К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Аналитика в тренде: Data-driven-подход и современные методы решения бизнес-задач

Фото: «СберАналитика»
Фото: «СберАналитика»
Уровень цифровой зрелости российского бизнеса постоянно растет. В той или иной степени на нашем рынке проявляются все ключевые технологические тенденции, в том числе — бизнес-аналитика. Их значение очевидно каждому, даже несмотря на то, что сценарии использования IТ-решений могут сильно различаться в зависимости от масштаба компании, сферы деятельности, технологического стека и других факторов. Как с помощью аналитических инструментов не отставать от трендов, добиваться эффективности бизнеса и при этом оптимизировать расходы — разбираемся с экспертами Сбера.

Свобода и независимость: как развивается российский рынок аналитики

Применение технологий Big Data, аналитики данных, внедрение концепции управления на основе данных (Data-driven) — одна из наиболее востребованных тенденций в области цифровизации в России. Ценность накапливаемых компанией данных растет, они становятся необходимой основой конкурентоспособности. Быть Data-driven — означает, что компания умеет качественно собирать, хранить, обрабатывать, очищать, обогащать и использовать информацию, применяя аналитические инструменты для принятия объективных решений.

По данным недавнего исследования эксперты «СберАналитики» отмечают рост спроса на отраслевую аналитику на основе больших данных. Компании используют полученные исследования при решении различных задач для развития бизнеса и роста продаж. Также эксперты подчеркивают, что сегодня системы по работе с данными трансформируются с учетом растущих запросов клиентов: компаниям необходимы более широкие функциональные возможности аналитических инструментов, различные персональные настройки и одновременно с этим — упрощение работы с системой, в том числе за счет снижения зависимости от IТ-специалистов.

В 2023 году 41% компаний-респондентов увеличили объем заказа аналитики данных у внешних поставщиков по сравнению с показателями 2022 года. Основные задачи, которые решаются с помощью аналитики, — это изучение потребностей целевой аудитории, поиск новых поставщиков и контрагентов, улучшение маркетинговой стратегии. При этом заказчики по-прежнему отмечают сильный положительный эффект от таких проектов: увеличение продаж, оптимизацию закупок и повышение эффективности маркетинговых кампаний.

Аналитика данных включает в себя множество технологий и инструментов, как универсальных, так и заточенных под специфику конкретной отрасли или конкретного бизнес-процесса. Так, аудитория «СберАналитики» — это самые разнообразные по роду деятельности компании, для каждой из которых подготовлен определенный набор решений. Например, среди застройщиков и девелоперов популярны геолокационный сервис, аналитика доходов населения в том районе, где планируется строительство жилого дома или торгового центра. А в ретейле, медицине, фармацевтике — уделяют большое внимание анализу покупательского поведения и динамике рынка.

Data-driven-подход полезен для организации практически любой сферы деятельности. Это прекрасно демонстрируют клиенты «СберАналитики», которые благодаря различным инструментам аналитики данных получают реальные преимущества.

Госсектор: аналитика для самых насущных задач

Органы власти на федеральном уровне и на уровне муниципалитетов нуждаются в оперативной аналитике данных для эффективного управления. Эта потребность отчетливо проявилась в 2020 году, когда из-за пандемии приостановили работу перевозчики, турагентства, гостиницы, кафе и рестораны, развлекательные центры и многие другие организации.

«Все понимали, что последствия будут серьезными, но их трудно предсказать. Мы стали получать многочисленные запросы от госорганов, правительства, мэрии Москвы, из регионов: что происходит с экономикой? Как живут юридические лица? Платится ли заработная плата? — рассказывает директор дивизиона «Корпоративные клиенты 360» Сбера Станислав Карташов. — Специалисты «СберАналитики» начали сбор данных, и у нас получились агрегаторы по регионам, которые хорошо показывали, как себя чувствует бизнес, какова динамика. Традиционная государственная статистика долго обрабатывает данные, а мы смогли предоставлять отчеты каждую неделю».

Станислав Карташов, директор дивизиона «Корпоративные клиенты 360»

Второй крупный кейс «СберАналитики» для госсектора появился после всплеска интереса россиян к внутреннему туризму. Властям регионов для планирования развития туризма необходимо было понять, где люди предпочитают проводить отпуска, куда ездят и на чем, сколько тратят денег. Так в «СберАналитике» появилась Панель «Туризм», которая до сих пор популярна у государственных органов, гостиничного бизнеса, а также у компаний, развивающих инвестиционные проекты в определенном регионе. Ведомствам интересны также данные, связанные с маятниковой миграцией, — в том числе для организации транспортных маршрутов и городского планирования.

