К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Большой скачок: как в КХЛ установили новый рекорд посещаемости

Игроки команды ЦСКА с Кубком Гагарина после победы в матче. (Фото Сергея Бобылева / ТАСС)
Игроки команды ЦСКА с Кубком Гагарина после победы в матче. (Фото Сергея Бобылева / ТАСС)
В последний день февраля стартовал розыгрыш Кубка Гагарина-2024 — стадии плей-офф, в которой определится сильнейший клуб Континентальной хоккейной лиги (КХЛ). Регулярный чемпионат завершен, и он стал для КХЛ необычайно успешным: в лиге давно не было такой интриги, а главное — на трибуны вернулись зрители, и текущий сезон стал рекордным по посещаемости. Forbes Sport рассказывает подробности

КХЛ улучшила свой рекорд посещаемости 

В четвертый раз за 16 лет существования лиги общая посещаемость всех матчей лиги превысила 5 млн человек. Но на этот этого удалось добиться лишь с 23 командами (в прошлые годы число клубов-участников достигало 29), и еще никогда ранее средняя аудитория домашних матчей не была такой большой.

Средняя посещаемость КХЛ в сезоне 2023/24 составила 6622 зрителя. Это на 130 человек больше, чем в рекордном сезоне 2019/20. И том розыгрыше в лиге выступали иностранные «Йокерит» и рижское «Динамо» со своими аренами, вмещающими более 10 тысяч человек — они покинули КХЛ весной 2022-го.

Нынешний рекорд тоже стал следствием создания развитой инфраструктуры. Без новых арен в Санкт-Петербург и, в особенности, Новосибирске, таких показателей не было. И без этих дворцов, при динамике прошлых лет, посещаемость бы остановила в диапазоне 6420-6450 человек.

 

При этом рекордная посещаемость в сезоне 2019/20 была обеспечена даже не «Йокеритом», а одной игрой. Встреча между СКА и ЦСКА в регулярке прошла на «Газпром Арене» при более 60 тысяч зрителей. Как отметил Metaratings.ru в своем исследовании, только один этот матч увеличил общую среднюю посещаемость сезона сразу на 69 зрителей.

В свою очередь, переезд «Сибири» на новую арену увеличил итоговую среднюю посещаемость примерно на 130 человек. То есть, без «Сибирь Арены» в лучшем случае аудитория составила бы 6491 зрителей (при полной заполняемости старого дворца). А игры, которые СКА провел на самой большой арене мира, принесли посещаемости лиге еще в среднем 47 человек за матч.

 

Но рекорд был достигнут не только благодаря СКА и «Сибири». Их высокая посещаемость не помогла бы, если бы не повсеместный рост аудитории. Metaratings.ru в своем исследовании указал, что аудитория у 21 клуба из 22-х, что выступали в прошлом сезоне КХЛ (то есть, за исключением «Лады»), увеличилась. Единственное падение – у «Ак Барса», но оно связано с временным переездом казанцев с «Татнефть Арены» (вмещает 8890 человек) во Дворец спорта (3500 зрителей) из-за «Игр будущего».

В целом, рейтинг посещаемости клубов КХЛ выглядит так:

За год посещаемость КХЛ увеличилась на 1113 зрителя

Особенно внушительно нынешний рекорд смотрится на фоне прошлогоднего показателя. В сезоне 2022/23 посещаемость КХЛ была не просто низкой – за исключением ковидных чемпионатов 2020/21 и 2022/23 аудитория была второй с конца. Так плохо на хоккей в России не ходили с самого первого розыгрыша турнира. Но тогда инфраструктура была совсем иной.

 

В сравнении с сезоном 2022/23 посещаемость увеличилась на внушительные 1113 зрителя в среднем. Это также рекордный прирост аудитории за год в истории отечественного хоккея. И одними лишь СКА и «Сибирь» такое увеличение никак не объяснить.

В КХЛ есть четкая корреляция: когда народ начинает много ходить на хоккей в Минске и в Москве, тогда высокая аудитория и по всей лиге. Объяснить это очень легко: просто в двух столицах построены крупнейшие арены. До ввода «СКА-Арены» дворец в Минске с отрывом в почти на 3 тысячи зрителей был самым большим в лиге (вместимость 15086 зрителей).

