Александр Яхнич, 3data HyperScale: «Гарантируем нужные объемы и премиальный сервис»
В числе лидеров — компания 3data, запустившая в этом году в Москве флагманский дата-центр. О настоящем и будущем рынка дата-центров, о проблемах, решениях, целях и задачах — в интервью Александра Яхнича, председателя совета директоров 3data HyperScale.
— 3data достаточно оперативно преодолела трудности, связанные с последствиями санкций, и даже смогла реализовать проект большого ЦОД под брендом 3data HyperScale. За счет чего этого удалось достичь? Какие проблемы остаются актуальными для вашего бизнеса сегодня?
— Еще до спецоперации мы закупали оборудование в разных странах: и в России, и в Европе, и на Ближнем Востоке, и в Китае, потому что искали лучшие решения по всему миру. Какие-то из них оказывались отечественными, какие-то нет. Когда начались международные проблемы, они нарушили лишь часть наших цепочек поставок. Большая часть деловых процессов сохранилась и работает и по сей день. Кроме того, мы давно и системно занимаемся вопросами импортозамещения, и ситуация последних лет вдохнула в эти процессы энергию. Даже когда выбор был среди продуктов со всего мира, мы применяли много российских решений в тех сегментах, где отечественные системы стали как минимум не хуже. С такими продуктами плечо поставки короче, риски меньше.
— А как быть с компонентной базой?
— Да, с ней у нас не все хорошо, но это не значит, что компонентная база у нас отсутствует. Те решения, которые пока еще нельзя отнести к лучшим в мире, мы имеем возможность дорабатывать совместно с отечественными производителями, для того чтобы они были аналогичными по характеристикам иностранным.
«Мы будем продолжать в рамках проекта 3data HyperScale инвестировать в российских партнеров, в российские технологии, для того чтобы наши дата-центры были максимально независимы от геополитической ситуации»
Для достижения всех этих целей мы изменили стратегию с поиска лучшего продукта со всего мира на максимально локализованные решения для сокращения геополитических рисков. Важно, что с нашим ростом, с ростом объемов закупки производителям становится интересно дорабатывать продукты с учетом наших требований. Поэтому мы смотрим и покупаем лучшие решения в мире, стараемся их максимально локализовать, чтобы не зависеть ни от курса, ни от санкций. Там, где это возможно, стараемся входить в капитал производителей, для того чтобы гарантировать объем, цену и качество производимых компонентов.
— Насколько, по вашим оценкам, удовлетворен спрос на услуги ЦОД в нашей стране? Сохраняется ли дефицит мощностей?
— Действительно, несколько лет был системный дефицит — запросы заказчиков удовлетворяли отложенный спрос, а новые заказчики фактически становились в очередь на будущие объекты. Спрос удовлетворялся с отставанием в несколько месяцев. Сейчас ситуация изменилась, и у нас есть 4000 свободных стоек. Но глобально ситуацию удалось переломить лишь пару месяцев назад.
Важно понимать, что крупному заказчику недостаточно купить стойки один раз здесь и сейчас. Именно это и привело крупные компании к строительству собственных дата-центров. Это было вынужденно, а не потому, что эффективно или выгодно. На мой взгляд, это неправильно, и мы хотим это исправить.
Некоторые контракты, которые подписываются, имеют 10-летний горизонт. И в этот период заказчик должен быть уверен, что стойки в нужном количестве будут доступны, когда ему это понадобится. Третий важный аспект — деньги. Ведь вопрос не только в том, получит ли заказчик стойки через два года, а в том, чтобы услуги ЦОД предоставлялись по предсказуемой и адекватной цене. Мы закладываем понятную модель ценообразования, определенные подходы и формулы, чтобы люди могли не только понимать, что будут возможности, но и могли закладывать бюджеты. Мы строим бизнес так, чтобы для наших клиентов все процессы были предсказуемы и финансово эффективны.
— Эксплуатация сложного инженерного объекта требует квалификации процессов, ответственности и так далее. Как вы это можете гарантировать?
