Четыре шага к успешному проекту: архитектор о пользе туристического подхода в дизайне
— Как на этапе проектирования предугадать, что понравится людям, в какое заведение они захотят пойти, в каком доме захотят жить?
— В первую очередь нужно поставить перед собой такую задачу и подумать о пользователях будущего объекта. Для бюро это краеугольный камень. Настолько, что именно он отражен в нашей миссии: «Архитектура на благо человека». Говоря про человека, мы подразумеваем и заказчика как двигателя прогресса, как ответственного за энергию и стратегию проекта; и его клиентов, конечных потребителей, которые будут пользоваться объектом, голосовать рублем. Кстати, важно не забыть в этой конструкции архитектора, потому что только счастливый архитектор создает счастливую архитектуру.
Соответственно, прежде, чем проектировать, важно понять, для кого мы это делаем, какой у этих людей запрос, какие цели и ценности. Важно знать страну с ее разнообразием конфессий, национальностей, традиций, социальных классов, ролей, климата, и, конечно, мировые тренды. Именно поэтому мы в свое время выбрали путь работы с любыми объектами недвижимости, начиная от ресторана, магазина, заканчивая проектами комплексного развития территории на 100Га+, не ограничивая себя конкретными регионами. Важно иметь большое желание и цель разобраться и лучше понять потребности разных аудиторий.
— Информацию о целевой аудитории и целях вам же должен предоставить заказчик?
— Да, но бывает, что мы помогаем заказчику сформулировать задание на проектирование. Наш бриф состоит из шести блоков: стратегический, маркетинговый, экономический, блок строительства и эксплуатации, блок про сервис и решение проблем. Там много вопросов, но они помогают выявить проблематику и взять на себя ответственность за качество архитектурного проекта.
Например, в Москве сейчас строится ЖК «Первый Нагатинский». Название проекта говорит само за себя. Его цель — создание объекта премиального уровня, который дает яркое впечатление. Поэтому этот жилой комплекс наполнили дополнительными интересными функциями. Например, в местах общего пользования будет Sky Bar* на 28 этаже, а на придомовой территории построят роскошную виллу с сервисом пятизвездочного отеля.
Кстати, сервис пятизвездочного отеля и другие решения, заимствованные из туризма, — это классный секретный ингредиент, который можно добавлять для создания востребованного проекта.
— Проект с вайбом путешествий — звучит как хорошая стратегия. А в чем принципиальная разница между проектированием туристического объекта и любого другого, и в чем преимущества в первом случае?
— Во-первых, ярко выраженная сезонность. Туристическому объекту важно привлечь гостей любой ценой в условиях жестких ограничений по времени и кассового разрыва продолжительностью от четырех до восьми месяцев. Это формирует особое мышление у всего управленческого состава отеля, курорта. Во-вторых, удаленность от трафика. Как правило, поток гостей идет из других регионов и даже стран. Как воодушевить будущего гостя проделать путь в тысячи километров и заселиться в отель? А еще и продажи носят не единичный характер как, например, в девелопменте, но постоянно нужно подогревать желание людей не только приехать впервые, но и возвращаться.
Сравним ЖК на 500 квартир и курорт на 500 номеров. Нагрузка на отдел продаж ЖК — 500 продаж, пусть более дорогих и сложных, в течение двух-трех лет, в то время как туристический комплекс на 500 номеров должен продавать около 4000 путевок в сезон с учетом допуска в 25–30% недогруженности отеля. А полный букинг — 5000–6000 путевок. Этот факт так же накладывает отпечаток на модели мышления управленцев и проецируется на подход к архитектуре и дизайну.
Разрабатывая туристические объекты, мы используем концепцию «путешествие в лучшее место». Мы задаемся вопросами: «Это будет лучшее место? Оно подарит мне новые эмоции и новый опыт? Я чувствую себя здесь по-особенному?». Наши архитектурные решения и планировки должны помогать ответить на эти вопросы положительно. В определенный момент мы поняли, что эти решения можно использовать и для любых других объектов.
— А как «туристические» принципы проектирования переложить на нетуристические объекты?
— В проектировании всегда важно учитывать эмоции, которые должен вызвать проект. В путешествии это желание вырваться из обыденности, прожить новый опыт или просто отдохнуть, максимально расслабиться, перезагрузиться, в общем, погрузить себя в состояние принципиально другой экзистенции. И чтобы закрыть часть этих потребностей, при создании любого объекта нужно сделать четыре шага: дать пользователям увлекательные сценарии и возможность сыграть в них свою роль, увеличить «сервисность» (заботу о человеке), повысить комфорт, увеличить функциональность и доступность объекта.
— Интригует шаг «дать пользователям увлекательные сценарии и возможность сыграть в них свою роль», я позже вернусь к нему. А прежде расскажите, почему вы отдельно выделяете «сервисность», комфорт и функциональность. С точки зрения архитектурных решений они реализуются по-разному?
