Кто все эти люди
Ключевые изменения в мире происходят на фоне смены эпох: от индустриальной человечество постепенно переходит к цифровой, и сознание людей трансформируется.
Поколение беби-бумеров и поколение Х считаются самыми стабильными — они привыкли работать на одном месте, «от звонка до звонка», с пониманием сложных условий в стране — и принимая это. Поколение X всегда ориентировалось на достижение «долгих целей» и накопление знаний. Их требования к рабочим местам и условиям труда никогда не были особенно высокими, рабочее пространство отвечало запросам — небольшие кабинеты без достаточного количества солнечного света «настраивали» их на нужный рабочий лад. Мало того, роль работодателя в этом смысле была схожа с ролью надзирателя, а четкий график и минимум свободы были неразрывно связаны с трудовой деятельностью в сознании сотрудников.
Поколение миллениалов, по сути «достигаторов», пришедшее им на смену, нацеленное на личный успех, воспевающее творчество и духовные ценности, впервые продемонстрировало слом привычной парадигмы. У достигших совершеннолетия в начале века появились возможности и причины сознательно менять жизненное пространство. Постепенно раздвигая рамки, требуя больше свободы, мобильности и комфорта, они добились существенных изменений той среды, где трудились.
Но настоящая революция впереди, поскольку это активное поколение сотрудников постепенно пополняется за счет выходящих на рынок труда представителей поколения зумеров. Отличительной чертой людей, родившихся после 2003 года, считается ярко выраженный индивидуализм: они ориентированы на потребление, избалованы и нескромны в своих требованиях. Еще одна проблема заметна уже сейчас, а со временем потребует решений: воспитанные в онлайн-вселенной, вчерашние дети испытывают дефицит живого общения и гиперактивны. Если правильно адаптировать условия для реализации творческого потенциала таких кадров, эти качества способны послужить добрую службу работодателю, однако придется прислушаться к потребностям новых штатных единиц.
Чего они хотят
Унаследовав стремление к свободе от миллениалов, поколение зумеров обнаружило в себе острую потребность к саморазвитию. Знания, которые для поколения Х являлись некой коллективной ценностью, в сознании молодого поколения являются их личной прерогативой, к которой они будут стремиться в любых условиях. К жертвам ради коллективных благ молодые люди не готовы, но потребность в коммуникации и наставничестве выражена в них очень остро. Им необходимы новые форматы: обеспечивающие и свободу (возможность уединения), и общение, и всевозможные опции, позволяющие рядом с местом работы получить дополнительное образование, заняться спортом, выстроить новые связи.
Если же говорить о качественных изменениях функционала сотрудников прошлого века и сегодняшних, то, как отмечают специалисты, им приходится решать куда более творческие задачи, адаптироваться к стремительно изменяющимся условиям, постоянно изобретать новые и новые решения. В этом смысле уже не представляется возможным говорить о каком-то жестком графике, скупых технических требованиях к рабочим помещениям, к соцпакету, которым молодежь не особенно и дорожит. Современный мир должен научиться формировать максимально гибкую среду, которая способствовала бы раскрытию потенциала, открывала возможности и давала свободу, а не замкнутую в себе жесткую структуру.
Для решения этих задач современные девелоперы уделяют особое внимание не только созданию качественных офисов, но и инфраструктурному наполнению бизнес-центров и благоустройству прилегающей территории. Так тихий и уютный офис дополняется бурной жизнью в общественных пространствах, открытой благоустроенной территорией и здоровой средой.
Офис как HR-бренд
Одной из ключевых точек притяжения для свободных духом изобретателей становится, как ни парадоксально, офис как место для самореализации, общения, карьерного роста и развития собственных компетенций. Именно поэтому современные компании сегодня стремятся выбрать для себя качественные бизнес-центры и сделать офис более инновационным, создать уникальный опыт взаимодействия сотрудника с рабочим пространством. Офис — это не только стол и компьютер, а еще один способ усилить связь сотрудника с компанией, с брендом.
Термин «офис» пока приходится использовать — нового не родилось, но вот продукты, соответствующие времени, уже разработаны и представлены компанией STONE. В основу нового понимания офиса легли следующие концепции. Во-первых, это be CITIZEN, которая учитывает такие важные факторы для современного человека, как мобильность, тайм-менеджмент, продуктивность и здоровый образ жизни. Совокупность этих критериев призвана создать сотрудникам комфортные условия для достижения профессиональных успехов.
Вторая концепция, отвечающая спросу современных кадров, — Healthy building («здоровое строительство»). Ее суть в том, чтобы организованная среда максимально позитивно влияла на физическое и психологическое состояние человека. На основании исследований гарвардской лаборатории «здоровых зданий» Джозефа Аллена был выделен ряд ключевых характеристик «здорового строительства». Основными стали объем и качество воздуха, температурный режим, уровень естественного освещения, видовые характеристики и элементы биофильного дизайна.