— Мы оператор с десятилетним опытом и вполне способны гарантировать, что система будет бесперебойно, нормально работать. Другое дело, что правовое поле и законодательное регулирование становятся все более строгими. Очень мало дата-центров, если они вообще есть, у которых все в порядке с юридической стороной. Каждый объект 3data HyperScale строится с профессиональными девелоперами, где все правильно с точки зрения юридической, строительной, разрешительной документации. То есть у заказчика нет юридических рисков. Это очень важное преимущество HyperScale.
— Модель работы с 3data может быть различной — клиент может расположить свое оборудование у вас, а может и просто арендовать мощности?
— Да, возможны оба варианта. Большинство компаний предпочитают размещать собственное оборудование и некоторое количество дополнительного брать в аренду — гибридная модель. Если говорить о классических дата-центрах 3data, небольших и в черте города, когда дата-центр расположен недалеко, туда и удобно приехать, разместить, заменить, отремонтировать что-то. Немаловажны и вопросы сетевой доступности. Часто компании хотят прямое подключение к дата-центру, поэтому, чем ближе объект, тем это дешевле и надежнее, потому что, чем короче трасса, тем меньше рисков ее повреждения. Кроме того, малое расстояние — это еще и лучшая пропускная способность, меньшие задержки. Третий момент, возможно, не самый очевидный: IT-специалисты сегодня — высокооплачиваемые и дефицитные, им комфортнее работать в дата-центрах шаговой доступности в деловых районах, где рядом есть и метро, и кафе, и аптека, а не ездить ежедневно в промзону за город.
«Дата-центры шаговой доступности с премиальным уровнем сервиса — это продукт для широкого круга пользователей, которые хотят работать удобно, быстро, качественно. Это максимально гибкий и премиальный подход в нашей сфере»
— В чем заключаются преимущества дата-центра шаговой доступности?
— Они рассчитаны на широкий круг пользователей. Поскольку основная услуга дата-центров — размещение собственного оборудования заказчиков, например, когда нужно разместить небольшой объем оборудования, намного удобнее, если объект находится рядом. Особенно это важно, когда компания начинает его эксплуатировать, ведь постоянно требуется что-то доделывать. Разумеется, нельзя не сказать и возможных аварийных ситуациях. Одно дело, если до дата-центра 20 минут пешком, и совсем другое — полтора часа по пробкам.
— Расскажите о развитии сети ЦОД в регионах. Сохраняется ли формат франшизы? Каких основных результатов удалось достичь по итогам года?
— По франшизе у нас уже работает дата-центр во Владивостоке, на очереди Новосибирск. Кроме того, в Екатеринбурге сейчас начинается строительство ЦОД, который также будет работать под нашим брендом. Стоит сказать, что мы сотрудничаем с другими компаниями, взаимовыгодно обслуживаем определенные территории.
«Мы растем и становимся большим инфраструктурным игроком, опережающим требования рынка и заказчиков»
— В этом году был запущен проект 3data HyperScale. Сколько дата-центров задействовано в системе на данный момент? Какой спектр услуг предоставляется под брендом 3data HyperScale?
— Если провести аналогию с ретейлом, 3data HyperScale — это формат гипермаркета. Да, он на окраине города, но потому, что только там есть необходимые площади и достаточная электрическая мощность сети. Туда нужно ехать, но, когда туда добрался, можно реализовать инфраструктуру любого масштаба с любыми инженерными решениями. Конечно, это вариант для крупнейших заказчиков, которые могут реализовать собственную внутреннюю инфраструктуру внутри нашего дата-центра. Здесь можно установить нестандартный набор оборудования, позволяющего нашим заказчикам решать задачи, не доступные для стандартного дата-центра.
Еще одно частое требование — крупнейшие заказчики предпочитают иметь отдельный машинный зал с отдельным входом, со своим персоналом и т. д. Иногда нам требуется зонировать помещение для разных задач. Все это можно делать только в большом дата-центре типа 3data HyperScale.
— За счет каких инвестиций реализуется этот проект?
