К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Иммерсивное движение: какие перспективы у трансляций спорта в виртуальной реальности

Фото Barbara Zandoval / Unsplash
Фото Barbara Zandoval / Unsplash
Дополненная (AR) и виртуальная (VR) реальности входят в повседневную жизнь осторожно, на цыпочках. Тем не менее болельщикам они уже обещают захватывающие ощущения от просмотра игр любимых команд. Установленные на поле камеры с обзором 360° дают возможность оказаться в самом центре игры и взглянуть на события со всех сторон, а с помощью VR-гарнитуры болельщик может перенестись в пространстве и очутиться на трибуне, будучи физически дома. Впрочем, эти технологии станут популярными еще нескоро: массовый продукт потребителям пока не предложили, и к тому же свой отпечаток накладывают технические ограничения

«Это было невероятно»

Презентация гарнитуры смешанной реальности Apple Vision Pro на ежегодной всемирной конференции разработчиков WWDC в июне наделала довольно много шума среди поклонников спорта. В презентации CEO Disney Боба Айгера можно было увидеть разные форматы XR-показа американского футбола, гонок «Формулы-1» и баскетбола, и выглядело это действительно впечатляюще. Disney уже стал партнером Apple по созданию XR-контента, пообещав, что с первого дня он будет на устройстве. Среди новшеств для пользователей Айгер анонсировал одновременный просмотр нескольких матчей, трансляцию игры с нескольких ракурсов в одно и то же время и с детальной статистикой, 3D-повторы с возможностью увидеть момент с разных ракурсов.

Известный техноблогер Джон Грубер описывал свой опыт просмотра трансляций в Apple Vision Pro восторженно: «Спорт выглядел реальным. Это настолько же отличалось от привычного телеэфира, как телевидение отличается от радио. Это было невероятно. Я бы захотел купить Vision Pro, даже если бы единственным, что умеет гарнитура, были трансляции спорта в таком формате».

Telegram-канал Forbes.Russia
Канал о бизнесе, финансах, экономике и стиле жизни
Подписаться

Все крупнейшие лиги и спортивные клубы мира пристально следят за развитием темы с виртуальной и дополненной реальностью, а кто-то проводит свои эксперименты, пусть и с разной степенью успеха. «Спортивная трансляция будущего — это полностью персонализированный поток, интегрирующий вместе несколько фидов видео, 3D-графики и статистических данных в адаптированный под конкретное устройство пользовательский опыт. VR/AR может стать драйвером перехода к такому показу спорта», — полагает руководитель продукта спортивных трансляций «Кинопоиска» Михаил Калашников.

 

Сумеют ли VR и AR изменить мир спортивных трансляций, какое будущее открывается в этой связи перед болельщиками всего мира и России в частности, а также с какими проблемами сталкиваются пользователи и участники этого рынка, разбирался Forbes.

Фокусы с наложением

Представьте ситуацию: оформив все-таки Fan-ID, вы приходите на стадион на матч любимой команды с друзьями, где у вас завязывается жаркий спор. Вы считаете, что линия защиты играет безошибочно и снимает всю угрозу у своих ворот, но ваши оппоненты бурно и с применением непарламентских выражений возражают, уповая на то, что основной вклад вносят вратарь, хавбеки и нападающие, которые помогают обороне. Устав спорить, вы достаете смартфон, наводите на поле, нажимаете на интересующих вас игроков — и перед вами углубленная личная статистика спортсменов с их действиями на поле, которая обновляется в режиме реального времени. За вами аргументированная победа в горячей дискуссии.

 

Это не фантастика, подобное уже не раз было воплощено в жизнь. Так, несколько громких проектов с добавлением статистического слоя в дополненной реальности выполнила голландская AR-студия Immersiv.io, указывает директор по стратегии «МТС Энтертейнмент» Владимир Агеев: «Например, кейс с марсельским «Олимпиком» 2021 года — AR для зрителей на стадионе в мобильном приложении и AR-очках — наводишь на поле и видишь слой данных в реальном времени, задержка данных сведена к минимуму благодаря 5G на стадионе от Orange. Или Суперкубок Германии 2022 года — AR в очках для тех, кто смотрит телевизор: статистика появляется вокруг телевизора».

