Открытый банкинг: с 2026 года в России заработает новый финансовый сервис
Технология базируется на обмене данными между игроками индустрии. Клиенты смогут видеть все свои продукты и счета, открытые в разных банках, в едином личном кабинете, там же смогут совершать трансакции, получать индивидуальные предложения и оставлять заявки на новые продукты — например, на получение кредита. В этом и заключается концепт нового сервиса. Его главное условие — согласие самого клиента на использование такой технологии и предоставление его персональных данных для обмена между участниками проекта.
Реализация пилотного проекта по внедрению стандарта технологии открытого банкинга стартовала уже в текущем, 2024 году. Актуальный этап — постепенное присоединение к проекту участников банковского рынка. Так, внедрение новых банковских решений, вопросы развития открытого банкинга, будущее банковских продуктов обсудили на конференции «Финтех 2024». Один из ключевых участников мероприятия, МТС Банк, заявил о своей поддержке по реализации новой технологии.
«В первую очередь пользу и новые возможности от внедрения открытого банкинга получит не бизнес, а клиент, — отметил Сергей Ульев, вице-президент, руководитель дэйли бэнкинг МТС Банка. — Сейчас у каждого россиянина в среднем есть три-четыре карты разных банков и соответственное количество приложений, что приводит к сложностям в управлении финансами. Кроме того, маркетплейсы сегодня уже практически сравнялись с банками и операторами сотовой связи по количеству получаемых о клиенте данных. Участие в проекты Open Data (открытые данные) более широкого списка участников позволит создать более полный, всесторонний профиль клиента, понимание его привычек и потребностей и предлагать наиболее релевантные ему продукты».
По словам Ульева, МТС Банк — нетипичный игрок финансового рынка: развитие банкового направления начиналось с цифрового розничного банка с фокусом на кредитовании, затем трансформировалось и стало частью всей цифровой экосистемы оператора. Сегодня банк располагает огромной клиентской базой и предоставляет различные кредитные и трансакционные финансовые сервисы, в том числе и в витринах экосистем своих партнеров.
«Количество клиентов МТС Банка в среднесрочной перспективе должно достичь 6,5–8,5 млн, а чистая прибыль вырасти в 2–2,5 раза по итогам 2027 года, — прокомментировал Сергей Ульев. — Главными драйверами дальнейшего роста нашего банковского направления станут аналитика больших данных, коллаборации в рамках нашей материнской экосистемы, а также развитие трансакционных сервисов с низким уровнем риска и создание более рентабельных кредитных продуктов».
Перейти на технологию открытого банкинга смогут только те участники рынка, что прошли техническую проверку своего софта на соответствие стандартам Банка России и стали доверенными участниками среды открытых банковских интерфейсов. Полный переход на открытые интерфейсы в финансовом секторе планируется не ранее 2026 года.