— Часть средств — собственные, часть — институциональные инвесторы, часть — заемные. 3data, как один из лидеров рынка, испытывает повышенный уровень доверия со стороны крупнейших банков, поэтому проблем с финансированием у нас нет. Дата-центр, который вы можете увидеть в Медведково, стоит примерно 20 млрд рублей. Крупные банки хорошо понимают ту систему ценностей, в которой находимся, и ту технологическую конструкцию, которую мы реализуем.
Наша задача — фокусироваться на этапе развития, потому что это очень важно. Если это будет выгодно и необходимо, вопрос выхода на IPO для нас не является чем-то неизвестным, но с этим торопиться точно не будем. Мы понимаем, что сначала нужно реализовать наш план в 20 000–25 000 стоек к 2027 году. На данный момент у нас 6200 единиц. Стоит сказать, что мы не будем во что бы то ни стало придерживаться плана. Посмотрим на ситуацию: если рынок будет развиваться более динамично, то региональное развитие можем и нарастить.
— Как бы вы охарактеризовали те основные результаты проекта, что удалось достичь?
— Сеть дата-центров, которыми владеет и управляет 3data сегодня, по-своему уникальна для России. Мы постоянно строим и вводим в эксплуатацию новые мощности вне зависимости от внешнеполитической и экономической конъюнктуры. Мы растем и становимся компанией нового типа, большим инфраструктурным игроком, опережающим требования рынка и заказчиков.
3data HyperScale — как я уже сказал, что это сервис для крупнейших клиентов с долгосрочными контрактами, поэтому это финансирование надежное. Компании получают базовую инфраструктуру и, безусловно, максимально трепетно относятся к исполнению своих обязательств, в частности по аренде стоек и по покупке тех услуг, которые мы предлагаем.
— 3data входит в тройку крупнейших операторов ЦОД в России. Для дальнейшего активного развития требуется обеспечивать не только рост «железа», но и кадровые пополнения. Как решается этот вопрос?
— У нас высококвалифицированные, высокооплачиваемые рабочие места, но их не так много, как, например, в отрасли электроники. Действительно, есть дефицит квалифицированных кадров, но он есть не только в нашей отрасли. Этот вопрос мы решили системно. Во-первых, внутри 3data действуют внутренние программы обучения. Они объединены некоторым понятием внутреннего тренинг-центра. Это и занятия, и семинары, и лекции, и наставничество между специалистами разного рода.
Во-вторых, наши руководители читают публичные курсы в рамках нашего отраслевого объединения АНО КС ЦОД, на которые может попасть любой желающий, и туда мы отправляем наших собственных сотрудников на обучение. Таким образом, мы учим и внутри компании, и в рамках отраслевых учебных программ, которые мы сами и преподаем.
— Как изменились требования клиента за последнее время и он сам? Претерпели ли изменения привычные методы работы с ним?
— Клиент понимает всю ситуацию, в том числе и геополитическую, поэтому требования к безопасности, к отказоустойчивости объектов возросли. Если раньше вопрос резервирования не стоял, то теперь практически всегда требуется вторая площадка, переключение между которыми должно происходить для клиента бесшовно.
«Наша цель к 2027 году — база, состоящая из 20 000–25 000 стоек, что требует примерно 100 млрд рублей инвестиций. Будут узлы связи и другие сервисы, которые мы развиваем параллельно. Потому что 3data — это всегда премиальный уровень сервиса»
— Каким видите место своей компании на рынке примерно через два-три года?
— В ближайшем будущем мы сможем предоставить сеть из нескольких крупнейших дата-центров в стране. Один уже запущен, он находится в московском районе Медведково, еще три-четыре будут введены в эксплуатацию в скором времени. На сегодняшний день сетью подобного масштаба в России не владеет никто.
— Что скажете о перспективе рынка дата-центров России в целом?
— Если мы не будем сейчас инвестировать, не будем строить саморазвивающуюся масштабируемую сеть с перечнем интегрально вовлеченных компаний и федеральных решений, то так и не станем значительным игроком на мировом рынке. До определенного времени была такая зависимость от западной технологической культуры, и сегодня эти связи во многом разрушены. Либо построим ровно такую же модель, когда мы зависимы от какого-то другого технологического мира, либо такую, при которой мы, может быть, неравноправные, но партнеры. Мы предпочитаем второе.