить в их экосистему AR-технологии, тем самым расширить возможности и добавить визуализацию, которая помогает глубже погрузиться в происходящее. Подобные примеры легко перекладываются на многие виды спорта, особенно те, где тяжело уследить за всем одновременно, говорит он.

 

Первопроходцы

Ко дню запуска Vision Pro Apple приготовила лишь 600 приложений, которые доступны на старте на visionOS. К слову, одним из этих немногих стало первое российское приложение от разработчика онлайн-карт 2ГИС — 2GIS Immersive, предназначенное для просмотра реалистичных 3D-моделей зданий в пространстве. Среди этих 600 новинок были и приложения сразу нескольких американских топ-лиг профессионального спорта, которые уже традиционно находятся в авангарде технологических новшеств и делают большие инвестиции во внедрение передовых IT-решений.

Вне конкуренции в этом отношении — баскетбол и Национальная баскетбольная ассоциация (НБА), чьи доходы только от спонсорских соглашений в сезоне 2022/2023 составили рекордные $1,66 млрд (общая выручка НБА в 2022 году выросла до $9 млрд). «Комиссар НБА Адам Сильвер на одной из конференций отметил, что среди целей Лиги — сделать так, чтобы у каждого болельщика была возможность «побывать» на арене, более того, почувствовать, каково это сидеть у паркета в окружении звезд, на расстоянии вытянутой руки от кумиров, — рассказывал Forbes ранее директор по стратегии «МТС Энтертейнмент» Владимир Агеев. — Это даже отдельно прописано в стратегии лиги».

Еще во время тестов приложение для Vision Pro от НБА стало популярным благодаря возможности для пользователей смотреть до пяти матчей одновременно или просматривать статистику в реальном времени параллельно с трансляцией игры. «Не так много людей пока видели в Apple Vision Pro именно эту концепцию: трехмерного видео, на которое можно смотреть с разных сторон, чуть ли не ходить по площадке, — рассуждает руководитель продукта спортивных трансляций «Кинопоиска» Михаил Калашников. — Пока спортивные приложения используют в основном другую возможность гарнитуры – расставить в виртуальном пространстве множество «дополнительных мониторов».

Самое интересное приложение, по его мнению, сделал PGA Tour (организатор основных мужских профессиональных гольф-туров в США и Северной Америке. — Forbes) — в нем можно смотреть на 3D-реконструкции полей. «MLB обещает что-то заметное к старту бейсбольного сезона в апреле, — продолжает Калашников. — Пока не понятно, будет ли это ближе к полноценным объемным съемкам — в их мобильных приложениях есть 3D-реконструкции хайлайтов, но качество их было очень далеко от чего-то, что можно назвать реальным или хотя бы реалистичным».

Проще всего объемное видео снимать в тех видах спорта, где большая роль записей и хайлайтов и при этом относительно небольшая площадка, говорят эксперты. «Мои фавориты — баскетбол и особенно единоборства. Президент UFC (Ultimate Fighting Championship, международная спортивная организация, проводит бои по смешанным единоборствам. — Forbes) Дана Уайт очень любит все технологии, которые могут дать аудитории ощущение, что они сидят прямо у октагона, — говорит Калашников. — Во-первых, такие места крайне дорогие, билеты существенно дороже Apple Vision Pro. Во-вторых, 99% мировой аудитории промоушена, по словам Лиги, никогда не побывают ни на одном турнире. Более того, в MMA далеко не всегда понятно, что именно произошло, даже после повтора — возможность походить по рингу и посмотреть с любого ракурса, как именно случился нокаут, выглядит хорошим решением для болельщиков».

 
Telegram-канал Forbes Sport
Канал о спорте, бизнесе и финансах в России и в мире
Подписаться

Узкие места

Впрочем, приложений действительно пока не так много, а те, что присутствуют на рынке, кажутся скорее страстной идеей, нежели применимой механикой в повседневности, полагает Виталий Зарубин: «PGA Tour Vision для гольфа — пока что библиотека всех знаний, а NBA App — это трансляции с расширенной статистикой». О реальной пользе очков сейчас довольно рано судить, прошло очень мало времени, считает он.

Востребованность Apple Vision Pro в конкретном спорте будет зависеть от заинтересованности стриминговых компаний и спортивных организаций, которые долго внедряют новые технологии, считает гендиректор Touch Instinct Дмитрий Костин. «Также для организаторов трансляций это будет означать закупку и установку 3D-камер, чтобы создать эффект «присутствия на поле/трибуне». Для бродкастеров это дополнительные затраты на трансляции, которые далеко не факт, что окупятся, учитывая пока небольшое количество владельцев Apple Vision Pro», — полагает он.

