К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

«Отражая будущее»: как стекло совершило революцию в архитектуре

Фото предоставлено MR Group
Фото предоставлено MR Group
Сегодня именно высотные комплексы формируют силуэты больших городов. Такие здания должны обладать выразительным силуэтом и пластикой, что делает их настоящими городскими скульптурами, передающими устремленность в будущее. Идеальным материалом для решения многих задач становится стекло, которое формирует совершенно особую эстетику и открывает простор для экспериментов.

Появлению каждого знакового объекта всегда предшествует череда открытий, нетривиальных решений и подчас головокружительных событий. Речь вовсе не о разных этапах проектирования и строительства, все куда сложнее. И неслучайно именно стекло играет здесь такую важную роль.

Древнее пирамид

История стекла насчитывает более 5000 лет, и на каждом этапе она связана с инновациями. Все начиналось с обсидиановых наконечников для стрел и первых полупрозрачных пластин. Производство нового необычного материала расцвело в Римской империи, где стали использовать матовое стекло не только в качестве украшений, но и в «окнах» общественных терм, крепя его на бронзовые рамы.

В Средние века было утрачено многое из достижений эллинистической и римской культуры, но только не мастерство стеклодувов. Венеция хранила множество секретов и произвела на свет немало шедевров из стекла, поражавших современников богатством оттенков, причудливой формой и прозрачностью. Постепенно это искусство стало распространяться по всей Европе.

Венецианское (муранское) стекло·Фото из архива пресс-службы
Стеклоблоки·Фото из архива пресс-службы

В готических соборах «заполыхали» яркими красками витражи, для их монтажа использовали уже свинцовые перемычки. Именно тогда стекло становится настоящим атрибутом роскоши и обязательным элементом каждого знатного дома.

В XVII столетии открылся первый стекольный завод и в России. Огромную роль в развитии национального производства сыграл Михаил Ломоносов и его бесчисленные опыты. На протяжении следующих столетий активно развивается и инженерное искусство: сначала это сложные оранжереи, укрывавшие от непогоды нежные тропические растения, затем — индустриальные здания с мощными пролетами, где рабочим были обеспечены необходимые воздух и солнечный свет.

В конце XIX века швейцарский архитектор Густав Фальконье изобрел свои знаменитые стеклоблоки, а американец Томас Стетсон запатентовал первый стеклопакет. Наследие конструктивистов 1920–1930-х годов также включает огромное количество сложных проектов. Главную роль в этом сыграла технология листового стекла и широкое применение металлоконструкций.

Рост объемов и совершенствование производства стекла способствовали развитию сразу нескольких сфер — дизайна упаковки, рынка осветительных приборов, автомобилестроения и, конечно, оконного остекления. Началась трансформация самой архитектуры: из закрытых объемов произведения зодчих стали превращаться в пространства, где граница между внешним и внутренним может быть стерта.

Когда на строительную арену вырвался хай-тек, новые технологии позволили использовать крупноразмерные стекла, в том числе зеркальные и светоотражающие. Модернизировали и металлоконструкции — благодаря изобретению новых форм креплений, кондиционирования, монтажа. Усложнились формы зданий, неуклонно росла и высота. Сначала это были исключительно офисные центры, но постепенно начали появляться и объекты жилой недвижимости. 

Культовый зодчий Норман Фостер был одним из тех, кто задал тренд на «умную» архитектуру, каждый элемент которой работает на общее дело комфорта и энергоэффективности. Стекло стало символом открытости, инновационности, многофункциональности.

На сегодняшний день поиски инженеров и технологов ведутся в области совершенствования типов стекла. Визуально проницаемые объемы привносят в панорамы застройки сложную игру отражений и создают принципиально новые сценарии взаимодействия экстерьера и интерьера. От примитивных синих «стекляшек» архитекторы перешли к сложным криволинейным формам и оригинальным объемам. Теперь это буквально арт-объекты — знаковые и самодостаточные элементы городской среды.

Фото предоставлено MR Group

Именно такие объекты-скульптуры, по мнению главного архитектора Москвы Сергея Кузнецова, формируют идентичность самых известных и любимых городов мира. Совсем скоро и в Москве, в Филях, появится здание, которое претендует на то, чтобы стать одним из символов новой эпохи, — 58-этажная башня Famous, строительство которой завершает MR Group. Компания входит в число лидеров рынка по уровню цифровизации и инноваций в проектах. В настоящий момент ведутся монтажные работы по установке модульных фасадов, разработанных по авторскому проекту одного из ведущих московских архитектурных бюро АDМ. Площадь остекления составит почти 30 000 кв. м.