Свежий пример — к прошедшему недавно чемпионату мира по футболу 2022 года в Катаре было выпущено приложение для смартфонов FIFA + Stadium Experience. В нем функция дополненной реальности позволяла болельщикам на трибунах смотреть повторы, был похожий на используемый судьями механизм VAR, а также можно было получать короткую справку со статистическими данными, средней скоростью и пробегом футболистов на экран своего смартфона, нажав на каждого игрока.

Как все начиналось

К моменту триумфа Лионеля Месси и сборной Аргентины в Катаре спортивная и IT-индустрия уже не первый год экспериментировали с VR и AR. «Историю VR в спорте можно разделить на два этапа — первая волна была в 2015–2017 годах, потом пауза, а затем интерес вернулся в 2022–2023 годах в связи со сменой стратегии Meta (признана в России экстремистской и запрещена) и новыми продуктами Apple, — рассуждает Михаил Калашников. — Первопроходцами стала компания NextVR, показавшая матч НХЛ в VR еще в 2015 году». Руководитель по внедрению новых технологий и инноваций билайна Сергей Уразов согласен: первые попытки трансляции футбольных матчей в формате 360 начались еще в 2015 году. Одними из первых, по его словам, были португальцы, транслировавшие матч «Порту» — «Бенфика» с помощью пяти камер кругового обзора. Спонсором этой трансляции была Samsung, и трансляцию можно было смотреть в фирменных магазинах компании.

 

Затем 360-трансляции регулярно делали на Олимпийских играх, начиная с Рио-2016, вспоминает Калашников. «Крупнейшие соревнования, такие как Олимпийские игры, стали местом тестирования инноваций с виртуальной реальностью, — продолжает Уразов. — Так, в 2016 году компания NBC впервые транслировала игры в Рио-де-Жанейро в виртуальной реальности». Церемония открытия и закрытия, а также соревнования по легкой атлетике, баскетболу, гимнастике, пляжному волейболу и другим видам спорта были доступны для просмотра в приложении NBC Sports для гарнитуры Samsung Gear VR. Правда, трансляция была не онлайн, а с задержкой в один день. А вот зимние Олимпийские игры 2018 года в Пхенчхане уже можно было смотреть в виртуальной реальности в режиме реального времени — Intel провела VR-трансляцию всего мероприятия.

В России эксперименты с организацией VR-трансляций можно считать до сих пор единичными случаями. Так, в 2019 году «Матч-Премьер» снимал матчи в Краснодаре («Краснодар» — «Зенит») и Санкт-Петербурге («Зенит» — ЦСКА) на несколько камер, а затем создал VR-ролики с самыми интересными моментами. Пока это были только первые подходы к внедрению новой технологии. Еще раньше в виртуальной реальности показывали теннисный турнир St. Petersburg Open в 2016 году и финальную серию Кубка Гагарина КХЛ в 2017 году. Впрочем, в новой стратегии развития Российской премьер-лиги (РПЛ) до 2027 года есть упоминание дополненной реальности. Так, РПЛ будет работать над появлением возможности просмотра определенного видео в режиме AR.

Мяч в корзине

Действительно, о каком-то масштабном прорыве этих технологий говорить не приходится. Казалось, пандемия ускорит развитие этого направления, но этого так и не произошло, хотя крупнейшие IT-компании мира и пробуют тянуть за собой эту индустрию. Очевидно, США с богатым опытом шоу-бизнеса выступают в этом отношении ледоколом, пробивающим путь остальным.

Крупные компании разрабатывают и публикуют спортивные VR-приложения, в том числе Meta XTADIUM, NextVR (приобретена Apple в 2020 году за $100 млн) и Fox Sports VR, которые погружают пользователей прямо в эпицентр событий соревнования. А некоторые, как NextVR, предлагают 180-градусные потоки высокой четкости и со множеством дополнительных функций. Для пользования этими приложениями понадобится производительный шлем виртуальной реальности. Например, приложение XTADIUM было запущено в конце 2022 года с трансляцией различных спортивных потоков, от гонок NASCAR до боев смешанных единоборств UFC и баскетбольных матчей НБА, рассказывает Сергей Уразов.

