Время быть осознанным: почему растет спрос на обслуживание дорогих часов
Даже король Великобритании Карл III известен заплатками на своих любимых сорокалетних туфлях. Одни доверяют проверенному качеству винтажных вещей, другие избегают шопоголизма, для третьих обслуживание в фирменном сервисе — это элемент первоклассности. Директор российского сервисного центра Ulysse Nardin Анастасия Нечунаева-Старцева уверена, что «любить» и «заботиться» — родственные понятия и даже самые высококачественные вещи нуждаются в этом. Начиная с 2007 года центр обслужил несколько десятков тысяч часов. Кто-то приносил свои Ulysse Nardin для того, чтобы проверить, обслужить и затем продать — мануфактурные часы всегда остаются в цене. Но большинство клиентов следовало рекомендациям бренда — регулярно делать часовой чекап.
— Подтверждает ли опыт вашего центра, что культура осознанного потребления распространилась на люксовые вещи — в частности, мануфактурные часы?
— Да, подтверждает, но если рассмотреть вопрос глобально, то часы класса люкс — это всегда осознанное приобретение. Часы, как правило, менее поддаются трендам fast fashion и не так дорого обходятся нашей планете, как, например, новые коллекции одежды. Часы не надо менять каждый сезон, а уход за деталями механизмов не наносит вреда природе. Вследствие сравнительно небольшого объема производства мануфактурным часовым брендам проще придерживаться принципов устойчивого развития и отследить, насколько честны их поставщики в производстве деталей и запчастей. При этом экологичность для них важна, несмотря на минимальный углеродный след. Наш бренд, например, уже довольно давно участвует в движении против загрязнения природы. В частности, активно борется с мусором в речных и морских водах. В 2020 году мы запустили линию ремешков R-STRAP, изготовленных из переработанных рыболовных сетей, в том же году представили модель DIVER NET — концептуальные часы, каждый декоративный элемент которых разрабатывался из переработанного сырья по всем принципам экологической безопасности.
— С чем чаще всего обращаются к вам владельцы Ulysse Nardin? И с каким самым сложным ремонтом приходилось справляться вашему центру?
— Чаще всего самые сложные случаи — это негарантийные обращения. К сожалению, культура ответственного потребления — не всегда то же самое, что культура бережного обращения. Сложность ремонта можно разделить на два блока: сложные механизмы и сложные клиенты. Первые — это трудозатратно, но реально, а вторые — энергозатратно, но тем не менее возможно и интересно. Не всегда клиенту просто объяснить, что их вопрос быстро не решится, поскольку мастер должен своими руками перебрать от 60 до 750 деталей. И если об этом рассказывать, то клиенты начинают ценить время и квалификацию мастеров. Бывают клиенты, которые поддаются заблуждению о том, что дорого — значит вечно. Увы, у любых моделей есть свои технические ограничения. Допустим, «метры», указанные на часах, не соответствуют метрам глубины погружения, они показывают, при каком давлении испытывалась герметичность часов.
— Вероятно, как и в медицине, профилактика для часов предпочтительнее исправления случившихся сбоев. Как часто она нужна механическим часам и какие операции включает?
— Еще никогда механические наручные часы не были настолько сложными, качественными и надежными, как сегодня. Механизм работает с невероятной частотой — 28 800 колебаний в час. И по сей день часы собирают не роботы — это кропотливый труд высококвалифицированного часового мастера. Действительно, как и любому человеку нужен ежегодный осмотр у врача, так и часам для бесперебойной работы требуется регулярное сервисное обслуживание.
Мануфактура Ulysse Nardin рекомендует отдавать часы на техническое обслуживание каждые три-пять лет независимо от того, насколько хорошо они работают.
— Часовые мастера нередко пользуются словом «репассаж». Чем он отличается от ремонта, существует ли разница?
— Профилактика, ремонт, репассаж и реставрация — это схожие понятия. Клиенты применяют разные слова, но мы подразумеваем под этим общее техническое обслуживание, которое включает в себя диагностику, разборку, очистку, ремонт или замену изношенных деталей механизма, корректировку точности хода, сборку, восстановление водостойкости и полировку. Техническое обслуживание, репассаж — как ни называй, это, по сути, один вид услуги, позволяющей гарантировать увеличение срока службы и ценности той или иной модели часов.
— Приносят ли к вам на ремонт старые модели Ulysse Nardin? Можно ли говорить, что и в сегменте мануфактурных часов есть мода на винтажность?
