Линия опоры: почему возникают проблемы с позвоночником и как можно с ними справиться
— Действительно ли боль в спине — самая распространенная специфическая проблема, с которой офисные работники обращаются к врачу?
— Данные говорят сами за себя: 9 из 10 офисных сотрудников сталкиваются с ней довольно часто и не раз. Проблема, кстати, глобальная. В 2020 году от боли в спине страдали 619 млн человек в мире. Предполагается, что к 2050 году число увеличится до 843 млн. И хотя неприятные ощущения и боли в спине зачастую не приводят к каким-то плачевным исходам, они доставляют людям массу неудобств. У 5–10% пациентов, которые обращаются к врачу, проблемы со спиной связаны с грыжей межпозвонкового диска.
— Что такое межпозвоночная грыжа?
— Позвоночник — опора нашего тела. Он состоит из позвонков, соединенных суставами и дисками. Межпозвонковый диск по строению похож на капсулу с гелем. В его сердцевине находится пульпозное ядро, окруженное фиброзным кольцом из коллагеновых волокон. Если в фиброзном кольце появляются микротрещины, со временем они увеличиваются и происходит их разрыв. При разрыве внутренняя масса, пульпозное ядро, выходит наружу, что мы и называем грыжей.
— Почему она появляется?
— Причины возникновения грыжи межпозвонкового диска до сих пор остаются предметом научных дискуссий. Но однозначно эти факторы связаны с процессом дегенерации диска. Процесс дегенерации диска на первый взгляд прост: диск стареет, становится уязвимым и со временем «дает сбой». Чтобы было проще понять, сравните молодую ветку на дереве, которая легко гнется, и хрупкий хворост, лежащий на земле, — приложив даже небольшое усилие, мы легко сломаем старую ветку. При этом замечу: ошибочно предположение, что грыжа может появиться после одного неловкого движения. Она всего лишь является последней каплей в процессе дегенерации межпозвонкового диска.
— Кто чаще сталкивается с этой проблемой — мужчины или женщины, в каком возрасте?
— Пол значения не имеет — среди мужчин и женщин заболевание встречается примерно в одинаковой пропорции. Просто представительницы прекрасного пола обычно затягивают с визитом к врачу, отдавая приоритет семейным обязанностям и уделяя себе и своему здоровью меньше времени. По нашей статистике, средний возраст пациентов с грыжей — 25–45 лет. Впрочем, заболевание может развиться и в 60, и в 20, и в 15 лет. Также в наибольшей зоне риска оказываются профессиональные спортсмены.
— Влияет ли генетика на развитие этого заболевания?
— Да, влияет. Ученые из Финляндии провели интересное исследование. В течение некоторого времени они отслеживали состояние здоровья близнецов (в наблюдении участвовало около 1000 добровольцев) и пришли к выводу, что генетическая составляющая играет свою роль. В ходе эксперимента было выявлено, что близнецы вне зависимости от профессиональных нагрузок, будь то сидячая работа или тяжелый физический труд, демонстрировали схожие изменения межпозвонкового диска.
Другой вопрос: что с этим делать? Если человек знает, что у него есть генетическая предрасположенность к данному заболеванию, он может попытаться его предотвратить, оптимизировав свой образ жизни и физические нагрузки.
— Есть ли симптомы, которые помогают человеку заподозрить, что у него грыжа позвоночника?
— Классический симптом межпозвонковой грыжи — боль в спине, которая отдает в ногу. Пациенты также могут жаловаться на онемение нижних конечностей, снижение чувствительности, слабость мышц, ограничение движений и т. д. Впрочем, любая боль в позвоночнике, которая длится более трех дней, — повод посетить врача (невролога или терапевта) и при необходимости пройти обследование. Надежным методом диагностики является МРТ. Обследование дает возможность детально рассмотреть внутренние структуры позвоночника и уточнить диагноз.
— Предположим, грыжа выявлена на МРТ случайно. Человека ничто не беспокоило, о заболевании он даже не догадывался. Нужно ли начинать лечение?
— В большинстве случаев лечение не требуется. Когда размер грыжи не превышает 5 мм, ее, вероятно, можно оставить без вмешательства. Однако порой даже крупная межпозвоночная грыжа не вызывает боли — это так называемая немая грыжа. Несмотря на ее присутствие, пациент может ничего не ощущать до какого-то конкретного момента. Но одно резкое движение — и вероятность обострения высока.
Практика моих коллег, работающих в операционных, также показывает: сам факт наличия грыжи, выявленной при помощи МРТ, еще не является аргументом в пользу операции, особенно если грыжа не оказывает давления на окружающие структуры. Основной критерий решения о хирургическом вмешательстве — качество жизни пациента. Операция необходима в том случае, когда заболевание или физиологическое состояние угрожает жизни. Следовательно, если грыжа не влияет на благополучие пациента, просто ее наличие в позвоночном канале не подразумевает неотложной операции.
— Что при необходимости может предложить врач? Когда все-таки используется операция?
