К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Дом с эмоциями: актуальные тренды дизайна интерьеров

Volare
Volare
Последние годы заметно повлияли на тренды в области дизайна и архитектуры. Столкнувшись с затяжным состоянием неопределенности, мы стали менять отношение к образу жизни и, как следствие, к личному пространству. Если раньше главными ориентирами были статус и функциональность, то сегодня фокус сместился в сторону эмоций.

Соответствует ли интерьер предпочтениям и привычкам обитателей дома, и какие чувства вызывают у них окружающие предметы? При разработке интерьерных и архитектурных дизайн-проектов эти вопросы становятся сейчас ключевыми. По мнению руководителя отдела интерьеров агентства прогнозов WGSN Джеммы Риберти, время «типовых квартир» и полезных, но безликих предметов уходит в прошлое. Для современного человека важно ощущение взаимодействия с домашним пространством — оно должно быть его продолжением и вызывать эмоциональный отклик. Играть роль своеобразного «кокона», в котором можно укрыться от информационного, вирусного или какого-либо другого шторма. И, главное, отражать индивидуальность владельца — даже если кому-то его эстетические предпочтения, хобби или образ жизни могут показаться необычными или экстравагантными. По данным Pinterest Predicts, за последний год примерно на 700% увеличились запросы на «причудливый» декор для дома, более чем на 500% — на обустройство «необычной спальни».

Volare

Логичным продолжением глобального тренда на «эмоциональный дом» становятся более локальные тенденции: на природные материалы и экологичность, обтекаемые формы и внимание к тактильным ощущениям. Тема эмоционального дизайна ожидаемо вызвала новую волну интереса к ремесленным предметам ручной работы. Ежегодный опрос 1stDibs, который проводился среди 880 дизайнеров из разных стран, показал, что к 2023 году спрос на изделия частных мастеров вырос до 65%. При этом больше 80% дизайнеров за последние годы хотя бы однажды покупали нестандартный предмет интерьера, созданный на заказ.

Наконец, тектоническим сдвигом можно считать окончательное ослабление позиций минимализма. Ровные, выверенные, как по линейке, пространства уступают место более выразительным интерьерам, наполненным предметами коллекционирования, мебелью необычной формы или памятными артефактами. А цветовая палитра «белое на белом» — более теплым, чувственным ретроцветам: оттенкам зеленого, тыквенного оранжевого, темно-пурпурного и теплой земной гамме. По опросам 1stDibs, в этом году популярность белого упала на 10%, если сравнивать с прошлым годом, а за лаконичный светло-серый «проголосовали» лишь 5% дизайнеров.

 

Единство формы и содержания

Архитектурные и дизайнерские компании, работающие в премиальной нише, первыми улавливают глобальные тренды, а в большинстве случаев и формируют их. Так, итальянский бренд Visionnaire отталкивается от идеи эмоциональных интерьеров уже много лет: его основная философия, meta-luxury, или «роскошь за пределами роскоши», говорит о том, что ценность предмета определяют не только уникальность дизайна, редкость материалов и безупречное исполнение, но и особое отношение, которое придает ему владелец.  

Volare

Эта тема получила развитие в новом направлении бренда Volare (от названия одноименной популярной песни, переводится как «летать»). Его главным эстетическим ориентиром стало японское понятие «югэн», за которым стоит чувственное, интуитивное восприятие объекта, способность рассмотреть его символизм и скрытую от глаз красоту.  Volare — не просто отдельные коллекции, а глобальная концепция современного дома, которая подстраивается под эмоции и чувства его обитателей. Времена функциональности и ориентира на тенденции прошли, уверены в компании. Теперь главная отправная точка для разработчиков — идеи и ожидания владельца, а результатом должно стать пространство, созданное по его «образу и подобию».

 

Первый архитектурный проект Visionnaire — частная вилла площадью 2000 кв. м, которую компания строит совместно с Volare Developments на берегу острова Джумейра Бэй в Дубае. Здание, работу над которым планируют завершить осенью 2024 года, отразит самые актуальные тренды архитектуры и дизайна — как текущие, так и только намечающиеся.