— В туристических поездках чаще всего мы ожидаем и привыкли получать большую, чем обычно, заботу о себе. Например, в любом проекте можно позаботиться, о том, чтобы человек легко мог ориентироваться и перемещаться в пространстве. Во флагманском магазине «РИВ ГОШ» универмаг «Цветной» с помощью ИИ, игрового движка и BIM-технологий наше бюро разработало расположение торгового оборудования, которое мы назвали «квартально колосковым». С его помощью посетители «затягиваются» внутрь магазина и эргономично распределяются в нем, как по линиям колоса. Декорации на потолке в виде больших колб с осветительными приборами и обозначениями отделов также визуально «ведут» посетителя, что упрощает навигацию. Это повышение удобства для клиентов, кстати, одновременно повысило и среднее количество чеков в день.
— Тогда что такое в вашем понимании повышение комфортности объекта?
— Мощный фактор ощущения комфорта для человека — близость к природе. В отпуске мы часто именно этот дисбаланс жизни в городах пытаемся компенсировать. Поэтому сейчас в интерьерах обязательно используют растения, а проекты благоустройства вообще невозможно представить без продуманного озеленения. В Дербенте, кстати, сейчас строится ЖК «Гранатовый» с одной из самых больших площадей озеленения придомовой территории в Дагестане. Мы предложили им красивую концепцию путеводной нити, которая объединяет все дворы в многоуровневые сады.
Если в целом говорить о комфорте человека, то также важно, чтобы освещенность, уровень шума, цветовые решения, фактуры и текстуры в пространстве соответствовали целям и функционалу. Человеку необходимо как пространство для общения, так и тихие зоны для уединения. Об этом должен заботиться архитектор. Например, в лобби московского ЖК ÁLIA с помощью эффективной планировки мы смогли разместить ресепшен, коворкинг, переговорную с камином, детскую со сценой, скалодромом и многим другим так, чтобы всем было комфортно. Как говорится: «Взболтать, но не смешивать»!
— А как повышенная функциональность объекта делает его более «курортным»?
— Ключевой фактор в путешествиях — ограниченность времени. Туристические объекты ожесточенно борются за внимание путешественников и должны уметь продолжительное время удерживать гостя. Поэтому в таких местах много развлечений и вариантов активностей. То же самое мы сейчас видим в девелопменте. Например, в многофункциональном квартале SLAVA девелопер старается сохранить время для резидентов, компактно размещая на одной территории множество функций. В один только стилобат, который проектировало наше бюро, необходимо было гармонично вписать объекты четырех типов потребностей: зона ресторанов, аллея ретейла, прогулочная зона, заведения спорта и образовательный центр. А сервисность в этом проекте, кстати, проявилась в яркой выраженности витрин объектов ретейла и гастрономии. Изогнув центральную аллею в плавную волнистую линию, мы сделали вывески и входные группы более заметными для пешехода, чего не смогли бы добиться, если бы предложили традиционные прямые углы и четкие линии городских улиц.
— Давайте перейдем к самому интересному. Как с помощью архитектурных решений дать пользователям увлекательные сценарии и возможность сыграть в них свою роль?
— Это один из самых интересных приемов, с которым эффективнее всего справляется именно архитектор. Самая главная задача — создать яркие отсылки к местам, о которых мы мечтаем, которые видели в любимом кино или представляли, читая книги. Понимание целевой аудитории позволяет подобрать нужные ассоциации. Наглядно это реализовано в ресторане «Ливингстон» в Самаре. Его концепция — это ресторан-путешествие в Африку. С помощью дизайна и планировок мы создали в нем ощущение жаркого экзотического засушливого климата. А в интерьере использовали деревянные ритуальные маски, скульптуры, посуду и другие разнообразные предметы народа Масаи. Они маркированы QR-кодами и подписями.
Также стоит сказать, что во многих проектах, наоборот, мы не переносим нашего гостя куда-то в другое место, но усиливаем ценность локации, в которой проектируем. И это тоже хороший путь создания сценария.
— Могу предположить, что вы организуете еще и путешествия во времени?
— И будете правы. С ресторатором Денисом Ивановым в его ресторане «СибирьСибирь» в Тюмени мы реализовали концепцию «Река времени». Это путешествие во времени по Сибири с упором на историю Тюменской области. Там множество элементов и отсылок, но это не прямые цитаты, которые могли бы создать ощущение «лубочности», а именно метафоры или иронические отсылки.
— Ваше архитектурное бюро отличается от многих других тем, что проектирует примерно в половине российских регионов. Должно ли архитектурное бюро, которое стремится к реализации проектов в разных уголках страны, обладать собственным стилем?
— Да, за последние три года из 15 лет существования бюро мы проектировали объекты для 38 регионов, поэтому наши офисы представлены в трех федеральных округах. Сейчас в бюро работает более 90 человек в офисах в Москве, Новосибирске и Екатеринбурге. Мы стараемся быть ближе к нашим клиентам и создаем стилистически абсолютно разные проекты, которые отражают в первую очередь бренд заказчика и его проектов. Все они приходят к нам с разными типами будущей недвижимости, разными целями и участками, разной экономикой проектов. А если заказчики разные, то почему проекты должны быть в каком-то едином стиле?
Наше бюро решает сложную задачу: проектировать в условиях больших ожиданий и сильных ограничений. И для нас важно в первую очередь реализовать не столько собственные амбиции, сколько создать востребованный бизнес-проект, который будет и нравиться, и станет полезен людям, и, конечно, будет окупать инвестиции заказчиков.
* Небесный бар
Проектные декларации указанных ЖК размещены на сайте наш.дом.рф