— В случае симптоматического подхода неврологи чаще всего рекомендуют лечебные процедуры и медикаменты, направленные на устранение болевых ощущений. Однако, несмотря на временное облегчение, грыжа позвоночника остается на своем месте, сохраняя риск возобновления болевого синдрома. Такое лечение, к сожалению, не устраняет причины заболевания. Часто применяемая симптоматическая терапия может даже ухудшить состояние пациента, подавляя воспалительные процессы в организме. Ведь именно воспаление — это необходимая защитная реакция, способствующая заживлению тканей, в том числе уменьшению грыжи. Этот процесс можно сравнить с заживлением раны или сломанной костью — воспаление выполняет ключевую роль в восстановлении организма.
К операции есть разные показания. Во-первых, это невыносимые болевые ощущения, которые не поддаются лекарственной терапии. Во-вторых, случаи, когда грыжа становится причиной нарушения работы тазовых органов из-за давления на спинномозговые корешки. А бывает так, что у пациента просто нет возможности ждать, нет времени на длительное консервативное лечение. Как отмечают мои коллеги-нейрохирурги, с этим часто сталкиваются профессиональные спортсмены. Для них каждый месяц без тренировок может привести к утрате формы, пропущенным контрактам и потере карьерных возможностей. В таких случаях операция становится оптимальным способом быстрого возвращения в форму.
— Третий путь здесь возможен — когда лекарства не помогают, но и прибегать к операции нет необходимости?
— Да, возможен — модулируемая резорбция грыжи межпозвонкового диска. Это лечение находится где-то посередине между симптоматической терапией и операцией. Микс первого и второго. Лечение консервативное, не требует хирургического вмешательства, а значит, нет рисков, характерных для операций. Задача резорбции в том, чтобы не просто купировать симптомы, но в первую очередь воздействовать на причину боли — межпозвоночную грыжу, стимулируя процессы ее уменьшения, насколько это возможно. Но если нейрохирурги убирают грыжу при помощи скальпеля, то мы используем современную физиотерапию. Курс лечения включает определенный набор физиотерапевтических процедур, основу которых составляет лазеротерапия, все они стимулируют процессы заживления тканей и способствуют уменьшению грыжи. Но в отличие от операции для модулируемой резорбции нужно определенное время, обычно несколько месяцев, в течение которых пациента регулярно наблюдает лечащий врач.
— Вы сейчас говорите о специализации своей клиники. Как у вас появился интерес к этому направлению?
— В 2008 году я задумался над одной медицинской загадкой: почему грыжи межпозвонковых дисков у одних пациентов исчезают, у других уменьшаются, а у третьих остаются неизменными? Мои начальные шаги в этом были скромными, но важными: пациентам стали делать повторные снимки МРТ для отслеживания закономерности. По мере того, как я продолжал работу над проблемой, научная база укреплялась, и это не осталось незамеченным и на международном уровне: с 2013 года я сотрудничал с коллегами из Дании и США, которые поделились своим опытом и знаниями в области резорбции грыжи.
— Насколько широко применима резорбция грыжи? Есть ли люди, которым вы отказываете в лечении, например, по возрасту?
— Резорбция помогает не всегда. Каждый организм уникален, и внешнее медицинское воздействие тоже может давать различный эффект. Тем не менее я могу с гордостью сказать, что в большинстве случаев мы добиваемся желаемого клинического эффекта: снижения болевых ощущений и уменьшения грыжи. Что касается возрастных ограничений, то сталкиваюсь я с ними в своей практике крайне редко. Конечно, бывают и случаи, когда резорбция не является оптимальным решением. Например, если пациенту требуется незамедлительная операция из-за сильных болей или при диагностировании онкологического заболевания вне стадии ремиссии. В любом случае я и моя команда подходим к каждому пациенту индивидуально, анализируя все аспекты его состояния.
— Могли бы вы дать практические советы по профилактике грыжи диска и в целом заболеваний позвоночника?
— Есть одна простая, но важная истина: во всем нужен баланс. Подтверждаю это как человек, посвятивший много времени изучению физиологии и здоровья. Я наблюдал, как многие мои коллеги и друзья, занятые умственной работой, допускали типичную ошибку: весь день, проведенный в кресле перед компьютером, они пытались компенсировать интенсивными вечерними тренировками в спортзале.
Это то же самое, что с питанием: если человек весь день голодает, а вечером одновременно съедает завтрак, обед и ужин, то ничего хорошего из этого не выйдет. Ваш организм явно не оценит такого режима питания. Физическая нагрузка, как и еда, должна быть равномерно распределена в течение дня. При этом ее не должно быть слишком много или, наоборот, мало. Ищите золотую середину, прислушивайтесь к своему телу.
Для начала попробуйте внедрить в рабочий день короткие перерывы для физической активности. Это может быть небольшая прогулка по коридору, подъем на несколько этажей по лестнице или короткая разминка у рабочего места. Не забывайте выделять время на прогулки на свежем воздухе в обеденный перерыв — это поможет не только расслабить мышцы, но и улучшить мозговое кровообращение. И помните: позвоночник — основа здоровья, он заслуживает внимания и заботы каждый день. Берегите его!
Клиника в Волгограде, ул.Новоузенская 4А, 6Б
8 (8442) 495 777; tkachevclinic.ru
Клиника в Москве, САО, м. Водный стадион, Кронштадтский бульвар, 6 корпус 4
8 (499) 11-06-222; tkachevmoscow.ru
Телеграм-канал https://t.me/tkachev_clinic