К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Суперзвезда недорого: как худший игрок драфта стал лидером клуба и попал на Супербоул

Брок Парди. Фото: San Francisco 49ers
Брок Парди. Фото: San Francisco 49ers
В ночь с воскресенья на понедельник по московскому времени в США пройдет 58-й Супербоул — финал плей-офф НФЛ. В решающей игре сезона сыграют «Канзас-Сити Чифс» и «Сан-Франциско 49-е». Одна из главных историй встречи – это выступление квотербека калифорнийцев Брока Парди. Его карьера в НФЛ выглядит настолько фантастической, что больше похожа на сценарий второразрядного фильма. Forbes Sport рассказывает, как абсолютный андердог может уже через сутки стать легендой

Парди был выбран под последним номером драфта

В истории спорта много примеров того, как атлет, на которого никто не ставил, пробивается к вершинам славы. Но редко случается такое, чтобы подниматься наверх приходилось из точки, которая официально обозначена как самое дно. 

Брок Парди попал в НФЛ наихудшим способом из всех возможных: «Сан-Франциско» выбрал квотербека на драфте в 7-м раунде по 262-м номером — он был вообще последним футболистом, который ушел с этого мероприятия. Таким, как он, после драфта переходит временный титул «Мистер Ненужный». Подавляющее большинство последних игроков драфта даже не проходят и первую межсезонку с командой.

Но Парди смог. Тренерский штаб «Сан-Франциско» изначально выбрал игрока в качестве запасного на всякий случай. На момент прихода в команде уже было три квотербека, и таким, как Брок, уготована жизнь «тренировочной груши»: они нужны только, чтобы помогать защитникам тренироваться.

 

Однако, как рассказывал позже главный тренер «49-х» Кайл Шенахан, уже на первых тренировках ему показалось, что Парди не просто неплох, а вообще это лучший квотербек из тех, что имеются в команде. И спустя месяц после начала предсезонки клуб отчислил своего третьего квотербека, чтобы освободить для новичка место в команде.

Естественно, что в НФЛ никто и никогда не поставит абсолютно нового, еще сырого футболиста в старт. Тем более, что «Сан-Франциско» — вечный претендент на Супербоул, одна из сильнейших команд в конференции. К тому же, в составе уже было два более опытных квотербека: Трэй Лэнс, за которого на драфте годом ранее отдали целое состояние (три выбора в первых раундах драфта), а также ветеран Джимми Гаропполо.

 

В таких сценариях тренерские штабы всегда отдают предпочтение более дорогим игрокам. Поэтому в сезоне-2022 Лэнс был запланирован как стартовый квотербек, а Гаропполо — как запасной. Но Парди помог случай: в начале чемпионата первый его конкурент получил серьезную травму, а середине выбыл уже и второй пасующий. У клуба осталась только одна надежда — «Мистер Ненужный».

И он сотворил историю. В первом же полном матче он обыграл «Тампу Бэй» с самим Томом Брэди, а затем помог команде выиграть дивизион и попасть в плей-офф. Потом была и первая победа в постсизоне (Парди стал самым низковыбранным на драфтах квотербеком за всю историю, выигравшим матч плей-офф). Сказка оборвалась только в финале конференции — в первых же розыгрышах квотербек получил серьезную травму локтя. «Сан-Франциско» сдались, и «Филадельфия» без проблем прошла в Супербоул, где была бита «Канзас-Сити».

Почему Парди ушел так низко с драфта?

Как отметили в тренерском штабе, мало кто вообще верил, что после столь серьезной травмы Парди успеет восстановиться к новому сезону. Но смог, причем по его словам, ему даже стало лучше играть. На тренировках квотербек настолько хорошо зарекомендовал себя, что «Сан-Франциско» практически за бесплатно отдали в «Даллас» Лэнса.

 

И сезон у Парди выдался блестящим — он побил рекорд «Сан-Франциско» по набранным ярдам после его передач. Квотербек и его окружение были настолько хладнокровны, что по среднему количеству набранных ярдов и по пасовому рейтинг в лиге никому не было равных Броку. И до конца декабря Парди вообще лидировал в опросах на MVP сезона. Правда, в матче с «Балтимором» он допкстил 4 перехвата, что лишило его надежд на приз. И это была единственная плохая игрока квотербека в карьере.

В плей-офф Парди показал, что он еще и клатчевый квотербек (в НФЛ «клатчевым» называют игрока, который способен показывать свою лучшую игру именно в решающие моменты). По ходу двух матчей на вылет «Сан-Франциско» проигрывал соперникам, но благодаря Броку неизменно отыгрывался. А в финале конференции «Детройт» вообще опережал «49-х» на 17 очков. И до прихода Парди клуб неизменно проигрывал при таком ходе матча. И вот теперь Парди вывел свою команду в Супербоул.

На этом фоне непонятно, как вообще все клубы умудрились проглядеть Парди на драфте. Ведь его талант был заметен в колледже. Брок установил сразу 32 рекорда «Айовы Стэйт» и помог программе впервые в истории дойти до Новогоднего боула. Тем более, что еще за несколько лет до выхода на драфт эксперты прогнозировал ему первый раунд, а не седьмой.

