От ямской слободы к мультикварталам: история перемен у площади Тверской Заставы
Першпективный путь
Ныне главный московский радиус — Тверская улица, переходящая в Ленинградский проспект и затем в Ленинградское шоссе, — дорога, которая испокон веков играла ключевую роль в жизни города. Сначала, как легко догадаться из названия, она вела в Тверь. С XVI века в том месте, где теперь Тверские-Ямские улицы, жили ямщики — доставщики почты и грузов на государственной службе. Ямские слободы существовали и на других концах города, но эта была первой и самой большой. А на окраине слободы было обширное Ямское поле — пастбище для лошадей ямщиков.
Два века спустя, когда появилась необходимость в надежном и быстром пути, связывающем Санкт-Петербург с Москвой, Петр I лично контролировал строительство нового тракта: в те годы он назывался «Першпективный путь». Значение Петербургского тракта красноречиво показывает традиция строить на нем триумфальные арки, которая сложилась с петровских времен: об этом напоминает название Триумфальной площади. Обычно арки быстро разбирали, но одна простояла дольше других. В 1814 году у Тверской заставы поставили деревянную арку в честь победы над Наполеоном. Спустя несколько лет Николай I решил превратить ее в памятник и выстроить в камне. Ворота в стиле ампир увенчала шестерка коней с богиней победы Никой. Долгое время дорога на Петербург проходила сквозь эту арку, и только в 1935 году ее ликвидировали, чтобы расширить Тверскую согласно Генплану реконструкции Москвы. Чугунные барельефы уцелели: их можно увидеть во дворе Музея архитектуры им. Щусева, а саму арку в 1968 году воссоздали на Кутузовском проспекте.
«Конка — это экспресс»
Именно у Тверской Заставы Москва тестировала первые транспортные новинки. В 1870 году был открыт Московско-Смоленский вокзал. Когда маршрут продлили до Бреста, вокзал стал Брестским (отсюда и Брестские улицы рядом), затем его последовательно переименовывали в Александровский, Белорусско-Балтийский и наконец в Белорусский. Спустя два года после открытия вокзала Тверская опробовала новое техническое изобретение: в 1872 году от Кремля до Тверской заставы пустили первую в Москве конно-железную дорогу — конку. «Кто желает на свидания поспевать без опоздания, должен отказаться от карет. Увлекаясь быстрой гонкою, надо пользоваться конкою, так диктует нынче этикет», — задорная песенка из фильма «Только в мюзик-холле» в 1980-м напоминала про этот прообраз трамвая.
В 1876 году Тверскую улицу первой в Москве заасфальтировали, в 1904-м соорудили Тверской путепровод в стиле модерн. А в 1911-м запустили электрические трамваи, и первый маршрут снова прошел через площадь Тверской Заставы.
Век прогресса
Самые бурные перемены начались на рубеже XIX–XX веков — на волне индустриальной революции. Недавние пригороды превратились в центры развития промышленности. Московская окружная железная дорога, созданная для грузовых перевозок, зафиксировала новую границу Москвы.
Бывшее Ямское поле застраивалось фабриками и заводами. В 1900 году сюда переехала табачная фабрика «Ява», где делали первые российские сигареты с фильтром. Здесь же обосновался и «Дукс» — завод, который начинал с создания велосипедов, производил мотоциклы, автомобили, аэросани, дирижабли, а потом специализировался на строительстве самолетов под именем «Государственный авиационный завод № 1».
В 1918 году Москва снова стала столицей, город активно рос, на фабрики приезжали работать люди из других городов — нужно было всех расселить, поэтому при производствах строились рабочие городки. Одним из очагов новой жизни стали Миусы, район вокруг Миусского трамвайного депо. Еще во время революции 1905 года на Миусах работала подпольная типография, а после революции 1917 года в Москву из Петрограда переехала типография газеты «Правда» — рупор новой идеологии. С 1929 по 1935 годы для сотрудников выстроили суперсовременный по тем временам микрорайон с ДК, детским садом и оздоровительным комплексом.
Наконец, важнейшим районообразующим предприятием стал Второй часовой завод, получивший известность как «Слава». Он был основан в 1924 году на базе Московского радиотелеграфного завода, электромеханических и часовых мастерских. У предприятия была важная миссия: превратить часы из дорогого аксессуара для избранных в народный продукт для советского человека, который ценит каждую минуту и эффективно вкладывает время в строительство будущего.
Нетипичные памятники
Технические достижения и идеологические искания не могли не сказаться на архитектуре. В районе немало экспериментальных зданий, которые признаны памятниками советской архитектуры. Так, в 1940 году на Ленинградском проспекте был построен «Ажурный дом» в стиле ар-деко. Это один из первых проектов типовой застройки, который появился задолго до запрета архитектурных излишеств 1955 года. Если бы этот проект утвердили в качестве типового, по всей Москве могли бы сейчас стоять такие нарядные дома.
В 1970-е годы на Беговой вырос дом-сороконожка — памятник брутализма. Он был задуман как гостиница для посетителей Олимпиады-80, но в результате был заселен работниками авиазавода. Дом на ножках — воплощение идей эпохи авангарда: французский архитектор Ле Корбюзье сформулировал их в манифесте «Пять отправных точек архитектуры» 1926 года.
