К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.
Теперь Forbes можно слушать

Время размещений: как JetLend планирует вырасти в 15 раз после IPO

Роман Хорошев, основатель JetLend
Роман Хорошев, основатель JetLend
Краудлендинговая платформа JetLend готовится к IPO на СПБ Бирже на подъеме рынка. Так, в декабре 2024 года, по данным Ассоциации операторов инвестиционных платформ, предприниматели привлекли через краудлендинговые платформы финансирование на 2,66 млрд рублей, что на 500 млн рублей больше, чем в ноябре. Основатель JetLend Роман Хорошев о том, на что будут направлены привлеченные в ходе IPO средства, больших перспективах рынка и планах вырасти в 15 раз.

— JetLend — краудлендинговая платформа, которая планирует выйти на публичный рынок. Как вы пришли к этому решению?

— Решение о выходе на биржу было принято еще в 2019 году, когда компания создавалась, по двум основным причинам. Первая — наши инвесторы хотели понимать способ выхода из инвестиций, вторая — мы всегда хотели стать публичной компанией с прозрачной оценкой. Капитал, привлеченный в ходе IPO, будет направлен на развитие компании. У нас есть четкое понимание, что рынок, на котором мы работаем, будет расти. На этом строится прогноз роста компании в 15 раз за пять лет, и на это нужны деньги.

Последняя оценка компании — от 7,8 млрд до 9,5 млрд рублей. Что наиболее существенно на нее влияет?

— Сейчас на оценку компании сильно влияют стоимость денег в экономике и страновая премия за риск, которая достигает 11 процентных пунктов. Если ее снизить, например, в два раза, то капитализация компании сразу может вырасти на 30%. Если ключевая ставка снизится с 21% до 15%, то ожидаемый рост капитализации 30–40%.

Но, конечно, самое главное, что интересует инвесторов при оценке, — темпы роста бизнеса и ожидаемый накопленный денежный поток, который сгенерирует компания.

— Какую часть акций вы планируете продать в рамках IPO?

Мы рассчитываем выйти на рынок через дополнительный выпуск акций в 10 млн и, если потребуется в целях справедливой аллокации, готовы будем предложить инвесторам 2 млн акций, которые принадлежат основателям: мне и Евгению Ускову. Капитал, привлеченный на IPO, будет вложен в развитие компании.

— Кого вы видите в качестве новых акционеров: институциональных или розничных инвесторов?

— Розничных, потому что институциональные рассматривают для инвестиций размещения минимум во втором уровне листинга, мы же размещаемся в третьем. Кроме того, они руководствуются более консервативными оценками и рассматривают сделки большего объема, поэтому потенциальный спрос с их стороны будет ниже. Кроме того, практика российских размещений подтверждает, что после IPO торги акциями идут активнее, если велика доля розничных инвесторов.

Нашу платформу сейчас используют более 64 000 частных инвесторов в долговой капитал. Это другой уровень риска по сравнению с акциями, но те, кто к нему готов, могут принять участие в нашем размещении. Наш бизнес — финтех с высоким потенциалом, который мы можем подтвердить отчетностью по МСФО: по ней виден наш рост в 80 раз за прошедшие четыре года. Мы можем стать чуть ли не единственным российским эмитентом, покупая акции которого, инвесторы могут рассчитывать на полноценное участие в росте российского сегмента малого и среднего бизнеса.

Роман Хорошев, основатель JetLend

— С какими серьезными трудностями вы столкнулись при создании компании. Расскажите, как вы с ними справлялись?

— На протяжении развития компании ключевые трудности были связаны с привлечением финансирования. Например, за три дня до моего увольнения из найма инвестор, с которым я уже договорился, внезапно передумал вкладывать в компанию. Мне пришлось взять кредит и использовать все свои накопления. Это был огромный стресс: я уходил с хорошей позиции в центральном аппарате «Сбера», и изменения в планах инвестора, с которым я договаривался целый год, стали настоящим шоком.

Затем, в 2019 году, когда я рассчитывал быстро закрыть раунд финансирования, выяснилось, что никто из потенциальных инвесторов вообще не готов был пойти на сделку, хотя у нас уже были подтвержденная бизнес-модель и продукт на старте. Мне посоветовали обратиться к тем, кто уже вложился в компанию, и в результате мы закрыли раунд на 13 млн рублей.

Следующий тяжелый период — 2020 год и начало пандемии. На счетах у нас оставалось всего 200 000 рублей, мы не платили себе зарплату. И тогда нас снова поддержали наши инвесторы. В октябре 2020-го мы закрыли очередной раунд и продолжили расти.

— На чем вы концентрировались в последнее время?

