К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Самый успешный вид: в киберспорте россияне побеждают и зарабатывают миллионы

Team Spirit (Фото Александра Щербака / ТАСС)
Team Spirit (Фото Александра Щербака / ТАСС)
2023 год подарил фанатам киберспорта одну из главных побед российских игроков в истории — команда Team Spirit выиграла чемпионат мира по Dota 2. В других дисциплинах успехи были не столь впечатляющими, но это не помешало развитию отрасли внутри страны. Число игроков выросло, а отечественные разработчики смогли удивить мир качественным шутером. Forbes Sport подводит итоги года в российском киберспорте

Россияне стали лучшими в мире по Dota 2

Если говорить о спорте в целом, то 2023 год вышел не самым плодовитым на международные успехи россиян. Во многих видах спорта продолжают действовать введенные Международным олимпийским комитетом (МОК) ограничения, которые не позволяют отечественным атлетам выступать на крупнейших соревнованиях за пределами страны. Именно поэтому все больше внимания в последнее время достается киберспорту, где россияне продолжают участвовать в главных мировых турнирах.

Главными ньюсмейкерами последнего времени стали игроки российской команды Team Spirit, которые в октябре выиграли The International 2023 по Dota 2, одной из самых популярных многопользовательских игр в мире. Для понимания стоит уточнить, что это похоже на победу футбольной сборной на чемпионате мира, только дело происходит в мире киберспорта.

Team Spirit стали лучшими в мире во второй раз, они уже выигрывали The International в 2021 году. Тогда их победа произвела настоящий фурор, о команде писали все СМИ, а с поздравлениями выступил даже президент. Теперь «спириты» вернули себе чемпионский титул. Правда, эта победа заметно отличается от триумфа двухлетней давности размером призовых.

 

Два года назад команда заработала за победу $18,1 млн, а сейчас всего $1,4 млн. Падение размеров выигрыша более чем в 10 раз связано с политикой организатора турнира — компании Valve. Именно она является разработчиком Dota 2 и самостоятельно проводит турниры по своей игре. Дело в том, что основанная Гейбом Ньюэллом контора определяет призовой фонд каждого The International путем сбора денег с обычных геймеров.

Внутри игры люди могут тратить реальные деньги на различные визуальные образы и улучшения персонажей, а также на «боевые пропуска», которые дают доступ к игровым заданиям. Чем больше покупают геймеры в определенный период времени, тем больше составляет призовой фонд главного турнира по Dota 2. Определенный процент от приобретений обычных игроков складывается и идет на выплаты участникам The International. В этот раз Valve решила отказаться от «боевого пропуска», что и привело к значительному уменьшению призового фонда.

 

В финале турнира «спириты» обыграли команду Gaimin Gladiators, которая базируется в Канаде. В составе проигравшей команды тоже был россиянин — Антон Шкредов. И это абсолютно нормальная история для киберспорта, где множество команд являются интернациональными.

На The International 2023 из 100 игроков в составе дошедших до финальной стадии команд 19 были россиянами, что является рекордным показателем в истории турнира. Ни одна другая страна не была шире представлена на этом соревновании. Конечно, это свидетельствует о росте киберспорта в России и его расширении на мировой арене. Поэтому атлеты из нашей страны не испытывают особого давления за границей, так как интенциональность является обычным делом для сферы киберспорта. Кстати, в составе Team Spirit на минувшем турнире выступали и два украинца.

Однако международная ситуация все же сказалась на мире киберспорта. Две самые известные российские команды — Team Spirit и Virtus.pro — в прошлом году приняли решение перенести свои штаб-квартиры в Белград и Ереван соответственно, чтобы избежать лишних проблем во взаимодействии с крупными международными разработчиками и организаторами соревнований, большинство из которых базируются в США.

 

Отечественный шутер про СССР оценили за границей

Много внимания в контексте российских игроков в 2023 году было приковано к крупнейшим соревнованиям по шутеру Counter-Strike: GO. От отечественных киберспортсменов традиционно ждут успехов в этой дисциплине, но на последнем большом турнире BLAST.tv Paris Major проявить себя никому из соотечественников не удалось.

Лучшие российские команды в этой дисциплине — Virtus.pro и Cloud9, которые к тому моменту входили в топ-6 лучших в мире, — не смогли отобраться на турнир. В столицу Франции отправился только один состав российских игроков — forZe, но в Париже они вылетели уже на первом этапе. Но 2023 год нельзя назвать безрезультатным для россиян в Counter-Strike.

Илья Осипов, под псевдонимом m0NESY, в свои 18 лет стал настоящим открытием сезона. Россиянин выступает на позиции снайпера в европейской команде G2, которая базируется в Германии. Вместе с ней он выиграл два крупных турнира серии Intel Extreme Masters и был признан лучшим игроком одного из отборочных соревнований к BLAST.tv Paris Major. Согласно прогнозам европейских киберспортивных журналистов, россиянин даже может претендовать на звание лучшего игрока года в мире. Успехи Осипова позволили ему попасть в топ-30 рейтинга самых ценных персональных брендов российских спортсменов от Forbes Sport.

Самое главное киберспортивное событие года в мире также было связано с шутером. Этим летом вышла Counter-Strike 2, которую игроки ждали много лет. Valve уже начала проводить турниры по своей новинке. В декабре состоится главный турнир года BLAST Premier: World Final, куда уже отобралась команда Cloud9. Это киберспортивный клуб из США, но его состав по свежему шутеру состоит из россиян.

