Коллекция Кушнирского стала публичной относительно недавно. Весной 2023 года в Москве был издан и представлен ее подробный научный каталог. Виртуальная экспозиция уже несколько лет как открыта на сайте Russian Icon Collection (само собрание находится в Нью-Йорке, где с начала 1990-х живет его владелец). Коллекция невелика — насчитывает 60 икон. Здесь нет легендарных имен и мастерских, как и громкого аукционного провенанса. Но знатоки оценивают ее высоко.
«Благодаря этому собранию можно понять истинную красоту религиозной живописи Нового времени», — считает Анна Иванникова, старший научный сотрудник Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. «Первоклассные произведения миниатюрного письма, отличающиеся совершенством исполнения и незаурядностью художественного решения», — отмечает со своей стороны Ирина Шалина, ведущий научный сотрудник Отдела древнерусской живописи Русского музея. «Исследователи давно пришли к выводу, что не бывает неинтересных периодов в иконописи, — говорит Наталия Комашко, ведущий научный сотрудник Музея имени Андрея Рублева. — И позднее время рождало подлинные шедевры. Данная коллекция как раз это подтверждает».
Сейчас основной бизнес Олега Кушнирского — международная логистическая компания Fine Art Shippers: доставка и хранение предметов искусства и организация выставок по всему миру. С ней связан медиапроект 300Magazine — новости из мира искусства, интервью с руководителями арт-пространств, поддержка молодых и перспективных художников и пр. Услугами Fine Art Shippers пользуются известные галереи и клиенты крупнейших аукционных домов. А в 1994–2004 годах Кушнирский сам занимался антиквариатом: владел салоном Russian Heritage Store в престижном нью-йоркском районе Челси. «Одна стена у меня была с русским императорским фарфором, другая представляла декоративно-прикладное искусство, а на основной стене всегда были иконы, — вспоминает предприниматель-коллекционер. — Интерес к этому виду искусства возник у меня в молодости, в силу ряда обстоятельств, и постепенно превратился в глубокое личное увлечение».
Обстоятельства были такими: ленинградский фотоклуб, участие в съемках в Эрмитаже, карьера профессионального фотографа со специализацией на произведениях искусства, знакомства с художниками и коллекционерами. Однажды Кушнирскому принесли для фотографирования старую икону, предназначенную к продаже. Он настолько впечатлился мастерским исполнением — на небольшой доске уместилось 34 сюжета из жизни Иисуса, — что сам ее и купил. Со своим первым приобретением, как и коллекцией в целом, Кушнирский расстался в 1992 году, когда решил уехать с семьей в США. В Нью-Йорке он начал с аренды павильончика на местном блошином рынке и торговли различным антиквариатом. Однако коллекционерское прошлое напомнило о себе. Кушнирский обратил внимание на иконы XVIII–XIX веков: «На тот момент их было много, причем по очень доступным ценам. Я мог выбирать лучшие вещи на свой вкус. Оставалось определиться с направлением, найти сюжетную линию, чтобы складывалась целостная коллекция. Мое ленинградское собрание было все-таки несвязным, но я вспомнил, с чего оно началось. Так и нашлась тема — многосоставные иконы, в первую очередь «Жизнь Христа в праздниках».
Американский рынок дал возможность поиска не только потому, что с открытием границ сюда из СССР массово везли антиквариат. Русские иконы здесь появились еще в 1920–1930-е годы: что-то продавали эмигранты, что-то привозили дипломаты и коммерсанты, покупавшие в советских торгсинах. Другим легальным источником поступления стала еврейская эмиграция 1970-х: уезжавшим семьям разрешали брать до пяти икон, «не имеющих художественной ценности» — такими считались работы XIX века.
Любой вдумчивый собиратель может сказать, что коллекция — это живой организм. Она должна не только пополняться, но и пересматриваться: менее интересные владельцу вещи продаются или обмениваются ради более подходящих. И этот процесс связан с постоянным расширением своих знаний. «Я покупал практически все книги по иконописи, которые выходили, изучал их, — рассказывает Олег Кушнирский. — Несмотря на загруженность в делах, всегда находил время для исторической и научной литературы».
Его коллекция — это иконы так называемого мелочного письма, с обилием миниатюрных клейм, окружающих средник. «Вкусовщина» выразилась в большом числе произведений из Палеха и Мстёры, стиль которых ему особенно нравится. С точки зрения искусствоведов — удачный выбор.