И именно «Минск-Арена» была драйвером высокой посещаемости в КХЛ. После ее ввода в середине сезона 2009/10 аудитория лиги не падала ниже 5,5 тысяч человек. А после каждая новая арена, будь-то в Праге, Братиславе или Хельсинки, лишь увеличивала этот показатель.

В конце прошлого десятилетия резко увеличился рост посещаемости в Москве. Например, в сезоне 2019/20 средняя посещаемость домашних матчей «Спартака» составила 8914 зрителя, что было лучшим результатом с советских времен. И такая же ситуация была и у ЦСКА.

А следом, уже в новом десятилетии, была построена арена в Омске на 12011 зрителей, благодаря чему «Авангард» стал лучшим по посещаемости клубом прошлого сезона. И вот теперь, когда новые объекты появились в Новосибирске и в Санкт-Петербурге, средняя посещаемость матчей регулярного чемпионата КХЛ, наконец, смогла превзойти рекорды, установленные во времена, когда в лиге были команды из Европы. 

 

На этот раз всё тоже сошлось: посещаемость московских команд превысила 6 тысяч зрителей, а также вновь свыше 12 тысяч в среднем человек начали ходить в Минске. И все это на фоне рекордов новых арен в Новосибирске, Омске и Санкт-Петербурге.

Вот такая выглядит средняя посещаемость домашних матчей всех регулярных чемпионатов в истории КХЛ (сначала указан сезон, потом – общее число всех зрителей, а после – средняя посещаемость домашних матчей):

Сможет ли КХЛ снова побить рекорд в следующем сезоне?

Со следующего сезона СКА должен окончательно переехать на «СКА-Арену». Следовательно, клуб однозначно будет самым посещаемым как в КХЛ, так и во всей Европе (если, конечно, не случится никаких форс-мажоров). Удивительно, но как отметил Metaratings.ru, февральский переезд на 21-тысячную арену не помог клубу установить собственный рекорд посещаемости – лучший результат был в сезоне 2019/20 (13594 зрителя), правда, его помогла установить игра на футбольной «Газпром Арене».

Более того, если вдруг все матчи СКА будут проходить при аншлагах или близко к ним, то у петербуржцев есть все шансы стать самым популярным клубом мира. В последние годы это неизменно «Монреаль Канадиенс», на который в нынешнем сезоне ходят по 21094 зрителя. А «СКА-Арена» вмещает на 400 человек больше…

 

Если это произойдет, то КХЛ и в следующем сезоне удастся в очередной раз побить свой рекорд. А главный вопрос состоит не в том, будет ли очередной рекорд, а в том, каким именно он окажется. Возможно, в Москве на фоне бойкота болельщиками Fan ID на футбольных стадионах, зрителей на хоккее станет еще больше. Или же в Минске начнут ходить не по 12, а по 13-14 тысяч зрителей на матч — как это уже было в начале прошлого десятилетия. Или начнет, наконец, расти аудитория в Сочи и Астане, где также есть внушительные арены.

Ко всему прочему, на рост посещаемости влияют и иные факторы. Если «зимние классики» (матчи под открытым небом на футбольных стадионах) пройдут в Москве или Нижнем Новгороде, то все это может увеличить среднюю аудиторию сезона во всей лиге в среднем еще на 100-150 зрителей. Наконец, скоро ожидается переезд «Торпедо» на новую более вместительную арену — в сентябре 2023 года генеральный директор клуба Александр Харламов сообщил, что открытие 12-тысячника в городе по строительным графикам ожидается лишь весной 2025-го, но не исключено, что это случится на несколько месяцев раньше. 

И при всех этих факторах средняя посещаемость КХЛ может преодолеть и 7 тысяч зрителей. В таком случае лига наконец-то сможет претендовать на звание самой посещаемой в Европе. На протяжении всего ее существования впереди с большим отрывом были Германии и Швейцария. И согласно прогнозу Metaratings.ru, в нынешнем сезоне, который завершается в обоих чемпионатах в марте, аудитория в лигах превысит 7 тысяч человек.

А если заглядывать в несколько отдаленное будущее, то у КХЛ есть возможность нарастить свои мощности и в городах бывшего СССР. Например, две арены на 12 тысяч зрителей есть в Алматы и Ташкенте, и ранее были новости, что здесь могут появиться команды. Быть может, что и когда будет построена арена в Екатеринбурге, то там лига посещаемость будет близка уже к 8 тысячам человек.

 

Но сначала КХЛ придется обновить рекорд посещаемости плей-офф. И это вполне реально.

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+