«Конечно же, столица заинтересована в таких проектах. В том случае, когда города построены из довольно обычных домов, они неотличимы друг от друга. Когда мы говорим про городскую идентичность, мы подразумеваем такие города, в которых есть дома-скульптуры. Та же Эйфелева башня — это дом-скульптура. Empire State Building — это дом-скульптура. Кстати, Собор Василия Блаженного — это чистая скульптура, ярчайший пример того, почему это работает и почему хорошо выглядит. Любое здание-символ — это дом-скульптура. Ровно на то же претендует и башня Famous. Это прекрасный пример хорошей работы. Слава Богу, что получается построить такой проект в Москве, и мы будем стараться, чтобы в столице было больше такого рода работ».
Сергей Кузнецов главный архитектор Москвы

«Мы лепим из стекла, как из глины, некую скульптурную форму, — описывает авторский подход Андрей Романов, глава архитектурного бюро ADM. — Здания с более лаконичной архитектурой могут быть неразличимы с дальних точек. Этот небоскреб не таков: он начинается как прямоугольное здание, расширяясь кверху, как цветок, а затем вновь сужается».

Для усиления эффекта архитекторы добавили нижней части здания, воспринимаемой с уровня земли, стеклянные эркеры, которые можно сравнить с чешуей фантастического животного: «чешуйки» то появляются, то исчезают, создавая эффект движения. Далее уходящий вверх небоскреб «закручивается», поверхность фасада становится гладкой — здание как будто устремляется ввысь.

Дерзкий и неуловимый

Фасады ЖК Famous еще только монтируются, но уже обладают сверхъестественной притягательностью, хочется разглядывать здание со всех сторон. В чем же магия? Архитекторы ADM демонстрируют в проекте владение не только формой, но и материалом, добиваясь от стекла максимума того, на что оно способно.

Фото предоставлено MR Group

В комплексе Famous используются авторские модульные фасады в виде прямых треугольных призм. Они были разработаны и изготовлены по индивидуальному заказу двумя известными производителями, Schüco и VELKO. Чтобы обеспечить нужное качество монтажа и эксплуатации этого «пазла», немало времени было потрачено на то, чтобы рассчитать несущую способность, ветровые нагрузки, характеристики по теплотехнике, способ крепления и многое другое.

Двухкамерные стеклопакеты Larta Glass сочетают в себе солнцезащитные и энергосберегающие свойства, а также обладают высокой шумоизоляцией. Специальное напыление на витражах уменьшает негативную SPF-нагрузку, снижает потребность в использовании кондиционера, защищает интерьер от выгорания, обеспечивает комфортный микроклимат в доме. В верхней части конструкций предусмотрены воздухозаборные решетки для индивидуальной системы вентиляции, гармонично интегрированные в фасад.

Фото предоставлено MR Group

«Светопрозрачные конструкции должны быть не только функциональны, но и эстетически привлекательны. Именно они делают 200-метровое здание более хрупким и утонченным и в тоже время «живым». Издалека фактурная оболочка небоскреба действительно выглядит как чешуя, цвет которой меняется в зависимости от времени суток. Чуть позже появится и вечерняя подсветка, которая совершенно иначе проявляет внутреннюю структуру каждого элемента. В этом постоянном взаимодействии становится очевидным физический смысл света», — объясняет Алексей Годованец, девелопер, управляющий партнер MR Group. 

«Умная» архитектура по заветам Фостера

Башня Famous строится в одном из самых зеленых районов Москвы, в Багратионовском проезде, недалеко от станций метро «Фили» и «Багратионовская». На парк Фили, Поклонную гору и Москву-Сити можно будет любоваться как через панорамные окна, так и со смотровой площадки на 58-м этаже.

Фото предоставлено MR Group

Прогрессивная архитектура в первую очередь должна обеспечивать максимальный комфорт. Со 2-го по 56-й этаж в Famous разместятся квартиры площадью от 34 до 120 кв. м и потолками 2,9 метра, будут здесь и пентхаусы площадью от 42 до 90 кв. м с высотой потолков 5,2 метра. Интерьеры в стиле неоклассики — от бюро Oleg Klodt Architecture & Design. 

Для резидентов предусмотрена богатая внутренняя инфраструктура, которая поможет сохранять баланс между работой и личной жизнью в мегаполисе. В частности, в комплексе появятся бассейн с гидромассажем, зал для силовых тренировок и спа-комнаты с успокаивающим видом на сад, созданный японским урбанистом Хироки Мацуура и его бюро MADMA urbanism+landscape. В лобби, оформленном бюро А++, круглосуточно будут работать консьержи, которые помогут встретить гостей или, например, распечатать документы.

Фото предоставлено MR Group

На первом этаже башни откроется ресторан от ресторанной группы Maison Dellos («Кафе Пушкинъ», ресторан «Турандот»), а также галерея современного цифрового искусства.

Комплекс представляет собой сложно устроенный механизм, который безотказно и незаметно решает самые разные рутинные вопросы жильцов. Например, благодаря цифровой экосистеме MR SMART все сервисы, составляющие «умный дом», будут доступны в пару кликов на смартфоне. Можно управлять освещением, микроклиматом, бытовой техникой или шторами в квартире. Или сгенерировать временный ключ для доступа в здание курьера или арендаторов. А все взаимоотношения с управляющей компанией переходят в онлайн, от заявок до оплаты счетов.

Фото предоставлено MR Group

Застройщик ООО «СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЙ ЗАСТРОЙЩИК «ПЕТРОВСКОЕ-ДЕВЕЛОПМЕНТ». С проектной декларацией можно ознакомиться на сайте наш.дом.рф.


Реклама
АО «МР ГРУПП»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+