«Палехское искусство — одно из самых значительных художественных явлений императорской России, — поясняет Анна Иванникова, хранитель коллекции поздней русской иконописи Эрмитажа. — Местные изографы работали в разных направлениях, ориентируясь на «большие» стили в живописи. Влияние барокко и классицизма сочеталось с вниманием к традиционному дониконовскому иконописанию. Стиль палешан был востребован у старообрядцев, но быстро пришелся по душе и сторонникам официальной церкви». Часть икон в коллекции представляет одну и ту же сюжетную композицию, по-разному воплощенную, — «Воскресение — Сошествие во ад, с праздниками». Эта подборка, по мнению Иванниковой, позволяет проследить столетнюю эволюцию палехского иконописания. А жемчужиной собрания Кушнирский называет палехские минеи — 12 икон с изображениями святых и праздников в календарном порядке. Полный комплект миней сам по себе редкость, а в такой сохранности и исполнении тем более: тонкое письмо, многосложные сцены, изысканные краски.
Мстёрские мастера прославились умением работать в традициях различных школ старой иконописи. Их так и прозвали — старинщиками: они не только в совершенстве владели дониконовской техникой письма, но и зачастую использовали древние доски, темные краски, даже имитировали кракелюр. Своеобразие местного стиля было связано с многочисленными заказами старообрядцев. Помимо нескольких мстёрских икон, у Кушнирского есть ряд произведений, созданных в крупных старообрядческих центрах — Гуслицах и Ветке. Со староверами же связано единственное хронологическое исключение в коллекции — икона «Распятие» середины XVII века с элементами старообрядческой реставрации в XIX столетии.
Связь времен показывает также икона «Воскресение, с праздниками», созданная неизвестным ярославским мастером в конце XVIII века. На обороте доски есть записи о покупке иконы в Москве в марте 1915 года, освящении в Крестовоздвиженском храме в Палехе и фамилия владельцев — семья Сусловых, известных палехских иконописцев. По всей видимости, изысканность письма, каллиграфическая точность линий, насыщенный и яркий колорит, уверенность композиционного построения, разнообразие сложных ракурсов на клеймах привлекли внимание мастеров, ценивших умение совмещать традиции и новые художественные подходы.
До каких высот доходила виртуозность иконописи на исходе XIX века — можно понять по иконе-своду, включающему годовую минею и образ «Воскресение — Сошествие во ад», окруженный циклом Страстей Христовых. На доске размером 71 х 58 см поместилось почти 700 изображений Иисуса, апостолов, святых и евангельских персонажей. Самый поздний из предметов собрания — образ «Воскресение» с 12 клеймами-праздниками, написанный в конце XIX — начале ХХ века — свидетельствует о знакомстве мастера с приемами академической живописи и убранством храма Христа Спасителя, оказавшим большое влияние на позднюю русскую иконографию.
«Ценность коллекции Олега Кушнирского заключается в концептуальной продуманности и диалоге тех шедевров, которые ее составляют», — полагает Сергей Ходорковский, один из видных российских собирателей икон. «Благодаря комплексному подходу она способна достоверно представить важную веху развития русского религиозного искусства — позднюю икону», — подтверждает Николай Задорожный, директор московского Музея русской иконы имени Михаила Абрамова. Кушнирский намечал провести в этом музее выставку, но в текущих условиях не удалось застраховать перевозку коллекции. Пока что ее публичность развивается через издательский проект — каталоги подарены более чем 60 библиотекам и музеям.
В октябре презентация прошла в Музее изобразительных искусств Великого Новгорода. Генеральный директор Новгородского государственного музея-заповедника Сергей Брюн, давно знакомый с этим собранием, уверен: «Любая коллекция, если это действительно плод личных усилий, отражает душу владельца, его ощущение и понимание выбранной темы. В этом отношении коллекция Олега Кушнирского — проявление искренней приверженности к изящному, во многом забытому и нередко отвергаемому ради древних памятников искусству мастеров Нового времени, сохранявших традиции даже в тот период, когда иконопись подошла к грани своей «эволюционной кончины».
Кушнирский убежден, что частной коллекции вредно храниться «за семью замками» — она должна жить в общении со зрителями и исследователями. Не отрицая модный тренд, он готов устраивать цифровые выставки. Первая пройдет в 2024 году в Буэнос-Айресе в Casa-Museo Naum Knop — с фондом этого знаменитого скульптора компания Fine Art Shippers много работала по выставкам в Южной Америке. В подлинниках иконы планируется представить в The Museum of Russian Art в Миннеаполисе (США) осенью 2024 года. Обдумываются выставки в Европе.
«Известно, что авангардист Матисс восхищался русскими иконами: «Такого богатства красок, их чистоты, непосредственности в передаче я нигде не видел». Считал, что они могут быть источником вдохновения для современных художников, — рассказывает коллекционер. — К сожалению, современная культура обращает мало внимания на традиции прошлого. Основная масса выставок, которые мы обслуживаем как логистическая компания, — это contemporary art*. Такова реальность, но для меня очень важно, чтобы иконопись как искусство не забывали. Чтобы эти произведения продолжали жить и впечатлять зрителей».
Больше информации доступно по ссылке.
* современное искусство