Едва ли не главный барьер сейчас для распространения гарнитуры в России — ее высокая стоимость. Все преимущества гарнитуры смогут оценить пока только очень немногие из-за дороговизны устройства. «В России этот вопрос стоит острее из-за больших наценок, поэтому в ближайшее время Vision Pro не повлияет на спортивную сферу. Но это хороший шаг к тому, чтобы сделать интерфейс, позволяющий болельщику взаимодействовать со спортом», — полагает Тюрнин. В России предзаказ на Apple Vision Pro открылся 2 февраля. На старте цены на устройство на CDEK.Shopping составили примерно 500 000-550 000 рублей. В США, для сравнения, она стоит $3499 (немногим более 300 000 рублей). Через неделю розничные цены на Apple Vision Pro объявила МТС — в зависимости от конфигурации гаджет будет стоить от 580 000 рублей до 670 000 рублей.

Если Apple через несколько лет выпустит Vision Pro следующей версии, и со временем он станет дешевле и доступнее, то это будет «отличный способ погрузиться в AR-experience», размышляет Алексей Тюрнин: «У Apple это может сработать, в отличие от других AR-гарнитур, потому что Apple предоставляет экосистему, в рамках которой все уже работает, и пользователю не нужно подстраиваться под нее». По мнению Дмитрия Костина, распространение XR-девайсов «неминуемо»: «Но сегодня иметь такую технологию — дорого, а наслаждаться ей в одиночку быстро наскучит».

 

Есть и другие ограничения, в том числе физические, на которые жалуются первые пользователи. В самой Apple при этом считают: когда-то Vision Pro заменит iPad, но ей потребуется пройти еще четыре поколения, чтобы достичь оптимального уровня удобства и функциональности для ежедневного использования, сообщал Bloomberg со ссылкой на сотрудников, причастных к разработке шлема смешанной реальности. Сейчас она воспринимается как слишком громоздкая и тяжелая, что делает ее неудобной для продолжительного использования. Основными направлениями для улучшения являются миниатюризация устройства, увеличение времени автономной работы, разработка специализированных приложений и устранение ошибок в операционной системе visionOS.

Пробные шары

19 февраля свою версию приложения «Кинопоиск» для VisionOS выпустил и «Яндекс». Таким образом, «Кинопоиск» стал первым российским онлайн-кинотеатром, клиент которого был адаптирован под новую платформу Apple. Включить в новом интерфейсе можно любую трансляцию — от хоккея и баскетбола до армрестлинга. Однако такого уровня трансляции, какие Apple вместе с партнерами показывала в ходе презентации на WWDC, мы вряд ли скоро увидим в России.

Впрочем, как рассказывает Михаил Калашников, у «Яндекса» есть разработки и концепты, на базе которых можно развить технологию 3D-показа спорта. Так, по его словам, сейчас команда, занимающаяся профессиональной статистикой и видеотрекингом для «Яндекс Плюса», тестирует дополненную реальность на трансляциях: показ фамилии игрока с мячом, скорость его рывка, тепловая карта передвижений по полю в режиме реального времени поверх live-изображения.

Как раз в конце февраля СТО спортивного направления в «Яндекс Плюсе» Владимир Цуканов рассказал о работе «Яндекса» над собственной системой видеоаналитики, видеотрекинга и профессиональной статистики для спортивных событий. В посте на «Хабре» под названием «Как мы оцифровали футбольные матчи с помощью CV» он объясняет, как работают нейросети в спорттехе и визуальный трекинг игроков, который используется для сбора профессиональной спортивной статистики. По словам менеджера, решили начать с футбола, выделили четыре основные группы пользователей, кому бы это могло пригодиться (тренеры и аналитики, зрители и болельщики, СМИ, вещатели) и «пообщались с клубами», чтобы понять, что именно и как стоит отслеживать и на чем сфокусироваться. «Получился такой список: фитнес и технико-тактические данные, возможность работы с полученными видео и данными, единая база видео, трансляции и статистика игр вторых, молодежных и женских команд».

 

«Мы уже обрабатываем с минимальной задержкой большие массивы данных и на их основе можем дополнять трансляцию 3D-объектами, — говорит Калашников. — Но технические ограничения пока не позволяют транслировать именно прямые эфиры полностью в 3D, обработка изображения с камер может быть долгой. Более того, чем больше площадка и спортсменов на ней, тем больше камер для этого нужно установить, и тем дороже производство трансляции».

В ближайшем будущем мы увидим аналоги [решений для Vision Pro] от ведущих отечественных спортивных лиг, надеется Виталий Зарубин. «Наверное, это будет как расширение к текущему мобильному приложению. Скорее всего, функционал будет более сжат и движение будет происходить гораздо меньшими шагами, но прощупывание ниши в спорте точно будет. А вот насколько далеко смогут зайти — это уже касается реакции спортивной аудитории», — резюмирует он.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+