Середина прошлого столетия вошла в историю отечественной архитектуры как время смелых экспериментов. Воплощенные в жизнь шедевры советского авангарда и изобретательные постройки советского же модернизма явно свидетельствовали о новых смыслах эпохи: и архитекторы, и заказчики уже тогда стремились почувствовать единство с глобальным миром, привнести его многообразие в новые постройки. По счастливому стечению обстоятельств в 1960-е годы архитектура оказалась вне бдительности советских функционеров. Чем сполна и воспользовалась: студенты свободно изучали зарубежные постройки по западным журналам, профессура их всячески поощряла, а практикующие архитекторы время от времени принимали у себя западных же коллег, приезжавших — и это удивительно! — например, на конгресс Международного союза архитекторов. Возможно, ровно поэтому в советских постройках обнаруживается немало отсылок к проектам Ле Корбюзье и других именитых зодчих.
НИИ «Гидропроект»: от нью-йоркского прототипа к советской реальности
Поиск нового архитектурного языка ярче всего проявился в проектах первых высотных домов столицы. Зачастую этот поиск шел довольно извилистыми путями, как, например, в случае с 25-этажным зданием Всесоюзного НИИ и проектно-изыскательского института «Гидропроект», что был построен в 1968 году в самом начале Волоколамского шоссе.
На самом деле будущий НИИ должен был стать близкой репликой нью-йоркского 24-этажного Левер-хауса, небоскреба, построенного в 50-х годах прошлого века. Помимо впечатляющей высотности здания, архитекторы стремились создать рабочую среду нового типа: в проекте были предусмотрены кафетерий, спортзал, открытое кафе на эксплуатируемой кровле, эффектно оформленная столовая и даже внутренний дворик. Однако в отличие от Левер-хауса, возведенного американцами по хорошо им известным технологиям высотного строительства, советский НИИ в виде небоскреба предстал лишь на бумаге. Проблема заключалась в том, что проект являл собой будто бы набор заимствованных из американских журналов идей, и всем участникам предстояло решить немало технических проблем.
Например, как обеспечить эффективную приточную вентиляцию летом (чтобы обходиться без кондиционирования) и регулирование температуры зимой (спойлер: с этой задачей так и не справились). Не под силу оказалось реализовать и эффективную схему работы шести лифтов. Справедливости ради отметим, что задача была архисложной для того времени: предполагалось, что в будущем НИИ будет работать не менее 4000 человек, и всех их за короткое время нужно поднять наверх, а в случае пожара спустить вниз. Результат получился неудовлетворительный — ждать лифтов сотрудникам приходилось по несколько минут.
И хотя с точки зрения сложных инженерных систем «Гидропроект» так и не стал полноценным небоскребом, одно из самых высоких московских зданий «американского типа» все же было возведено. И еще один примечательный факт: на этом месте могла бы появиться очередная сталинская высотка — ее проектировал работавший в расположенной неподалеку мастерской легендарный архитектор Каро Алабян. Осуществиться этому замыслу было не суждено. А советский «небоскреб» с годами обрел вторую жизнь: один из его фасадов трансформировался в гигантский светящийся рекламный экран — своеобразный ориентир для транспортных потоков на развилке Ленинградского и Волоколамского шоссе.
Башня СЭВ: небоскреб с бразильским акцентом
Одно из самых красивых и узнаваемых зданий интернационального стиля Москвы — 31-этажная башня Совета экономической взаимопомощи (1963–1970). Как и «Гидропроект», 105-метровое здание СЭВ имеет несколько прототипов, в числе которых проект алжирского трехлопастного небоскреба, в 1939 году разработанный Ле Корбюзье. Но наиболее близким по замыслу можно считать Дворец национального конгресса, построенный по проекту Оскара Нимейера в 1960 году в столице Бразилии, — две резко вытянутые вверх поставленные параллельно высотные «пластины».
В проекте СЭВ легко считываются те же бразильские пластины, но только развернутые «книжкой». Поскольку строительство велось при участии специалистов шести стран, проект получил статус международного, а вместе с ним и большую свободу в декорировании внутренних помещений. Так, внешние поверхности конференц-зала покрыты абстрактными мозаиками, они же заполняют стены столовой и ресторана (и это во времена запрета на это направление в искусстве!).
НИИ вычислительной техники: вид из иллюминатора
Еще одно нетривиальное высотное строение на юго-востоке Москвы — здание бывшего НИИ вычислительной техники — правильнее всего рассматривать… из иллюминатора самолета. Но совсем не потому, что оно настолько высокое! Напротив. Его создатель, архитектор Всеволод Воскресенский, будучи в рабочей командировке в Нью-Йорке, вдохновился небоскребами Манхэттена и задумал застроить ими и советскую столицу. В макете проекта, помимо основного объема, взмывала ввысь 300-метровая башня. Однако появиться в таком виде было НИИ не суждено. Небоскреб получился, но… горизонтальным. Это здание и сегодня остается самым длинным в Москве. Именно по этой причине первый советский «горизонтальный небоскреб» лучше всего просматривается из иллюминатора. Такими же феноменально длинными получились и коридоры — буквально из одного конца в другой, и так на каждом этаже. Вместо башни устроили невысокий отдельный объем, в котором расположились вестибюль, кафе и конференц-зал. А фасад здания обращает на себя внимание чередованием металлических профилей и алюминиевых панелей, напоминающих клавиатуру первых компьютеров.
