К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

От страха к надежде: как изменились подходы к диагностике и лечению рака

От страха к надежде: как изменились подходы к диагностике и лечению рака
Памятка ВОЗ «Основные факты о раке» начинается и заканчивается так: «Рак является одной из ведущих причин смерти в мире», «Многие виды рака излечимы при своевременной постановке диагноза и назначении лечения». Онкологическая медицина действительно не стоит на месте. О достижениях последнего времени рассказывает Бен Аммар Мохамед Амир — онколог, маммолог, хирург, заместитель главного врача московской клиники OncoCareClinic 308.
Бен Аммар Мохамед Амир
Бен Аммар Мохамед Амир
онколог, маммолог, хирург, заместитель главного врача московской клиники OncoCareClinic 308

— Вы работаете в онкологии уже 15 лет. Как за это время, по вашим наблюдениям, изменилась проблематика раковых заболеваний?

— За эти годы в сфере онкологии наблюдались и положительные, и отрицательные моменты. Начнем с хорошего. Люди стали более ответственно относиться к своему здоровью. Ко мне нередко обращаются родственники онкопациентов, которые, понимая, что находятся в группе риска, готовы пройти необходимые обследования. А рак, как известно, — одно из самых опасных и распространенных заболеваний современности. Но многие его разновидности успешно лечатся, особенно если выявлены на ранних стадиях. Это реально, поскольку существенно выросло качество диагностики: аппараты последнего поколения способны обнаружить даже крошечную опухоль. Методы лечения тоже совершенствуются. Если раньше при диагнозе «рак молочной железы» чаще использовалась радикальная мастэктомия (грудь полностью удаляли), то сейчас предпочтение отдается радикальной резекции (удаляется только сектор с опухолью). Появились и новые лекарственные препараты, которые помогают сдерживать рост агрессивной опухоли. А это позволяет увеличить продолжительность жизни онкологических пациентов. Теперь о негативных моментах. К сожалению, случаев раковых заболеваний становится больше. Люди стали жить дольше, а рак чаще всего диагностируется у пожилых людей. Но при этом болезнь еще и стремительно молодеет. За последние 30 лет смертность молодых людей от онкологических заболеваний выросла на 27,7%.

— Какие разновидности рака чаще всего сейчас диагностируются?

— По данным Минздрава РФ, у мужчин на первом месте — рак легких, бронхов и трахеи. На их долю приходится 16,5% всех случаев, в группе риска «мужчины старше 60 лет». У женщин на первом месте рак молочной железы — 22% от общей заболеваемости онкологией, обычно он встречается после 50 лет. В целом вероятность заболеть той или иной формой рака в течение жизни — 5–10%. Если есть наследственный фактор, то риск увеличивается в 2 раза, то есть это уже 10–20%. Поэтому людям, у которых среди близких родственников были онкопациенты, стоит особенно внимательно относиться к своему здоровью.

— Можно ли делить эту болезнь на более и менее опасные разновидности?

— Один из самых агрессивных видов рака — меланома кожи. Она непредсказуема, часто рецидивирует и часто дает метастазы. С момента постановки диагноза 80% пациентов с этой опухолью не доживают до 5 лет. Сюда же относятся все виды саркомы, рак почек, рак поджелудочной железы, опухоли головного мозга. Они очень агрессивны и даже после удаления нередко появляются снова. Из вялотекущих раков можно отметить рак молочной железы у женщин или предстательной железы у мужчин. Но всегда есть исключения, и как поведет себя та или иная злокачественная опухоль, предсказать сложно. Есть заболевания, которые по своей симптоматике похожи на онкологические, но таковыми не являются. И наоборот, многие разновидности рака маскируются под доброкачественные образования. Поэтому я всегда советую: если появились тревожные симптомы, обратитесь к врачу и при необходимости пройдите диагностику.

— Диагностика — это, как правило, комплексное обследование?