Volare

Один из них — интеграция архитектурного объекта в природный ландшафт, или, как говорят в компании, концепция genius loci («гения места»), где интерьер служит продолжением фасада, а фасад созвучен с окружающей природой. Глубокие переходные оттенки моря, узоры песчаных дюн, солнечные блики, игра света и тени в полуденный зной — природные явления перенесены в архитектуру с помощью натуральных материалов, прозрачных и отражающих поверхностей и «живых» органических форм. На тех же нейтральных оттенках с включением морского зеленого построен интерьер. Чтобы усилить связь с ландшафтом, дизайнеры отошли от идеи симметричного пространства, сыграв на сочетании прямых и обтекаемых поверхностей. Восприятие «своего» дома и его окружения — это еще и определенные запахи, иногда неуловимые, но всегда безошибочно узнаваемые. Эта связь отражена в аромате Volare, специально созданном для проекта парфюмером Антонеллой Бонди. По ее версии, ольфакторный портрет этого места включает свежие, яркие ноты цитрусовых с добавлением эвкалипта. 

Еще один тренд, который обозначен как в этом, так и во всех других проектах Visionnaire, — на устойчивое развитие: в 2021 году бренд получил статус Benefit Company («предприятие общественного блага») за ответственное ведение бизнеса. В 2023 году значимость этой тенденции подчеркнули 94% дизайнеров — участников опроса 1stDibs. На вилле в Дубае будут максимально использованы естественное освещение и природные материалы — стекло, камень и мрамор. Если говорить о производстве тканей и кожи, Visionnaire традиционно отдает предпочтение экологичным образцам, созданным путем вторичной переработки на фабриках с низким уровнем воздействия на окружающую среду. Помимо этого, бренд интегрирует в свои коллекции эконабивки из инновационных пеноматериалов: один из примеров — культовый диван Ca' Foscari дизайнера Алессандро Ла Спада. Другая экологическая инициатива Visionnaire — использование древесины с сертификатом FSC (Forest Stewardship Council, Лесного попечительского совета), который гарантирует, что выработка и обработка были произведены законным путем.  

 
Двухуровневая квартира в стиле ар-Деко

Эмоциональная разгрузка

Согласно исследованиям Pinterest Predicts, активные пользователи интернета на 150% чаще стали интересоваться обустройством в домах зон эмоциональной разгрузки, где можно заняться пилатесом, потренироваться с боксерской грушей или просто посидеть в тишине. Эту тенденцию отмечает и создатель студии премиального дизайна SIO Игорь Ситкилов: «Мы видим, что растет спрос на обустройство в домах полноценных рабочих пространств — в том числе для встреч с партнерами по бизнесу. Также есть большой интерес к домашним массажным кабинетам и кинотеатрам, зонам для фитнеса, спа-зонам и комнатам красоты, куда можно пригласить парикмахера, стилиста и подготовиться к мероприятию. Параллельно с ростом популярности коучинга и психотерапии появилось такое понятие, как «комната для релакса», где можно уединиться, замедлиться, заглянуть в глубь себя. Подобные зоны предполагают не только определенный дизайн, но и соответствующую акустику и музыкальный фон, возможность регулирования влажности и температуры воздуха».

SIO

Вторая тенденция, которую отмечает Игорь Ситкилов, — спокойные интерьеры в стиле slow life: «Многие люди перенасытились сверхоригинальными решениями и теперь склоняются в сторону более уравновешенных интерьеров. Я не говорю о сухом голом минимализме — все-таки в большинстве случаев он пустой и бездушный, в нем не слишком комфортно. Я предпочитаю стиль, который называю «современный ар-деко»: он также дает ощущение объемов, чистоты, свободного пространства, но в то же время и атмосферу защищенности, надежность, живость. Этот стиль предполагает использование ценных пород дерева и камня, уникальных предметов интерьера — дополняя друг друга, они создают атмосферу подлинной утонченной роскоши».

Разум и чувства

Если говорить о мебели, эмоциональный дизайн не исключает использование функциональных или, скорее, многофункциональных моделей. Наоборот, производству столов-гибридов или кроватей-трансформеров прогнозируют уверенное будущее: по данным Mordor Intelligence, рынок многофункциональной мебели до 2027 года будет расти в среднем на 7,5% в год. Причина роста — предмет интерьера «два или больше в одном» экономит пространство, отличается современным дизайном и заодно полностью вписывается в актуальную концепцию разумного потребления.

«Многофункциональная мебель позволяет грамотно организовать даже небольшое пространство, объединив гостиную, столовую и рабочий кабинет, — говорит директор по маркетингу компании BoConcept Мария Торутова. — В нашем ассортименте много таких моделей: обеденные столы с запатентованным раздвижным механизмом «бабочка», компактный журнальный столик Rubi, который легко трансформируется в стол на шесть персон, или столик Chiva со встроенной системой хранения и подвижной столешницей».