— В 2023 году мы приняли решение сконцентрироваться на автоматизации и внедрили новую модель оценки заемщиков. Нам удалось значительно повысить технологичность наших процессов, но просрочка незначительно выросла. Она не превысила 1%, что в разы меньше среднего значения по рынку, но нас это не устраивало. Мы оперативно исправили модель и в этом году планируем удержать показатель просрочки на уровне 0,5%.

Тем не менее по итогам девяти месяцев 2024 года выручка компании составила 572,7 млн рублей против 268 млн рублей в 2023 году. Что способствовало такому успеху? 

— Для нас это небольшой рост. В 2023-м относительно 2022 года он был в четыре раза. Причина замедления в перестройке рисков. Когда после автоматизации мы увидели рост рисков дефолтов, мы начали перестраивать систему, и рост замедлился, но за последние четыре года он все равно впечатляющий — в 80 раз.

— Какие новые для себя направления развития и продукты вы планируете вывести на рынок в ближайшие три-пять лет?

Мы собираемся развивать краудинвестинг, и считаю, что в этом направлении заложен огромный потенциал. В России есть большое количество предпринимателей, желающих строить бизнес, но они не могут привлечь деньги на развитие.

При этом я прекрасно понимаю, что на данном рынке нужно быть крайне осторожными. Например, чтобы стать венчурным инвестором на классическом рынке, требуется капитал порядка 20 млн рублей. Если инвестировать меньше 1 млн рублей, стартапы просто не воспримут вас всерьез, а если вкладывать больше 1 млн рублей, возникают риски, связанные с недостаточной диверсификацией портфеля, ведь около 90% компаний могут либо закрыться, либо не показать должную доходность. Наша цель — демократизировать этот продукт и сделать так, чтобы инвесторы могли в него войти с капиталом от 10 000 рублей, тем более технологических препятствий для этого нет.

Второе направление — создание так называемой Фабрики IPO. Мы хотим стать системой, которая позволит бизнесу привлекать капитал через акции или облигации от этапа зарождения (посевной раунд) до выхода на публичный рынок (IPO). А инвесторам это даст возможность быть среди первых, кто инвестирует в компании на ранних этапах.

Также мы рассматриваем возможность запуска собственного брокера. Планируем дать инвесторам одно приложение, в котором будут представлены все решения: от венчурных инвестиций до выхода на биржу. Это создаст полноценную экосистему, где люди смогут управлять своим портфелем на всех этапах, не прибегая к помощи нескольких разных провайдеров.

— Как вы смотрите на международные рынки и планируете ли расширять географию бизнеса за пределами России?

Мы действительно заинтересованы в зарубежных рынках, потому что это позволит компании диверсифицировать доходы и зарабатывать в разных валютах. Первые шаги уже делаем в направлении Казахстана. Правда, не все страны открыты для подобного бизнеса, и больших дружественных рынков не так много. Тем не менее, если наш выход в Казахстан будет успешным, мы всерьез задумаемся о планах в Китае, Индии и Бангладеш.

Значительную часть привлеченных в рамках IPO средств мы намерены направить на развитие краудлендинга, в том числе за рубежом. Сейчас, когда заемщику нужны деньги, он в первую очередь вспоминает о банке. Однако краудфандинговые инструменты постепенно перестают восприниматься как нечто чуждое и могут составить конкуренцию. Главным показателем качества продукта для нас становится повторное обращение заемщиков, которое уже превысило 80%.

— Число платформ для краудинвестинга увеличивается. Как конкурировать? 

Мы убеждены, что главное — стремиться к идеальному продукту. Это означает, что инвесторы должны иметь возможность вносить деньги без лишних рисков, получать доход за удобный для них период и затем выводить прибыль одним нажатием кнопки. Все должно быть просто и удобно.

— Почему вы полагаете, что рынок краудлендинга продолжит расти?

Наши ставки зачастую ниже, чем банковские, и при этом отсутствуют залоги, ковенанты или жесткие условия по срокам вывода средств и досрочному погашению. Платформа предоставляет клиенту гораздо больше свободы действий, а при этом мы работаем с качественными эмитентами, ведь выпуск облигаций сложнее, чем получение кредита.


 Изучите все условия кредита (займа) ООО «Джетленд», ОГРН 1187746779868 на официальном сайте организации. ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: заключение с использованием инвестиционной платформы договоров, по которым привлекаются инвестиции, является высокорискованным и может привести к потере инвестированных денежных средств в полном объеме.


Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2025
16+
Наш канал в Telegram
Самое важное о финансах, инвестициях, бизнесе и технологиях
Подписаться

Новости

01.04.2025