— Конечно. Обследование обязательно должно быть комплексным. Врачи не должны ограничиваться только лабораторными исследованиями. Онкомаркеры нередко показывают ложноположительный или, наоборот, ложноотрицательный результат. Например, приходит здоровый мужчина, а у него высокий ПСА — маркер рака предстательной железы. Ему назначают дополнительные обследования — ничего не обнаруживают. Бывает и наоборот: пациент приходит с подтвержденным диагнозом, а онкомаркеры показывают норму.

— Сейчас много говорят о роли искусственного интеллекта в медицине. Насколько он применим в диагностике и лечении онкологических заболеваний?

— Действительно в последнее время технологии на базе искусственного интеллекта активно внедряются во все сферы жизни людей, в том числе в медицину. Знаете, в чем разница между опытным врачом и ИИ? Чтобы определить алгоритм диагностики и лечения, доктор опирается на свой опыт, интуицию, опыт коллег, знания, которые он накопил на протяжении жизни, читая медицинскую литературу. Искусственный же интеллект обрабатывает информацию гораздо быстрее и более масштабно. ИИ не устает, работает 24 часа в сутки, быстро сканирует и анализирует визуальную информацию, помогая диагностировать даже серьезные заболевания. Человеческий мозг еще пока не способен к этому и в чем-то уступает ИИ. Приведу пример. Компания IBM разработала суперкомпьютер Watson с системой искусственного интеллекта. Его протестировали на базе Онкологического центра им. Слоуна-Кеттеринга в Нью-Йорке. Правильный диагноз был поставлен в 96% случаев, в то время как опытные врачи были точны только в 94–95%.

— Если диагноз поставлен, то какие подходы к лечению могут предложить онкологи?

— Прежде всего скажу, что лечение онкологических заболеваний — сложный многоэтапный процесс. Выбор методов зависит от многих факторов. По-прежнему применяется хирургическое лечение — операция. Большое внимание уделяется химио- и лучевой терапии, таргетной терапии, гормонотерапии, иммунотерапии. Хорошие результаты показывают внутриоперационная химиотерапия и кибернож. Кроме этого, появляются новые методы. Среди них одним из перспективных является цитокиногенетический подход. Исследователи давно заметили, что у онкопациентов не срабатывает иммунитет: антитела не замечают раковые клетки и не борются с ними, хотя должны это делать. Проблема в отсутствии или существенном снижении в крови уровня специфического белка — так называемого фактора некроза опухоли. Задача ФНО — находить раковые клетки в организме, прикрепляться к ним через цитокиновые рецепторы и таким образом давать сигнал антителам. Цитокиногенетический подход заключается в том, чтобы добавить нужный белок в организм и поднять уровень ФНО до нормальных значений. Параллельно иммунная реакция организма усиливается с помощью иммуномодулятора ИНФ-гамма. Таким образом, раковые клетки демаскируются и приводятся к апоптозу — естественной гибели.

Практика показывает, что цитокиногенетический подход сочетается с другими методами в онкологии и может использоваться на любом этапе противоопухолевого лечения. Он повышает результативность борьбы с раком на 30–40% и снижает риск развития рецидивов на 80%. Препараты на основе ФНО и ИФН-гамма известны довольно давно и применяются в разных странах уже более 10 лет. Для борьбы с раком — только в OncoCareClinic 308. Можно сказать, что здесь у России приоритет. Одна из статей последнего сборника исследований ASCO — крупнейшей международной ассоциации клинической онкологии — была посвящена механизму действия цитокинов в лечении рака. Фактически это признание цитокинотерапии актуальным направлением в современной онкологии. По статистике нашей клиники, 89% пациентов достигли стабилизации процесса, частичного либо полного регресса. Однако подчеркну, что цитокиногенетический подход — не панацея: он не применяется при лейкозах, опухолях щитовидной железы, первичных опухолях костей и некоторых других патологиях.

— Что означают «стабилизация» и «регресс»?