Однако, формируя рабочее пространство, недостаточно ориентироваться только на потребности сотрудника — современный офис должен стать инструментом, позволяющим бизнесу моделировать команды, быстро структурно изменяться без потери эффективности, а главное, учитывая потребности разных поколений, иметь возможность привлечь ту или иную возрастную группу под определенный проект. Поэтому офис должен быть масштабным, но максимально разнообразным с точки зрения планировок и гибким с точки зрения технических условий.
Офис становится «развлекательным» центром, чтобы люди с разными запросами нашли свой способ для ментального и физического отдыха. Девелоперы создают мультиформатное пространство в проектах — это не только бизнес-гостиные, которые привычны поколению Х и Y, а также многочисленные зоны, нацеленные уже на современные требования поздних миллениалов и зумеров. Сейчас в офисах можно найти павильоны для работы на открытом воздухе, воркаут пространства или другие спортивные зоны для командной активности, качели, парки и так далее.
Идеи, отлитые в камне
Транспортная доступность была и остается важным конкурентным преимуществом современного офиса в мегаполисе. Новый премиальный офисный квартал STONE Ходынка расположен в восточной части Ходынского парка, у метро «ЦСКА». Всего в нескольких шагах от бизнес-центра находится крупный торговый центр, а сама территория Ходынского поля полностью преобразилась за последние несколько лет и сегодня отвечает всем социальным потребностям горожан.
От STONE Ходынка можно дойти пешком до двух станций метро: всего в 1 минуте — «ЦСКА», а до «Динамо» 20 минут прогулочным шагом, кроме того, есть удобный автомобильный выезд на Ленинградский проспект, ТТК и Звенигородское шоссе. Всего 20 минут без пересадок потребуется, чтобы добраться до делового центра «Москва-Сити», кроме того, именно из этой части Москвы маршруты до двух аэропортов Внуково и Шереметьево оптимально удобны.
Реализована концепция Healthy building, призванная обеспечить психологический комфорт сотрудников бизнес-центра. Офисный квартал STONE Ходынка — это красиво, лаконично и соответствует передовым трендам с точки зрения современных материалов и их экологичности. Архитектурную концепцию разрабатывает бюро PARSEC, перед которым поставили задачу, чтобы внутреннее содержание соответствовало внешнему облику. Максимум воздуха обеспечивается высокими потолками (центральный элемент офисных башен — лобби с потолками 8 м, высота потолков всех офисных помещений — 3,65 м, шаг колонн — 8,4 × 8,4). Окна в пол из большинства офисов ориентированы на парк, и, конечно, особое внимание уделено инсоляции. Оптимальная насыщенность светом обеспечивается не только за счет окон, но и выверенной глубины помещений (8–10 м).
В состав офисного квартала войдут три офисные башни общей наземной площадью 89 000 кв. м. Максимальная вариативность офисной линейки достигается в проекте за счет концентрации тех или иных решений в каждой отдельной башне. Например, в Н1 реализуются только крупные офисы, способные вместить большую компанию или департамент. Площадь одного этажа — 1740 кв. м, но есть возможность выкупить площадь от половины этажа (825 кв. м). В башне Н2, напротив, предусмотрены компактные помещения от 70 до 360 кв. м, из такой нарезки можно формировать любое гибкое пространство. Башня H3 будет реализована единым лотом, то есть идеально подходит под флагманский офис крупной корпорации.
Для удовлетворения потребностей будущих резидентов, независимо от того, какую офисную площадь они будут занимать, в премиальном офисном квартале предусмотрены развитая инфраструктура и разноформатные общественные пространства. Здесь появятся кафе и рестораны с выходом в парк, магазины и столовая, а также просторная бизнес-гостиная и фитнес-студия для поддержания здорового образа жизни резидентов.
«Реализуя офисную недвижимость под единым брендом, STONE сформировал собственные стандарты качества и концепций, которые заложены в каждом проекте. Мы ставим в приоритет комфорт будущих сотрудников как основных пользователей офисной среды и закладываем в проекты не только выверенный шаг колонн внутри помещений, но и лаундж-пространства, а также благоустройство с мультиформатным зонированием. Такой подход гарантирует востребованность офиса у компаний-арендаторов, а следовательно, его ликвидность для собственника. Таким образом внутри компании была разработана «Пирамида ликвидности», которая на всех уровнях учитывает потребности, ожидания и удовлетворенность наших клиентов от владения недвижимостью», — резюмировала заместитель генерального директора STONE Виктория Васильева.
Козырь в рукаве
Наиболее чуткие к современным трендам компании уже осознали, что новое поколение сотрудников требует новых условий. И чтобы обеспечить бизнес лучшими кадрами, менять что-то в сознании и в пространстве нужно начинать сейчас. Формируя идеальную среду для личностного роста и развития своих сотрудников, работодатель, по сути, совершает лучшую из возможных инвестиций. Офис, конечно, лишь один из необходимых факторов для того, чтобы бизнес стал процветающим. Однако именно он притянет как магнит лучшего кандидата, создаст нужное представление о компании и своем будущем в ней и станет веским аргументом остаться всерьез и надолго. Резиденты в STONE Ходынка смогут лично убедиться, как это работает с новым поколением сотрудников.