Ретейл: аналитика как неотъемлемый компонент бизнеса

Предприятия сферы торговли — одни из рекордсменов по объему генерируемых данных: ведь только один гипермаркет за сутки обслуживает с помощью цифровых систем тысячи клиентов. Для эффективного управления торговой сетью с детализацией до магазина используются Панель «Ритейл» и другие продукты «СберАналитики».

«Какие покупатели ходят в торговые точки, какой у них социально-демографический состав, как магазин выглядит в сравнении с конкурентами, какой ассортимент наиболее популярен — на такую аналитику существует огромный запрос со стороны и розничных сетей, и небольших предпринимателей и производителей товаров», — отмечает Станислав Карташов.

Кроме того, среди ретейлеров набирает популярность сервис геоаналитики — например, для поиска оптимальных мест для размещения торговых точек. Геоаналитика востребована также в сфере услуг: когда предприниматель задумывается об открытии кофейни или салона красоты, ему важно спрогнозировать уровень платежеспособности населения в том или ином районе, объем клиентского трафика, зависимость от конкурентов и т. д. А для крупного бизнеса с помощью сервиса можно спрогнозировать объем выручки торговой точки. Продвинутые ML-алгоритмы позволяют учесть множество факторов, влияющих на эффективность торговой точки: сопутствующую инфраструктуру, финансовый профиль покупателей и другие нюансы. Результатом становится прогноз товарооборота и ожидаемой выручки. Точность модели прогнозирования товарооборота составляет 90%, а в 80% подобранных локаций заказчик достигает ожидаемого результата.

«Бизнес ищет новые ниши, рынки сбыта, поставщиков и партнеров. Наша B2B-аналитика помогает компаниям находить контрагентов, проверять их на благонадежность и оценивать потенциал территории», — добавляет генеральный директор «СберАналитики» Андрей Оберемок.

Андрей Оберемок, генеральный директор «СберАналитики»

Big Data на производстве: систематизация и оптимизация

Промышленные предприятия так же часто используют современные технологические решения. Например, станок, оснащенный многочисленными датчиками и мощной системой управления, может выполнять задачи максимально автоматизированно, а аналитика его рабочих показателей позволяет предупредить поломку.

Аналитические модули показывают эффективность на каждом этапе производственного процесса. С их помощью предприятие может прогнозировать спрос на свою продукцию, мониторить отклонения во внутренних бизнес-процессах, оптимизировать график обслуживания оборудования и многое другое.

«Наша Платформа BI позволяет систематизировать показатели компании в удобных информационных панелях, создавать персонифицированные дашборды, — комментирует Андрей Оберемок. — Эта информация дает возможность и промышленным предприятиям, и любому бизнесу с большим количеством показателей проводить тактический и стратегический анализ планирования, что является важной задачей для увеличения их оборота».

Безопасно и перспективно

Сегодня аналитика и Data-driven-подход становятся доступными для компании любого масштаба. Чтобы начать использовать аналитические инструменты, компании не обязательно привлекать в штат высококвалифицированных дата-сайентистов и закупать производительные серверы.

«Наши решения помогают бизнесу и регионам находить зоны роста, упростить стратегическое и тактическое управление на любых уровнях: страны, региона, города, района, торгового центра и даже конкретной торговой точки, — утверждает Андрей Оберемок. — Наши собственные модели обработки данных помогают понять текущее состояние и динамику сегментов рынка и анализировать его в различных разрезах. Глубина наших данных составляет 70 месяцев, то есть мы видим прошлое, настоящее и можем прогнозировать будущее. Такой подход дает заказчику практически безграничные возможности для решения его задач».

Работа с данными становится неотъемлемой частью бизнес-процессов. Так, компания «СберАналитика» предлагает отраслевые сервисы и продукты, рекомендательные модели, информационно-аналитические отчеты и мониторинги по разным отраслям — готовые и под заказ. Исследования компании основаны на реальных потребностях 108 млн потребителей и 6 млн юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Применение собственных запатентованных алгоритмов обработки информации и моделей машинного обучения обеспечивает высокую точность и широкое покрытие сервиса.

В основе исследований «СберАналитики» — только агрегированные и обезличенные данные. Персональная и коммерческая информация о потребителях и участниках рынка в исследованиях не раскрывается. Компания соблюдает все нормы законодательства и гарантирует заказчикам конфиденциальность согласно договорным отношениям.

«Очевидно, что способность компании конкурировать на рынке во многом зависит от того, внедряет ли она новые технологии. Мы видим, как меняется тренд работы с данными. Если каких-то 2–3 года назад применение аналитики в бизнес-процессах было преимуществом перед конкурентами, то теперь это необходимость. Ведь аналитика рынка позволяет системно подходить к формированию маркетинга и дальнейшей стратегии развития. Применение аналитики — ключевой бизнес-актив, который меняет и улучшает методы работы компаний в большинстве секторов и отраслей», — резюмирует Андрей Оберемок.


Реклама
ПАО Сбербанк

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+