ФИФА собирается изменить правило офсайда: объясняем, что это такое и зачем его менять
Что такое офсайд? Футболист считается «вне игры», если какая-либо часть его тела, которая может забить гол, при розыгрыше мяча находится ближе к линии ворот оппонентов, чем мяч и последний защитник команды соперников. При кажущейся простоте формулировки она регулярно вызывает споры.
В новом сезоне Международная федерация футбола (ФИФА) хочет провести эксперимент: офсайд будут засчитывать только в том случае, если все тело атакующего игрока (а не только какая-то его часть, например только рука или голова, как принято сейчас) будет располагаться за линией защитников. Идея нового правила офсайда принадлежит бывшему тренеру «Арсенала» Арсену Венгеру, который после увольнения из лондонского клуба в 2018-м стал руководителем ФИФА по глобальному развитию футбола. Экс-наставнику «канониров», как и многим болельщикам, не нравилось, что VAR (система видеопомощи арбитрам) засчитывала «вне игры» в совсем неочевидных ситуациях. Предполагается, что предложенное им изменение в правилах сделает игру более зрелищной и динамичной.
Новое правило определения офсайда впервые будет опробовано в Швеции на матчах юношеских мужской (до 21 года) и женской (до 19 лет) лиг. Затем эксперимент со «вне игры» проведут в чемпионатах Нидерландов и Италии.
Зачем нужно правило определения офсайда
Правило офсайда было частью футбольных правил, установленных в XIX веке английскими государственными школами. Первое общепринятое правило о положении «вне игры» было закреплено с образованием Футбольной ассоциации (ФА) и публикацией ее законов в 1863 году. Оно запрещало любому атакующему игроку находиться перед мячом, когда тот был отправлен вперед.
Необходимость в правиле офсайда была отчасти вызвана тем, что в то время футбол напоминал регби. Тактика многих английских команд того времени заключалась в том, чтобы собрать до восьми нападающих в штрафной соперника — игроки около чужих ворот ожидали навеса мяча, что делало игру довольно примитивной. Кроме того, составители первых официальных футбольных правил 1863 года, связанные с элитными британскими школами, считали, что правило офсайда помогает предотвратить «неджентльменское» поведение.
Эволюция правила офсайда
Первые изменения в правиле офсайда произошли уже в 1866 году, когда футболиста начали считать «в игре», если между ним и воротами было три соперника или если он находился за мячом, когда тот был сыгран. Стимулом правила офсайда была попытка разрешить противоречие между «справедливостью» и необходимостью забивать больше мячей.
Примерно те же причины заставляли менять правило определения положения вне игры в следующие полтора столетия. В 1873 году игрок считался «вне игры» лишь в том случае, когда в момент последнего касания мяча одноклубником он находился за линией офсайда. Появление этой версии правил спровоцировала хитрая тактика защитника «Ньюкасла» Билла Маккрэкена, который придумал систему «искусственного офсайда» — один из защитников уходил далеко от ворот, создавая глубину положения вне игры, а второй подстраховывал, если нападающие соперника не попадались на эту игровую уловку.
В 1925 году правило офсайда снова изменили — теперь только два игрока защиты должны были быть впереди нападающего, чтобы он был «в игре». На эту меру пришлось пойти, потому что команды стали настолько искусными в ловле соперников в ловушку искусственного офсайда, что игры слишком часто заканчивались ничейными безголевыми результатами.
Современные изменения в правиле офсайда возникли в 1990-х годах — атакующему футболисту разрешили находиться на одной линии со вторым игроком обороняющейся команды. В 2003 году было принято решение, что игрок считается в положении «вне игры» только в том случае, если часть его тела, которой он по правилам может играть в мяч, находится за пределами предпоследнего защитника.
Тогда же возникло понятие «пассивного офсайда» — то есть, если игрок находится в положении «вне игры», но не принимает участия в атаке (не мешает вратарю, не касается мяча), то офсайд не фиксируется. Международная футбольная ассоциация также приняла решение, что руки должны быть исключены из правила офсайда, потому что эта часть тела не дает игроку преимущества.
Какие виды офсайда существуют
Активное положение «вне игры»:
1. Любая часть головы, тела или ног игрока находится на половине поля соперника (за исключением средней линии).
2. Голова, тело или ноги игрока находятся ближе к линии ворот другой команды, чем мяч и соперник, который стоит последним.
Пассивное положение «вне игры»:
Игрок, не принимающий участия в атаке и не совершающий активных действий, мешая вратарю или защитникам, не может считаться в офсайде. Простыми словами, если футболист, находящийся «вне игры», не принял передачу от партнера по команде и не мешал вратарю, то офсайд не фиксируется.
Искусственный офсайд:
Так называется футбольный прием для остановки атаки соперника, при котором игрок не вступает в отбор мяча или силовое столкновение, а намеренно выдвигается вперед, чтобы нападающие оказались в положении «вне игры». Такая офсайдная ловушка, например, часто используется при выполнении штрафных ударов — в момент разбега футболиста, который должен бить по мячу, группа защитников синхронно выбегает вперед, тем самым оставляя соперника «вне игры».
Как фиксируется офсайд в футболе
Положение «вне игры» сигнализируют линейные судьи — два помощника главного арбитра, наблюдающие за игрой на каждой половине поля. Линейные судьи поднимают флаг перед собой, чтобы сообщить о «вне игры». Окончательное решение о нарушении в игре остается за главным арбитром. Если нарушение было зафиксировано, то главный рефери дает свисток об остановке игры. С места, где было совершено нарушение, назначается свободный удар.
Главной задачей лайнсменов является постоянное пребывание на одной линии с последним игроком команды. Если футболист попал во «вне игры» при вбрасывании мяча из-за боковой линии (аута), после подачи углового или после выполнения удара от ворот, то нарушение не будет зафиксировано.
Офсайд также не может быть зафиксирован, если атакующий игрок, которому делается передача, находится на своей половине — независимо от того, находится он позади последнего защищающегося игрока или нет. Это одна из основных причин, по которой команды в игре часто отказываются от высокой линии защиты, особенно если у их соперников есть быстрые игроки, которые могут использовать контратаки.
Правило, разрешающее нападающему находиться на одной линии с защитником команды соперника, усложнило работу лайнсменов. Но с появлением SOAT (полуавтоматической технологии определения офсайда) споров вокруг положения «вне игры» стало меньше. С помощью 12 камер слежения, размещенных под крышей каждого стадиона, и датчика, размещенного в каждом мяче, эта технология уведомляет судей всякий раз, когда игрок, находящийся «вне игры», получает мяч. Затем официальные лица VAR (система видеопомощи арбитрам) проверяют повторы, прежде чем судья на поле будет проинформирован о нарушении в игре.
Сейчас линейным судьям рекомендуется воздерживаться от сигналов о возможном офсайде во время эпизодов, когда может быть забит гол, чтобы не мешать развитию атаки. Если гол все же будет забит, то лайнсмен может сигнализировать о «вне игры», затем бригада арбитров VAR проверяет решение линейного судьи, используя видеозапись и технологии. VAR может отменить или признать гол, если повтор покажет, что лайнсмен был неправ. VAR также проверяет наличие «вне игры» после каждого гола — если офсайд, пропущенный лайнсменом, фиксируется VAR во время повторной проверки, гол отменяется.
Полуавтоматическая технология офсайда была успешно опробована в 2021 году на Кубке арабских государств и Клубном чемпионате мира по футболу. SOAT также была использована на чемпионате мира — 2022 в Катаре.