«Американские лиги в таких динамичных видах спорта, как американский футбол, хоккей и, конечно, баскетбол, являются законодателями мод, — размышляет Владимир Агеев. — Баскетбол — наиболее подходящий формат, учитывая еще, что игры проходят под крышей. НБА тут впереди планеты всей. Если когда-то VR наконец станет доступным и распространенным, то НБА уже давно к этому готовы». Просмотр с точки из-под щита бросков баскетболистов по кольцу вызывает совсем другие эмоции по сравнению с привычной ТВ-трансляцией, рассуждает Уразов.

 
Telegram-канал Forbes Sport
Канал о спорте, бизнесе и финансах в России и в мире
Подписаться

Еще в 2015 году первая игра сезона между Golden State Warriors и New Orleans Pelicans транслировалась в формате виртуальной реальности. Для этого баскетбольная лига обратилась к компании NextVR. Благодаря VR-трансляции, болельщики с очками Samsung получили возможность видеть игру с тех мест, цена которых на реальном стадионе доходит почти до $4000. Эксперименты в конце концов сменились активным и обширным сотрудничеством с Meta. Так, в начале 2023 года компания расширила свое партнерство с НБА: соглашение подразумевало, что болельщики смогут посмотреть 52 игры сезона в прямом эфире и бесплатно в социальном VR-мире Meta Horizon Worlds с помощью гарнитуры смешанной реальности Meta Quest Pro XR.

А в феврале этого года комиссар НБА Адам Сильвер представил на технологическом саммите NBA All-Star новые персонализированные опции, которые станут частью будущих потоковых трансляций игр. Одним из нововведений стала возможность для болельщиков сканировать свой собственный аватар в прямой трансляции игры НБА через специальное приложение и «заменить» собой игрока на поле. «Адам Сильвер на одной из конференций отметил, что среди целей лиги — сделать так, чтобы у каждого болельщика была возможность «побывать» на арене, более того, почувствовать, каково это сидеть у паркета в окружении звезд, на расстоянии вытянутой руки от кумиров, — говорит Агеев. — Это даже отдельно прописано в стратегии лиги».

Многие большие лиги сталкиваются с тем, что их аудитория физически далеко от стадионов, рассуждает Калашников. «UFC, например, понимает, что у подавляющего большинства их фанатов никогда не будет возможности посмотреть бои из первого ряда — VR-трансляция воспроизводит это ощущение, — продолжает он. — Поэтому вопрос, скорее, не в видах спорта, а в географии аудитории турниров: чем глобальнее лига, тем важнее для нее создавать захватывающие впечатления для болельщиков в цифровой среде».

От поколения к поколению

Движение НБА навстречу виртуальной реальности — скорее исключение из правила. Текущий мировой опыт отражает развитие VR/AR как технологии: у нее уже есть много полезных применений для профессионалов спорта, например спортсменов и судей, но на данный момент нет массового продукта, констатирует Михаил Калашников.

 

Чтобы VR плотно обосновался в жизни обычного болельщика, понадобятся годы, сходятся во мнении эксперты. По разным оценкам, от пяти-семи до 10–20 лет. «Сейчас VR-технологии очень сложны и малодоступны. Кроме этого, болельщикам со стажем будет очень сложно переключиться со старых привычек и отказаться от той атмосферы, которую они любят и ценят, — посещение стадионов, выход с друзьями в бар», — размышляет директор по стратегическому развитию продуктового портфеля Tele2 Андрей Борзов.