Место для бизнеса
После крушения Союза промышленные производства встали. Образовался так называемый «ржавый пояс» Москвы: многие территории за пределами центра оказались заброшенными. На помощь пришла идея редевелопмента: в конце 2000-х бывшие фабрики стали перестраивать под бизнес-парки и арт-кластеры.
Когда город взял курс на редевелопмент, окрестности «Белорусской» снова оказались пионерами в освоении новых форматов. К 2011 году сформировался ансамбль Белой площади — деловой квартал с пешеходной зоной, фонтаном и ресторанами, куда на удивление органично вписался старообрядческий храм Николы Чудотворца. Рядом, в зданиях бывшего Миусского депо, открылся крупнейший в Европе фудмолл.
В 2021 году «ПроГород» (группа ВЭБ.РФ) и MR Group взялись за редевелопмент территории часового завода «Слава», чье производство переехало за МКАД. «Мы решили придать этой локации новые смыслы, создав на месте бывшего завода современный квартал с архитектурой мирового уровня и развитой инфраструктурой. Проект интегрирован в ткань города и реализован с уважением к истории места. Он станет новой точкой притяжения, объединит Тверской и Беговой районы и даст новые импульсы для их развития», — говорит генеральный директор MR Group Мария Литинецкая.
Будущее начинается сейчас
Современный город развивается по принципу мультикварталов. Новые жилые массивы — это не типовая спальная застройка, а городские кластеры с многоквартирными домами и технологичными общественными пространствами; их инфраструктура улучшает качество жизни не только резидентов, но и соседей: кафе, магазины, школы, спорт, бизнес-центры — все в шаговой доступности. В результате мультикварталы формируют добрососедское комьюнити единомышленников.
По мнению Петра Кудрявцева, основателя CM International (компания участвовала в разработке стратегии развития квартала SLAVA), задача урбанистики — создавать общественные пространства и стимулировать людей чаще выходить из дома: «Есть риск, что дальнейшее развитие сервисов и услуг оставит человека в городе «одного»: ему просто не нужно будет ни с кем взаимодействовать, ведь есть доставки всего, а кино, музыка и игры доступны в телефоне. Аналогичные истории мы уже наблюдаем в странах Азии, особенно в Японии, где появилась субкультура хикикомори (японский термин, обозначающий людей, отказывающихся от социальной жизни. — Прим. ред.). Только грамотное сочетание технологического развития и урбанистики способствует гармоничному развитию города».
Мультиквартал SLAVA — масштабный проект, который вдохнет в район «Белорусской» новую жизнь. Среди его авторов известный американский архитектор Хельмут Ян, основатель бюро JAHN и ученик Людвига Миса ван дер Роэ — одного из основателей архитектурного модернизма. Также в разработке проекта приняли участие архитекторы из Японии, Великобритании и России.
Первая очередь, шесть разновысотных (8–17 этажей) зданий с апартаментами, введена в эксплуатацию летом прошлого года и уже полностью продана. Это важная в градостроительном плане часть проекта, поскольку новые объемы интегрированы в исторически сложившийся образ Ленинградского проспекта, дополняют его и одновременно демонстрируют образ недвижимости будущего. Концепцию интерьеров общественных зон первой очереди ЖК SLAVA разработали в студии Sundukovy Sisters.
Вторая очередь — это башни с панорамным остеклением по проекту Хельмута Яна, с общественными пространствами на нижних этажах (там планируют расположить фитнес-центр с бассейном, выставочный зал, рестораны, магазины и др.) и приватными — доступными только резидентам: кинотеатром, киберпространством, медиатекой и ландшафтным парком с детской и спортивной инфраструктурой.
Пространство нового бизнес-кластера — три 20-этажные башни общей площадью 144 000 кв. м планируют ввести в эксплуатацию в конце 2025 года. Интересно, что при разработке концепции высокотехнологичных зданий архитекторы из японского бюро NIKKEN SEKKEI вдохновлялись традиционными кружевными узорами и узкими арками русского зодчества. Так символизм современности соединяется с историей, а все вместе, по замыслу девелопера, должно привлечь в деловой кластер крупный и средний бизнес. В офисном комплексе может быть создано 12 500 рабочих мест.
Новый мост через железнодорожные пути — важная «общественная» часть проекта — свяжет Тверской и Беговой районы, проложит новый транзитный путь в сторону района Ямского Поля.
«Благодаря целостному подходу к строительству квартал SLAVA станет драйвером для развития окружающих территорий, улучшая качество жизни большого числа людей и задавая новую планку для городской инфраструктуры. Современный девелоперский проект — это не просто квадратные метры. Он напрямую влияет на облик города», — подчеркивает Александр Тарабрин, заместитель председателя ВЭБ.РФ
Девелоперы начала XXI века считают перспективной именно такую концепцию организации пространства: развитые общественные пространства многофункциональных комплексов экономят время, добавляют комфорта, располагают к общению. Это часть огромного разноликого города — и одновременно самодостаточное, дружелюбное и понятное место для жизни в нем. В этом район у площади Тверской Заставы снова задает тренд.
Застройщики: «ПроГород» (группа ВЭБ.РФ), MR Group. С проектной декларацией можно ознакомиться на сайте наш.дом.рф.