Lazurit

Мария Торутова также отмечает тренд на биофильный дизайн. По ее мнению, интерьеры, вдохновленные природой, — одна из ключевых тенденций, которая будет актуальна не один год. Понятие биофильного дизайна включает как использование натуральных материалов, так и обращение к органическим формам. «Наряду с диванами из кожи или креслами из 100% шерсти мы предлагаем аксессуары с природными мотивами — вазы из песчаника, сланца или камня натурального землистого оттенка. Продолжение этой темы — пришедшие на смену белому глубокие цвета природы с притягательным эффектом заземления: это может быть изысканная гамма синего, коричневого или насыщенные терракотово-землистые оттенки», — говорит Мария.

 

Тренды на органический дизайн и многофункциональные предметы отмечает и эксперт мебельного бренда Lazurit Андрей Овчинников. Также он обращает внимание на ретромотивы и тактильные интерьеры. Тенденцию на популярность ретротемы фиксирует и Pinterest Predicts: в последние годы на рекордные 850% выросло число запросов «комнаты в старинной эстетике», на 530% — на запросы «комбинация современной и антикварной мебели» и на 320% — «эклектичный винтажный дизайн».

BoConcept

«Как и несколько лет назад, актуален стиль mid-century (стиль 50–60-х годов XX века, на который оказала большое влияние немецкая школа Баухаус. — Forbes Real Estate), но все-таки главным ориентиром стали 1970-е: более выразительное десятилетие, когда дизайнеры часто обращались к эстетике разных лет, например, викторианской эпохи. В последних коллекциях мы часто видим детали, характерные для 1970-х: низкую посадку мебели, тонкие каркасы — например, кресла на «паучьих ножках». В большинстве случаев это модели в ярких, выразительных цветах, впрочем, есть и более спокойные предложения — в оттенке экрю или других вариантах серой гаммы», — отмечает Андрей Овчинников.  

Тренд на тактильные интерьеры, когда взаимодействие с пространством дополняют разнообразные сенсорные ощущения, — продолжение темы «эмоционального дизайна». Кресла из вельвета, пуфы из пушистой шерсти, пробковые обои или глиняные вазы будто призывают протянуть руку и исследовать их выразительную фактуру. «Выраженные фактуры — такие, как букле, рогожка или бархат, — стали актуальными уже год назад. Сейчас они получили широкое распространение, причем во всех областях: от производства мебельной обивки до обоев. Что стоит за этим трендом? Безусловно, основную роль играет психологический момент: до этих поверхностей приятно дотрагиваться — они создают ощущение защищенности, тепла, уюта: того, что олицетворяет само понятие дома», — говорит эксперт Lazurit.   

Двухуровневая квартира в стиле ар-Деко

Современная нота

Помимо прочего, современный дом, согласно трендам, — то место, где чувства находятся в полном согласии с интеллектом: он должен быть не только «эмоциональным», но и «умным». Современные технологии заметно облегчают жизнь, но и позволяют экономить энергоресурсы и сокращать вредное воздействие на окружающую среду. По данным Statista, в прошлом году рынок товаров для «умных домов» оценивался в $72,3 млрд. К 2032 году он предположительно должен вырасти до $250,5 млрд. 

 

«Современные тренды в области бытовой техники связаны главным образом с технологиями, ориентацией на удобство пользователя, повышением энергоэффективности и использованием экологических материалов, — говорит Станко Опалич, коммерческий директор по направлению крупной бытовой техники ООО «Горенье БТ». — Отмечу, что наш бренд — обладатель серебряной медали EcoVadis, что говорит о фокусе на устойчивом развитии на всех уровнях организации бизнеса — экологическом, социальном, этическом».

Gorenje

По данным Reviews.org, самые популярные «умные устройства» для дома по-прежнему базируются на кухне: топ-список возглавляют инновационные холодильники, за ними следуют «умные» посудомоечные машины, духовки и микроволновые печи. «Потребитель все чаще рассматривает кухню как пространство для экспериментов и вдохновения, — объясняет тренд Станко Опалич. — Продукты нашего бренда, оснащенные «умными» запатентованными технологиями, помогают создать такое пространство и значительно упрощают жизнь. Например, в холодильниках Gorenje есть функция отслеживания привычек владельца, специальные зоны хранения с контролем влажности — чтобы продукты как можно дольше сохраняли свежесть, система циркуляции воздуха и многое другое. Посудомоечные машины вмещают до 16 комплектов посуды, отслеживают цикл мытья и обеспечивают полное высыхание приборов. А некоторые модели духовых шкафов, оснащенные множеством автоматических программ, могут объединять в себе нескольких приборов — дополнительно содержать функции СВЧ и пароварки».

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+