Впрочем, «болельщики со стажем» — постепенно уходящая категория с точки зрения приложения максимальных усилий клубов и лиг для привлечения внимания к себе. Спорт в принципе возлагает надежды на новое поколение болельщиков, практически у каждой лиги центральная часть стратегии — вовлечение молодой аудитории, говорит Калашников. «Чтобы ей было интересно, спортивные трансляции должны быть классными в самых разных аспектах», — считает он. Каждое новое поколение более предрасположено к современным технологиям, и перейти на носимые устройства для них значительно проще, считает Андрей Борзов.

Согласно исследованиям аудитории спортивных болельщиков от Deloitte, около 5–7% респондентов уже пробовали смотреть спорт с использованием технологий VR хотя бы раз за последний год, и процент выше среди молодой аудитории, рассуждает менеджер по продукту спортивного направления Okko Максим Великанов: «Здесь нужно сделать поправку на разные регионы мира — что характерно для технологичных рынков США и Канады, не так актуально для консервативной Европы и России. И все же общая доля болельщиков, готовых расширить свой опыт смотрения за счет VR, достигает 70%». Однако на данном этапе AR/VR скорее про другие группы аудитории, в первую очередь из-за цены и форм-фактора, но в случае появления действительно дешевых и удобных устройств весьма вероятно, что молодым зрителям важно будет присутствие спорта и на этих платформах, полагает Михаил Калашников.

Кроме того, как известно, продолжительность концентрации внимания из-за мобильной революции и повсеместного распространения смартфонов быстро сокращается. Короткие видеоролики в TikTok захватили воображение молодежи, а значит, следующее поколение спортивных фанатов вряд ли сможет высидеть два 45-минутных тайма футбольного матча без того, чтобы на что-то не отвлечься.

 

Трудности проникновения

Несмотря на очевидные сложности с вовлечением поколения Z, сегодня это далеко не единственная проблема для широкого распространения спортивных VR-трансляций. Возможно, главная сложность заключается в уровне технологического развития. «VR-контент требует передачи большого объема данных в режиме реального времени, что может вызвать проблемы с буферизацией трафика и разрывать интернет-соединения. Это может привести к плохому пользовательскому опыту для зрителей, — объясняет Сергей Уразов. — Еще одной технической проблемой является задержка между моментом запроса пользователя к системе VR и временем ответа системы. В спортивном вещании низкая задержка имеет решающее значение для того, чтобы предоставить зрителям захватывающий опыт. Однако достичь низкой задержки трудно, особенно при потоковой передаче событий в прямом эфире через интернет».

Следует отметить и то, что, хотя внедрение 5G было широко разрекламировано, пока реального прогресса по сравнению с тем, что было еще несколько лет назад, с точки зрения пропускной способности в мире не видно. Любой, кто пробовал пользоваться интернетом на стадионе в обычный день матча, знает, что зачастую поиск сети может быть безуспешным. Тем более если вести речь о России.

Напомним, в стране до сих пор нет коммерческого использования технологии 5G. Наиболее подходящий для 5G диапазон частот 3,4–3,8 ГГц, который используется для развертывания сетей нового поколения в большинстве зарубежных стран, в России занят Минобороны, ФСО и «Роскосмосом». Госкомиссия по радиочастотам неоднократно отклоняла заявки операторов на выделение частот в этом диапазоне даже для тестирования технологии. Вместо них Минцифры сейчас предлагает выделить операторам частоты в диапазоне 4,8–4,99 ГГц, стоимость владения инфраструктурой в котором в два с половиной раза выше, чем в основном. Кроме того, запуск уже готовых к 5G сетей операторов на импортном оборудовании не состоялся.

Так что хоть Apple и удалось удивить на презентации Vision Pro, способна ли эта гарнитура стать не просто нишевым девайсом для техногиков, а новой реальностью повседневной жизни — вопрос открытый. Все-таки очевидный минус устройства — довольно высокая цена в $3500, а значит, массовый пользователь, который уже не один год использует технику Apple, еще не скоро сможет протестировать новый продукт компании. Пока что дороговизна производства контента и оборудования и недостаточное распространение VR-очков в мире не позволяют рассчитывать на скорое покорение VR мира спорта. «Но как только кто-то придумает простую и доступную технологию, можно ожидать взлет», — уверен Владимир Агеев.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+