Александр Трембицкий, «Школа св. Георгия»: «Выезды — лучший способ обучения»
— С чего началась школа в начале 1990-х и что с тех пор изменилось?
— Школа родилась как проект педагогов-энтузиастов и родителей детей с интеллектуальными особенностями. В 1992-м они арендовали небольшую квартиру, в 1994-м оформили документы, а в 2002 году школа переехала в двухэтажное здание в Люблинском парке. Сейчас у нас учатся 47 детей — с расстройствами аутистического спектра, с синдромом Дауна, тяжелыми множественными нарушениями развития и умственной отсталостью. И это фактически наш предел, поскольку здание рассчитано всего на семь классов, и в один мы можем взять всего 6–10 человек, чтобы работать качественно. В этом году в первый класс записались 15 человек, и нам, к сожалению, пришлось кому-то отказать. Кроме того, мы не берем детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата на колясках, поскольку здание для них не приспособлено.
Мы учим школьников по адаптированным образовательным программам для детей со сложными нарушениями интеллекта. У нас нет аттестации, нет ОГЭ и ЕГЭ, мы даже не ставим оценок. Но мы стараемся дать детям максимум знаний, которые они могут взять, пусть этот объем гораздо меньше, чем у их сверстников из обычных школ.
Учебный процесс построен так, чтобы, несмотря на сложные диагнозы, ребята смогли понять и прочувствовать программу. Если мы изучаем рычаг, то дети поднимают друг друга с помощью рычага, а эту конструкцию им еще надо как-то соорудить.
Мы много работаем руками, много гуляем и ходим на экскурсии. Стараемся бывать в местах, которые изучаем. Как-то, например, благодаря активным родителям ездили с шестым классом в Рим — посмотреть Колизей и проникнуться атмосферой.
— Вы как-то готовите детей к поездкам, к коммуникации с внешним миром?
— Для наших детей очень важна социализация. Поэтому каждую пятницу мы устраиваем в школе концерт, на который зовем гостей, студентов и профессиональных артистов, например солистов хора Большого театра и Театра музыки и поэзии Елены Камбуровой. К нам приходят на социальную практику ученики других школ, а на профессиональную — будущие дефектологи и олигофренопедагоги из МПГУ им. Ленина.
Также мы сами стараемся почаще выходить из школы: учим детей ориентироваться в городе, ездить в общественном транспорте, адекватно вести себя в музее, на концерте, в поликлинике и в других местах — среди других людей. Выезды — лучший способ обучения и интеграции детей с ОВЗ, которым сложно усвоить абстрактные знания. К тому же общение с новыми людьми и возможность оторваться от родителей очень развивают самостоятельность. Наши ученики после поездок делают прямо большой рывок в развитии.
Мы считаем наши выезды ценным опытом и для окружающих людей. Мы убеждены, что внимание и уважительное отношение к людям с нарушениями психофизического и ментального развития способствуют решению многих социальных проблем. Чем чаще люди с нарушением интеллекта появляются среди обычных людей, тем толерантнее становится общество к людям с инвалидностью, основываясь не на абстрактном знании о существовании таких людей, а на собственном опыте, на личной встрече.
— И все это оплачивают родители ваших учеников?
— У нас несколько источников финансирования. Нам помогает государство, и в прошлом году существенную поддержку оказал Фонд президентских грантов. Раньше помогали частные фонды: «Абсолют-Помощь», «Под звездой надежды», Фонд Потанина и другие, сейчас нас поддерживает по мере возможности фонд «Лайф Энерджи», а также наши друзья — коммерческие организации и частные лица. Но мы все время ищем дополнительное финансирование, в основном на фонд заработной платы. Ведь даже небольшая прибавка к зарплате существенна для наших педагогов. Кроме того, у нас часто возникают неожиданные и объемные потребности, например обновить пожарную сигнализацию или отремонтировать систему отопления.
— Какие перспективы видите для выпускников?
— Любому человеку важно самореализовываться, быть занятым и чувствовать себя нужным. В России уже появляются места, каких много в европейских странах, где люди с нарушением интеллекта могут работать с сопровождением. Это, например, ремесленные мастерские и кафе.
Мы думаем организовать кафе-хостел, где могут работать наши выпускники. На уроках дети уже учатся гладить, готовить, накрывать на стол, мыть посуду и делать многое другое. Сейчас мы ищем помещение и финансирование для проекта, в котором ребята вместе с педагогами могут приносить людям пользу.