Первый миллиард: доходы женского спорта подошли к исторической отметке
«За последние несколько лет мы наблюдаем исключительный рост женского спорта по всему миру, что привело к значительному повышению его коммерческой стоимости, что, в свою очередь, повлекло за собой рост интереса со стороны инвесторов», — заявила Дженнифер Хаскель, руководитель отдела аналитики Deloitte.
По данным исследования Deloitte, элитные женские соревнования в 2024 году принесут доход в размере $1,28 млрд — эта сумма как минимум на 300% больше дохода за 2021 год. В 2022-м доход женского спорта составил $692 млн, в этом году заработать удалось $981 млн — в обоих случаях наибольшую долю от общего дохода принесли коммерческие сделки.
«Этот всплеск вовлеченности болельщиков и инвесторов ведет к новым и улучшенным возможностям для клубов и лиг, включая более тесное коммерческое партнерство, рост участия и увеличение количества игровых дней», — добавляет Хаскель.
2024 год, по мнению аналитиков, не станет исключением: $696 млн, или 55% от общего дохода, будут добыты благодаря коммерческим сделкам, заключенным федерациями, лигами и командами, $340 млн (27%) удастся заработать на продаже трансляций и $240 млн (18%) — на проведении матчей.
Deloitte считает, что самую большую прибыль в следующем году снова принесет футбол. Особенно на волне успешного женского чемпионата мира в Австралии и Новой Зеландии, который побил все рекорды по посещаемости и телеаудитории. За финальным матчем между Испанией и Англией, состоявшимся этим летом, в Сиднее наблюдали 75 784 человека, а посещаемость турнира в среднем составила почти 31 000 человек.
От женского футбола ждут, что он принесет почти половину всего прогнозируемого дохода в 2024-м — около $555 млн. И это вполне реально: за последние годы в женском футболе наблюдается рост финансовых инвестиций. Крупные клубы, бренды и спонсоры вкладывают значительные средства в женские команды, что привело к повышению зарплат, улучшению тренировочных баз и общих условий для футболисток.
Несмотря на то что женский футбол привлекает все больше болельщиков в Европе, крупнейшим рынком продолжает оставаться Северная Америка: в следующем году женский спорт в этом регионе должен заработать около $670 млн — это 52% от общего прогнозируемого дохода. Европейские турниры, по оценкам, принесут $181 млн.
После футбола самыми прибыльными спортивными соревнованиями станут баскетбольные, особенно женская лига WNBA и женский студенческий баскетбол в США — аналитики посчитали, что игра с мячом принесет $354 млн. 33% от прогнозируемого дохода в следующем году должны принести глобальные международные соревнования, такие как чемпионаты мира или тур Женской теннисной ассоциации (WTA) — от них ждут $425 млн.
«Важно отметить, что женский спорт все чаще рассматривается как уникальный продукт, который все больше отличается от мужского элитного спорта. Я думаю, что одним из преимуществ женского спорта является возможность учиться на ошибках мужского спорта», — считает Хаскель.
Битва за признание и равную оплату труда в женском спорте была долгой и трудной. И она стоила того — согласно исследованию маркетингового агентства Wasserman, освещение женского спорта в последние годы выросло до 15%.
И все же женский спорт по-прежнему страдает от недостатка внимания. Например, согласно отчету Fans Are Change the Game, американская ежедневная телепрограмма спортивных новостей ESPN SportsCenter в среднем посвящает 91 секунду своего эфира играм WNBA (Женской национальной баскетбольной ассоциации) и 266 секунд — мужской НБА.
Deloitte ожидает, что в 2024 году ситуация изменится, и женским соревнованиям будут выделены дополнительные эфиры в прайм-тайм, что облегчит их поиск и просмотр.
«Женский спорт находится на впечатляющей траектории роста. Следующим шагом будет появление постоянных зрителей, которые следят за своими любимыми игроками, командами и соревнованиями на протяжении всего сезона. Для этого спортивным организациям и медиабизнесу необходимо будет продолжать повышать престиж женского спорта с помощью трансляций в прайм-тайм, а также инвестировать в цифровые платформы, которые делают игры доступными для всех, кто хочет их смотреть», — рассуждает руководитель отдела исследований технологий, средств массовой информации и телекоммуникаций компании Deloitte Пол Ли.
Женский спорт находится на подъеме в течение последних лет, но 2023 год побил все рекорды по интересу к нему. Матч женского чемпионата по баскетболу NCAA собрал почти 10 млн зрителей, что является максимальным показателем для женских баскетбольных игр среди колледжей. Рекордные за всю историю женских теннисных финалов 3,4 млн зрителей включили ESPN, чтобы увидеть, как Коко Гауфф побеждает Арину Соболенко на Открытом чемпионате США по теннису. Волейбольный клуб Небраски заполнил стадион на 90 000 мест в рамках Дня волейбола, что стало рекордным показателем посещаемости в истории женских соревнований.
Теперь этот рост коснется и финансов.