— Как правило, к нам обращаются пациенты на 3–4-й стадии рака. В этом случае полностью ликвидировать очаг заболевания чаще всего бывает сложно. На это влияет множество факторов. В частности, у человека в определенном возрасте возникают различные проблемы со здоровьем. Да и иммунитет уже не функционирует так, как в молодости. Поэтому наша главная задача — «законсервировать» основной очаг. Он не исчезает, но и не прогрессирует. В частности, не появляются метастазы. Однако мы понимаем, что, помимо онкологии, существуют и другие факторы влияния на жизнедеятельность человека. Грубо говоря, причиной летального исхода может быть не рак, а какие-то другие факторы. С другой стороны, цитокиногенетический подход способствует более жизнеспособной реакции иммунитета в целом и как следствие — более высокому тонусу организма и удовлетворенности качеством жизни.

— Качество жизни пациента — довольно общее понятие. Как его можно отследить?

— Врачи пользуются международным стандартом — шкалой Карновского. Это четко описываемые на основе анкеты пациента простые параметры жизнедеятельности. Например: способен ли он сам за собой ухаживать, выходит ли он куда-то с территории дома и квартиры, может ли выполнять повседневные действия. Порой наши пациенты приходят с 30–50 баллами по шкале Карновского и уже после трех курсов поднимают уровень качества жизни до 80–90 баллов. Ощущать себя полноценным человеком — это очень важно для окончательной победы над заболеванием.

— Какие способы профилактики рака вы считаете результативными и советуете для снижения риска онкозаболеваний?

— Как бы банально ни звучало, но правильное сбалансированное питание, активный образ жизни, хороший сон 7–8 часов снижают риск развития рака. Отказ от вредных привычек также повышает шансы прожить дольше. Замечено: 33% от всех смертей у курильщиков связано с раком легких. С вейпами все тоже непросто: сказать однозначно, что это безопасная альтернатива сигаретам, невозможно. Многие исследователи сходятся во мнении, что слишком мало времени прошло, чтобы говорить, как увлечение новым трендом отразится на здоровье. Кстати, онкологическую угрозу уменьшают некоторые вакцины. Например, прививка от гепатита В резко снижает вероятность рака печени, вакцина против вируса папилломы человека уменьшает риск рака шейки матки. Не забывайте про скрининги, регулярно проходите медицинский осмотр. И по возможности избегайте стресса. Стресс провоцирует гормональный дисбаланс, а это ворота для онкозаболеваний.

— Именно поэтому интерьер вашей клиники необычен — нацелен на понижение стресса?

— Да, мы тщательно работали над дизайном клиники. Ведь диагноз «рак» — всегда большой стресс для пациентов. Когда люди приходят в онкоцентры и видят белые стены, мрачные лица персонала, подавленное состояние только усиливается. Мы решили изменить стереотипы, чтобы хотя бы таким образом создать доброжелательную атмосферу и уменьшить стресс пациентов. И наши врачи-онкологи всегда на связи с пациентами: доктора могут провести не только очную консультацию, но и онлайн-прием.

— Какой вы видите терапию рака через 10 лет? Уйдут ли онкологические заболевания из разряда смертельных и будут ли восприниматься так же, как, например, сахарный диабет или артериальная гипертензия?

— К этому все идет благодаря появлению новых методов лечения. Люди умирают от раковой интоксикации. Но если процесс стабилизировать или добиться регресса, можно существенно продлить жизнь онкопациентов. Кроме того, надеюсь, что через 10–15 лет медицина все больше будет отходить от токсичных методов лечения. Ведь, например, химиотерапия убивает не только раковые, но и здоровые клетки, а также подавляет иммунитет и ослабляет собственную защиту организма. При этом и химио-, и таргетная терапия имеют свои плюсы. На данный момент их можно и нужно использовать. Отмечу, что цитокиногенетический подход в сочетании с химиотерапией способен устранить ее побочные проявления. Как говорил профессор Шмелев, «цитокины полностью подтверждают главный принцип медицины «не навреди»: не режут, не травят и не жгут». Исследования в этой области будут продолжаться, доступность и результативность лечения — повышаться. Я уверен, что через 10 лет цитокинотерапия выйдет на первое место в борьбе с онкологией во всем мире.


Все фото предоставлены Onco Care Clinic 308. 


Реклама
ООО «ОКК 308»

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+