Еще одной громкой новинкой года в мире игр стала Atomic Heart. Это шутер от первого лица, сюжет которого происходит в альтернативном мире, где в СССР вместо перестройки произошла техническая революция, а страну наполнили роботы. Игра была разработана российской компанией Mundfish и добилась серьезного успеха. Портал IGN, специализирующийся на киберспорте и видеоиграх, поставил Atomic Heart 8 из 10 баллов. Разработка игры, по оценкам экспертов, стоила €25 млн, что удалось легко покрыть. По данным финансового отчета компании Focus Entertainment, которая владеет Mundfish, студия заработала на своем продукте €194,1 млн.

 

По мнению президента Федерации киберспорта России (ФКР) Дмитрия Смита, число качественных отечественных игр в будущем будет только расти. Организация в будущем планирует проводить больше соревнований по играм от  российских разработчиков.

«Федерация сейчас ведет переговоры с рядом отечественных разработчиков о приобретении долгосрочных лицензий на киберспортивные составляющие игр, чтобы получить эксклюзивные права на проведение соревнований по всему миру. Игры, которые мы сейчас рассматриваем, должны нести наш посыл, нашу культуру. Полагаю, что количество российских игр в киберспорте будет расти из года в год. Сейчас мы в среднем одну-две игры в год добавляем в список официальных соревнований»», — рассказал Смит в разговоре с Forbes.

В ближайшее время также может измениться российское законодательство в отношении игр и киберспорта. Перемены спровоцировало решение финской компании Supercell, создавшей популярную мобильную игру Clash Royale. После февраля 2022 года разработчики запретили ФКР использовать их интеллектуальную собственность на территории России для проведения соревнований.

«Clash Royale на протяжении нескольких лет была одной из самых популярных игр в России, в которую только на соревнованиях играли десятки тысяч человек. Мы выступили с законодательной инициативой, чтобы провести смену классификации. Компьютерный спорт признан спортом. Соответственно, каждый человек имеет право заниматься спортом, — рассказал Смит. — Мы предлагаем внести изменения в законодательство, чтобы во время самих турниров игра была классифицирована в качестве спортивного инвентаря. При этом мы не будем ничего отнимать или «пиратить», мы готовы платить за лицензию».

 

Олимпийский комитет тянет руки к киберспорту

Киберспорт внутри России в последнее время все больше начинает походить на привычный спорт. В мае в стране была официально признана спортивная дисциплина под названием «Тактический трехмерный бой». Под этим замысловатым понятием скрывается ряд крайне популярных игр, среди которых Counter-Strike, World of Tanks, Warface, Valorant, Overwatch и другие подобные многопользовательские игры. Получение официального статуса дает право проводить на территории страны официальные киберспортивные турниры по этим играм.

Заниматься этими соревнованиями будет Федерация киберспорта. Организация в последнее время также смогла добиться изменения в Единой всероссийской спортивной классификации, которая теперь позволяет киберспортсменам по тактическому трехмерному бою получать спортивные разряды и звания.

«Спортивные звания в киберспорте у нас вручаются достаточно давно. В этому году мы добавили именно дисциплину «Тактический трехмерный бой». Теперь, например, игроки в «Мир танков» смогут получать разряды. Конечно, их будут давать не за каждую победу, а только по итогам выступлений на официальных соревнованиях. Еще мы недавно подали документы в Министерство спорта на признание еще одной дисциплины по соревнованиям в виртуальной реальности. Мы продолжаем расширение наших дисциплин, идя в ногу со временем», — объяснил Forbes президент ФКР.

Если говорить о количестве соревнующихся в России, то на платформе VK Play, по словам Смита, за этот год было порядка миллиона участников в онлайн-соревнованиях. «Здесь все зависит от критериев оценки. Мы считаем, что в России занимаются киберспортом порядка 5-6 миллионов человек,  — поясняет глава ФКР. — Это те люди, которые активно участвуют в соревнованиях, у которых есть хотя бы какое-то подобие тренировочного процесса. Но это мои личные оценки, а не официальная статистика, которая собирается достаточно специфическим образом».

 

Российский киберспорт, в отличие от классических видов спорта, сейчас комфортно себя ощущает на мировой арене и в официальном поле. В августе Международная федерация киберспорта (IESF) отменила все санкции в отношении ФКР, вернув атлетам право выступать на турнирах с флагом и гимном — уникальный пример на фоне других дисциплин, где в подавляющем большинстве такой возможности у спортсменов из России нет.

«Изначально было странно, что эти санкции вообще наложили. Большинство руководителей киберспортивных федераций сами в прошлом были спортсменами. Они вместе соревновались, участвовали в мероприятиях и обсуждали все на свете. Потому общение между ними идет в качестве разговоров между людьми, а не гражданами разных стран. Это дружеская атмосфера. Во многом решение о наложении ограничений было продиктовано именно истерией в СМИ, поднявшейся в начале 2022 года. Но сейчас обстановка стабилизировалась. Всего было 14 стран, которые голосовали за введение ограничений. Но при этом в личном общении многие из них говорили: «Это не наше решение. Ты же понимаешь, если бы мы поступили иначе — нас бы просто не поняли». Политика, к сожалению, проникает во все виды спорта», — рассказал Смит.

При этом действия международной федерации не сильно влияют на самые популярные соревнования в киберспорте. Самые престижные турниры по Dota 2 и Counter-Strike не имеют отношения к IESF, их проводят организаторы, которыми чаще всего выступают сами разработчики игр. Но уже в ближайшем будущем ситуация на мировой арене может измениться.

2023 год стал годом настоящего прорыва для киберспорта с точки зрения признания миром традиционного спорта. В сентябре Международный олимпийский комитет объявил о создании комиссии по киберспорту. Вскоре после этого глава организации Томас Бах попросил комиссию изучить вопрос создания Олимпийских спортивных игр. До появления киберспортсменов в числе участников Олимпиад еще далеко, но  желание МОК или IESF приобрести возможность контролировать киберспорт и получать свою долю доходов от него уже очевидно.

 

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+