Время высоких ставок: как инвесторы могут поддержать бизнес
![Дмитрий Исаков, основатель Lender Invest](https://cdn.forbes.ru/forbes-static/c/608x342/new/2025/01/photo-67860f955e161.webp)
— В сентябре 2024 года Lender Invest провела раунд pre-IPO с целью в 2026 году выйти на IPO. Каким вы видите кредитный рынок в ближайшие два года? Как собираетесь развиваться в условиях высокой ключевой ставки?
— Кредитование в России в условиях рекордного уровня ключевой ставки столкнется с рядом ключевых препятствий. Банки продолжат повышать ставки по кредитам и усложнять процедуры одобрения кредитных заявок, что снизит доступ для бизнеса и частных лиц к финансированию. Долгосрочные кредиты, к примеру ипотечные, станут менее востребованными, а краткосрочные и ликвидные формы кредитования будут пользоваться большим спросом. При этом рекордно выгодные вклады станут причиной нового потока сбережений в банках.
На мой взгляд, в ближайшие два-три года развитие финтех-решений, цифровых активов и цифрового рубля может изменить правила игры на финансовых рынках. Ситуация с одновременным ограничением кредитования и ростом накоплений — уникальная для рынка краудлендинга возможность составить конкуренцию банковским продуктам. Уже сейчас мы видим, как средний и крупный бизнес месяцами ожидает одобрения кредитных комитетов в банках. На мой взгляд, краудлендинговые платформы могут предложить компаниям гибкую альтернативу за счет привлечения инвесторов, желающих их профинансировать. Что в итоге может позволить индустрии краудлендинга зайти в новые сегменты рынка и выстроить с ними долгосрочные отношения.
— Какой стратегии должен придерживаться инвестор на краудлендинговых платформах в 2025 году?
— Максимально аккуратной и диверсифицированной — любой дефолт компании в портфеле может лишить результата за год или привести к убытку. Поэтому мы рекомендуем сбалансированно выделять до 3–5% от портфеля на финансирование крупных бизнесов и до 2% на малые и микропредприятия.
Сейчас на Lender Invest более 200 компаний. Распределить среди них финансирование инвестору может помочь наш новый продукт. Его суть в том, что инвестор вкладывает напрямую в краудлендинговую платформу, которая за него определяет компании согласно риск-модели. Чтобы разработать такой продукт для инвесторов, мы по аналогии с банками резервируем собственный капитал для потенциального покрытия рисков. Для этого акционеры площадки сформировали резервный фонд объемом 100 млн рублей.
— Какие бизнесы сейчас являются вашими основными клиентами?
— На сегодняшний день 65% портфеля Lender Invest — это торговые компании и поставщики маркетплейсов. Остальные 35% — исполнители государственных и корпоративных контрактов и компании из сферы факторинга.
Мы выбрали эти сегменты, потому что в условиях «дорогих» денег они за счет маржинальной модели бизнеса с быстрым оборотом способны обслуживать текущие кредитные обязательства и извлекать прибыль.
— Сколько компаний пользуются услугами вашей платформы?
— По итогу ноября 2024 года на Lender Invest зарегистрировано свыше 3200 компаний и индивидуальных предпринимателей, из которых 514 уже привлекли финансирование.
К выходу на IPO в 2026 году цель нашей команды — увеличить это количество более чем в 10 раз. Рынок горячий, но очень сложный. С учетом роста ставок мы делаем акцент на маржинальный, устойчивый бизнес с невысокой долговой нагрузкой, поэтому крайне тщательно подходим к отбору заявок.
— 65% ваших клиентов-компаний — это продавцы на маркетплейсах или селлеры. Высокий процент на одну категорию. Какие риски работы с ними вы видите?
— Сейчас на рынке в целом растет количество дефолтов. Так, по данным Федресурса, корпоративных банкротств за три квартала этого года было на 26% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Финансовые институты переживают цикл жесткой кредитной политики, и мы тщательно анализируем, какие сегменты финансировать. Наши оценки показывают, что торговые компании, которые продают товары как в офлайн-каналах, так и в интернете, остаются наиболее перспективными, потому что способны извлекать маржу даже при такой трудной конъюнктуре рынка. Одежда, косметика, витамины, изделия повседневного спроса — эти рынки далеки от насыщения и с точки зрения ассортимента, и с точки зрения оборота. На наш взгляд, здесь есть перспектива, поэтому мы помогаем селлерам запускать продукты и поддерживать товарооборот.
— Какие еще сегменты вы рассматривали в процессе анализа?
— Мы активно работаем с факторинговыми компаниями. Видим в этом сегменте адекватную премию за риск и понимаем, как он работает.
— Какие продукты вы планируете запустить до IPO и каких финансовых показателей планируете достигнуть к потенциальному размещению?
— Одно из направлений, которое мы планируем реализовать в 2025 году, — выход на рынок Киргизии. У нас уже есть филиал в этой стране, где мы разрабатываем платформу для трансграничных платежей для российских и международных предприятий.
Второе направление — системы алгоритмических сделок на вторичном рынке нашей платформы. И третье направление — интеграция с брокерами для создания рынка внебиржевых облигаций и акций. Мы планируем разработать доски котировок, с помощью которых инвесторы смогут заключать сделки и рассчитываться за поставку ценных бумаг через нашу платформу.
2023 год мы завершили с показателями 138 млн рублей EBITDA и 93 млн рублей чистой прибыли. К 2026 году в планах выход на уровень 800–900 млн рублей EBITDA за счет прибыли от активных операций и наращивания собственного портфеля финансирования компаний, а также запуска новых комиссионных продуктов, в том числе на международных рынках.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: заключение с использованием инвестиционной платформы договоров, по которым привлекаются инвестиции, является высокорискованным и может привести к потере инвестированных денежных средств в полном объеме.