30 самых ценных персональных брендов российских спортсменов-2023. Рейтинг Forbes
Криштиану Роналду стал первым в истории футболистом-миллиардером, заработав 70 процентов своего состояния за пределами футбольного поля. Суммарный доход Марии Шараповой за годы спортивной карьеры составил около $300 млн, причем лишь небольшая часть ($38 млн) пришлась на ее теннисные призовые. Эти примеры уникальны лишь масштабами, но они вполне типичны для современного профессионального спорта.
Срок пребывания в центре восторженного внимания болельщиков очень недолог — во многих видах спорта он длится не больше нескольких лет, и рациональная стратегия предлагает относиться к спортивным успехам как к возможности создать свой узнаваемый персональный бренд, способный приносить доходы. Это особенно важно в современных условиях, когда возможность зарабатывать призовые на международных турнирах у многих российских атлетов исчезла, а в бюджете остается все меньше средств для их поддержки.
При этом, свой узнаваемый бренд может создать и фигуристка, и боец ММА, и хоккеист, играющий в Северной Америке, и лыжник, соревнующийся в Тюмени.
Как мы считали
В число участников рейтинга ценности личных брендов российских спортсменов были включены только действующие спортсмены (в том числе те, которые не выступали в 2023 году, но не объявляли о завершении карьеры), представляющие Россию и выступающие в видах спорта, признанных Министерством спорта РФ.
В рейтинг не были включены спортсмены, сменившие спортивное гражданство до 1 сентября 2023 года.
Первоначальный лонг-лист был сформирован редакторами рейтинга. В этот список вошли 315 спортсменов, представляющих 26 видов спорта.
В связи с тем, что с марта 2022 года российские спортсмены были отстранены от участия в международных соревнованиях, при отборе номинантов учитывалось наличие спортивных достижений не только в 2023 году, но и в последние два года перед введением санкций.
Все участники рейтинга сравнивались между собой по нескольким параметрам:
Присутствие в СМИ (вес — 20%)
Количество упоминаний участников лонг-листа в российских средствах массовой информации подсчитано по данным системы «Медиалогия». По результатам исследования был составлен первый шорт-лист из 50 спортсменов с самым высоким уровнем упоминаемости в СМИ.
Популярность в соцмедиа (вес — 40%)
Количество упоминаний участников лонг-листа в русскоязычном сегменте социальных сетей — обсчитывались упоминания в постах русскоязычных пользователей VK, OK, Telegram, YouTube, Rutube, Twich, X (ранее — Twitter), а также Facebook и Instagram (принадлежат компании Meta, которая признана в России экстремистской организацией, ее деятельность запрещена) — подсчитано по данным системы «Медиалогия». По результатам исследования составлен шорт-лист из 50 спортсменов, чаще всего упоминаемых в соцмедиа.
Экспертная оценка уровня маркетинговой привлекательности бренда спортсмена (вес — 40%)
Каждый из участников экспертного совета оценивал личные бренды спортсменов, попавших в списки самых популярных в СМИ и в соцмедиа. Баллы, выставленные экспертами, суммировались при составлении списка 50 спортсменов с самыми высокими экспертными оценками.
Все данные рассчитаны за период январь — сентябрь 2023 года.
Над рейтингом работали:
Редакторы:
Евгений Зуенко, Сергей Погребняк, Дарья Сулейманова, Ульяна Урбан
Эксперты:
Сергей Алтухов, директор Института спортивного менеджмента и права ВШЮА НИУ ВШЭ
Дарья Арсланова, руководитель агентства PR EVENTO Sport, PR-агент
Михаил Демин, профессор Высшей школы юриспруденции и администрирования НИУ ВШЭ
Алексей Кузяшин, совладелец коммуникационного агентства SodaProPR
Алексей Савула, руководитель программы переподготовки ВШЮА НИУ ВШЭ «Спортивный маркетинг и брендинг: практический курс»
Андрей Симанович, эксперт факультета менеджмента спортивной и туристской индустрии РАНХиГС
Андрей Шаромов, эксперт по брендингу, PR-директор Высшей школы бизнеса НИУ ВШЭ