Здесь история Парди напоминает историю Тома Брэди, возможно, величайшего игрока в истории НФЛ. Скауты и генеральные менеджеры просто думали, что Брок не подойдет под НФЛ — у него не самая сильная рука, и он не выдающийся атлет. Точно так же говорили и в 1999 году, когда «Нью-Инглэнд» выбрал Брэди только в 6-м раунде драфта. Однако у обоих есть то, что сложно оценить на пленке или на тренировочных сборах — интеллект и скорость принятия решения. Парди вырывает победы за счет считывания игры обороны и минимизации своих ошибок. И именно так семь «перстней» выиграл и Брэди.

Парди снимает квартиру с одноклубником, так как получает очень мало

Уже того, что лидером команды в Супербоуле стал последний номер своего драфта, было бы достаточно для кинематографичности. Но у этой истории есть еще один аспект — финансовый. 

 

Так как квотербека выбрали последним на драфте, но ему, по правилам НФЛ, положена самая маленькая зарплата в лиге. В НФЛ все гонорары новичков четко регламентированы, и пока действует первый контракт, они не могут получать больше. Например, первый номер драфта-2024 получит за четыре года $38,3 млн до налогообложения. Второй номер — $36,6 млн, десятый — уже всего $21,1 млн, а последний в первом раунде (32-й общий номер) — $11,9 млн. Чем ниже выбрали игрока, тем и меньше у него зарплата.

Парди за четыре года, что действует контракт новичка, заработает $3,74 млн. В прошлом году ему выплатили $705 тысяч, а в нынешнем — $870 тысяч. После выплаты налогов доход квотербека составит всего $467 тысяч, и это без учета агентстких, эскроу и прочих отчислений.

Лидер финалиста Супербоула в рейтинге зарплат квотербеков от CBS находится только 85-м месте в лиге. Даже его дублер в команде — Сэм Дарнольд — заработает по итогам сезона более чем в 5 раз больше — $4,5 млн. А в рейтинге среди своих одноклубников Парди занимает лишь 39-е место по зарплате в 2023-м году.

По оценке экспертов CBS, ситуация с контрактом Парди настолько абсурдна, что в случае победы в Супербоуле положенные ему бонусы в 1,5 раза превзойдут его зарплату: квотербек благодаря своим достижениям заработает около $1,5 млн. Это редчайшее явление в мировом спорте.

 

Зарплата Парди настолько небольшая, что ему комфортнее сейчас снимать квартиру вместе со своими одноклубниками. Но на фоне выхода в Супербоул увеличилась и медийная узнаваемость квотербека, например, в начале февраля он подписал контракт с автогигантом Toyota. И не исключено, что в случае победы, рекламные контракты будут в несколько раз превосходить его зарплату.

Парди поможет клубу экономить еще два года

У контракта Парди есть одна деталь, которая явно не нравится конкурентам «Сан-Франциско» — он полностью защищен, его условия нельзя пересмотреть: новички НФЛ могут обновлять соглашения с клубом только на третий год его действия. Причем контракты новичка действуют четыре года, так что выплаты в последний год в случае реструктуризации все равно будут небольшими.

В следующем году Парди точно получит от клуба $985 тысяч, а под потолок зарплат пойдет всего $1 млн. Сейчас будущий размер этого потолка неизвестен, но ожидается, что команды смогут потратить на футболистов $240 млн. И на лидера «Сан-Франциско» будет приходить менее 0,5% от всех зарплат в клубе.

Через год Парди, если выиграет Супербоул и продолжит выступать на своем уровне, может претендовать на новый контракт. Квотербеки такого калибра получают минимум $40 млн в год. И даже если соглашение будет заключено, все равно благодаря реструктуризации команда может в начале срока платить немного.

 

Иными словами, в условиях потолка зарплат, Парди стал для менеджмента клуба чит-кодом: «Сан-Франциско» еще минимум два года может платить своему квотербеку в десятки раз меньше, чем конкуренты, а сэкономленные средства тратить на подписание других сильных игроков. У клуба есть достаточно времени, чтобы выстроить династию, которая уже потом по инерции будет регулярно проходить в Супербоулы.

Кстати, их соперники по Супербоулу — «Канзас-Сити» — тоже пользуются подобным приемом, чтобы регулярно добираться до финалов конференции. Они также успешно задрафтовали Патрика Махоумса, после чего выписали ему контракт на 10 лет на $503 млн. Но это соглашение было заключено в 2020-м, когда потолок зарплат равнялся $198 млн. А в 2024-м общие траты команд на игроков могут увеличиться на $42 млн.

На тот момент контракт Махоумса был рекордный, но сейчас его кэп-хит лишь третий в лиге, а годовая зарплата — четвертая. Растет экономика лиги, и также увеличиваются «аппетиты» футболистов. И Патрик сейчас мог бы претендовать на зарплату в $60-70 млн в год, но у него уже есть контракт. А вот конкурентам приходится тратить большие деньги на подписание новичков.

Аналогичная ситуация может сложиться и с Парди. В 2025-м квотербек может заключить большое соглашение, но уже к 2030-му оно будет казаться средним. Плюс и потолок зарплат может увеличиться, дав генменеджеру пространство для подписания партнеров. И пока другие команды будут тратить десятки миллионов и искать таланты, «Сан-Франциско» избавится от такой проблемы.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+