Seliger City: преемственность в названиях и в архитектуре
В отличие от прошлого века, когда высотная застройка выступала в роли точечных идеологических архитектурных акцентов, сегодня ситуация драматически изменилась. Небоскребы XXI столетия служат своего рода ориентирами для дальнейшего развития районов Москвы. И это происходит даже в тех случаях, когда высотки «подстраиваются» под имеющийся исторический ландшафт. Ведь после их завершения облик того или иного района определяется уже именно ими, новыми высотными доминантами.
Как, например, это и происходит в случае с жилым комплексом Seliger City от MR Group. Примечательна четвертая очередь комплекса, строящаяся по проекту голландского архитектурного бюро MLA+: она представляет собой две 39-этажные высотки, соединенные своеобразным «мостом» — общим горизонтальным объемом. Башни четвертой очереди комплекса получили имя Эль Лисицкого, знаменитого советского авангардиста, художника и скульптора, и это неслучайно — парящий горизонтальный массив действительно напоминает его идею «горизонтальных небоскребов», которую он разрабатывал в 1920-х годах.
Суть его идеи была совсем не в том, чтобы найти новую форму для решения растущих запросов советского общества, как можно было бы подумать. На самом деле Лисицкий не разделял увлечения современников высотками Манхэттена. Напротив, он считал, что для человека органично работать (он считал небоскребы идеальными именно для работы, а не для жизни) в горизонтально расположенных пространствах. Но чтобы упростить движение в разрастающейся столице, он предлагал размещать вытянутые по горизонтали объемы на определенной высоте, на трех вертикальных опорах. Внутри них планировалось разместить лифт. Причем — и это самое интересное — одна из опор должна была уходить под землю, опуская людей к станции метро, а две другие предполагалось расположить поблизости от остановок общественного транспорта. Понятно, что такой замысел был релевантен исключительно для центра Москвы.
В общей сложности Лисицкий разработал восемь подобных проектов, включая небоскреб для площади у Никитских ворот. Реализован в итоге был только один — здание типографии газеты «Огонек» в Москве — и, конечно же, в сильно переработанном виде, без вертикальных опор и ухода под землю. Так что в историю искусства Лисицкий вошел как представитель «бумажной архитектуры».
Что до «горизонтального небоскреба» ЖК Seliger City, то в этом функциональном пространстве будут расположены видовые квартиры с террасами с панорамным остеклением и возможностью организовать там собственный зимний сад. А кровля в этой части здания станет не только смотровой площадкой, но и дополнительным местом для отдыха и занятий йогой — здесь появится благоустроенное общественное пространство Sky lounge.
Особенности благоустройства: собственный пруд и ландшафтный парк
В Seliger City есть не только огромный парк и бульвар с фонтаном, но и собственный пруд с галечным пляжем и шезлонгами летом, что уникально для Москвы. Это приватная зона для релаксации, активного и событийного досуга, своего рода курорт в черте мегаполиса, и даже более того — собственного ЖК. Здесь можно устроить пикник с друзьями и просто позагорать.
Внутридворовое пространство, разработанное бюро Wowhaus, масштабно: территория, окруженная разноэтажными корпусами, только в 1 и 2 очередях, равна по площади четырем футбольным полям. Здесь все предусмотрено для комфортного отдыха, как размеренного, так и активного, жителей всех возрастов.
Так, для любителей спортивной ходьбы проложены 2-километровые дорожки. На территории оборудованы хоккейная коробка, скалодром, воркаут и скейтпарк. Детские площадки рассчитаны на разные возрасты — занятие себе найдут как малыши, так и подростки, при этом никто никому не помешает, поскольку игровые зоны органично распределены по всему периметру. Уже построена площадка для выгула собак, а в перспективе откроется еще одна.
Готовая среда для жизни: детские сады и умный дом
Три очереди Seliger City уже заселены, что является весомым преимуществом для всего комплекса. На территории ЖК работают два детских сада, готовится к открытию начальная школа (запланирована в 4-й очереди строительства). В радиусе километра работает несколько муниципальных и частных образовательных центров.
Сюда охотно идут торговые и сервисные операторы: на территории работают кофейни, продуктовые и хозяйственные магазины, аптеки, что закрывает все бытовые потребности жителей и позволяет неделями не покидать пределов своего ЖК, особенно сегодня, с уже укоренившимся трендом на удаленную работу. Встречи резиденты «Башен Лисицкого», например, смогут назначать в просторном лобби, оформленном европейским бюро Вlank Architects.
Системы умного дома MR Smart дают возможность управлять микроклиматом и освещением в квартире, легко оплачивать счета, заказывать различные услуги — все это делается через удобное мобильное приложение. А для того чтобы попасть на территорию или в подъезд, вообще не нужно носить с собой ключи: вход возможен не только по смартфону, но даже по отпечатку пальца.
Собственно, в том числе именно этим — использованием самых последних достижений в области технологий искусственного интеллекта для умного дома, а не только высококлассных и сложных инженерных систем внутри здания — и примечателен современный этап возведения небоскребов. Каким будет следующий? Мы скоро это увидим.
С проектной декларацией можно ознакомиться на сайте «Наш.дом.рф», застройщик ООО «СЗ «СЕЛИГЕР ПАРК»