— Да, приносят. Если не мы, то мануфактура берется за работу над любым механизмом, когда-либо выпущенным под крышей фабрики Ulysse Nardin, если позволяют запчасти и оборудование, конечно. Что касается винтажа, то любые часы, выполненные из высококачественных и дорогих материалов с использованием ручного труда мастера, по прошествии лет будут являться винтажем. Но, на мой взгляд, понятие винтаж может установить только настоящий ценитель. Если мы говорим конкретно о моде, то несколько лет назад мануфактура Ulysse Nardin поддалась веянию и, отдав дань уважения своей знаменитой истории в современном ее исполнении, выпустила четыре модели в концепции винтаж.
— Существует ли в наших реалиях проблема поддельных деталей механизмов и черного рынка часового обслуживания?
— К счастью, сама мануфактура исключает проблему поддельных запчастей. Мне видится невозможным кустарное производство наших стандартных кремниевых деталей калибра UN-118, для изготовления которых используется материал DiamonSil, или деталей для гриндерной системы автоподзавода модели Freak. Если же говорить о рынке часового сервиса, то главной ценностью был и остается труд самого мастера. Наши часовщики имеют квалификацию, подтвержденную сертификатом Ulysse Nardin о регулярном прохождении персонального обучения на мануфактуре бренда в Швейцарии. Только наши специалисты имеют право обслуживать и ремонтировать калибры Ulysse Nardin, и фабрика за этим очень ревностно следит. В частности, мы отказываем в бесплатном гарантийном сервисе, если часы уже обслуживались в неавторизованном центре.
— Как вы в целом оцениваете состояние часового сервиса в России?
— В Россию с начала 2000-х было ввезено огромное число сложных механических часов, которые нуждаются в периодическом сервисном обслуживании. Это влечет за собой повышение спроса на квалифицированных специалистов. Но, к сожалению, специализированных учебных заведений в стране не прибавляется. Так, например, в Москве последнее государственное некоммерческое часовое училище было закрыто в 2006 году. Надо понимать, что без должного образования нельзя получить достойного специалиста. Тренинги на заводах-изготовителях дают только повышение квалификации, а не базовые знания. Только развивая сеть учебных заведений, можно рассчитывать на поддержание в нужном количестве квалифицированных мастеров. Работа часовщика — это подчас тяжелый интеллектуальный труд, особенно в психологическом плане. Мастер должен быть в первую очередь усидчивым и терпеливым, сочетать глубокие знания с высокой концентрацией, вниманием и определенным азартом. За исключением турбийонов и хронометров, точность хода часов должна соответствовать стандартному диапазону от минус 6 до плюс 8 секунд в сутки. В сервисе Ulysse Nardin существует обязательная процедура проверки точности и запаса хода часов после ремонта. В течение двух недель мастер контролирует качество своей работы.
— Как ваш центр справился с резким всплеском заказов на обслуживание?
— Конечно, 249 ремонтов за короткий период — это беспрецедентный результат. Но приверженность бренду и высокий профессионализм помогают нам справляться с самыми сложными ситуациями.
— Продолжая тему осознанного потребления: в этом году начали говорить о тренде «тихая роскошь». Считаете ли вы заботу о люксовых часах элементом дорогого минимализма?
— Да, пожалуй, потому что «любить» и «заботиться» — то, что идет рука об руку. Но я считаю, что люксовые часы всегда были элементом именно «тихой роскоши», поэтому сейчас они идеально вписываются в этот модный тренд.
— Могли бы вы дать несколько советов владельцам Ulysse Nardin, как можно продлить срок безупречной службы своего механического ассистента?
— Звучит банально, но начать нужно с малого. Проведя еще раз аналогию с медициной, необходимо всегда читать инструкцию по применению, чтобы не навредить. Необходимо помнить, что каждая из десятков или сотен деталей требует заботливой эксплуатации. Например, не забывайте, что при быстрой установке даты важно не использовать функцию быстрой настройки в промежутке с 9 вечера до 3 утра. Это может привести к поломке календарного механизма. Как я уже говорила, не опускайтесь в часах на полный метраж глубины, указанный на часах, и не забывайте регулярно проверять их в сервисном центре, даже если не обнаружили заметных поломок. Часы — это наши постоянные помощники в планировании и использовании своего времени, у которых нет отдыха и отпусков. Насколько мы будем внимательны к ним — настолько они позаботятся и о нас.