Образец самодостаточности
Сегодня такое здание назвали бы технополисом. Проект здания Центрального телеграфа, разработанный в 1925 году архитектором Иваном Рербергом, отвечал амбициям того времени. По Москве возводились дома-коммуны с самодостаточной инфраструктурой — от столовой, прачечной и детского сада до библиотеки и клуба в одном жилом комплексе. Центральный телеграф был проектом «наоборот»: рабочим комплексом (центром связи, расположенным близ главных государственных учреждений) с жилой и культурно-бытовой функцией.
Рерберг спроектировал конструктивистское здание с открытой планировкой и декоративным фасадом, роднящим его с небоскребами Чикаго. По окончании строительства комплекс оснащали и улучшали полтора года. Первый этаж заняли телеграфные и телефонные залы, помещение для собраний на 1500 человек, библиотека, столовая. На втором этаже расположили спальни для сотрудников дежурной смены, канцелярии служб связи. Выше — аппаратные залы, мастерские, гардеробная с вестибюлем для сотрудников. Для руководителей узла связи и других служб проект предусматривал отдельные квартиры (числом 20), за каждой из которых были закреплены кладовая в подвале и отделение в леднике под внутренним двором. У сотрудников телеграфа была своя столовая, амбулатория, детские ясли на 200 мест — эти помещения оснастили отдельными входами и лестницами. Телеграфистки утром приходили на работу вместе с детьми и приносили узелки с бельем, которое сдавали в прачечную. А вечером забирали малышей из садика, получали чистое и выглаженное белье и возвращались домой.
«Дробно стучали телетайпы и Криды, солидно шумели аппараты Бодо. Это был шум огромного предприятия, которое сравнивали с большим заводом, а мне хочется его сравнить с большим сердцем, сердцем огромной страны», — вспоминал народный комиссар связи СССР Иван Пересыпкин. Постепенно жилая и коммунальная функции естественным образом уходили из Центрального телеграфа. Детский сад в конце 1930-х переехал в отдельное здание на Большой Бронной. Квартиры были полностью расселены в 1957 году.
С появлением и развитием современных технологий связи и сам ЦТ утерял свое значение главного узла информационных коммуникаций. Штаб-квартира АО «Центральный телеграф» переехала по новому адресу. К 2010-м творение Рерберга превратилось в банальный офисный центр. В итоге здание оказалось в плачевном состоянии из-за эксплуатации, не соответствующей исторической значимости объекта.
Успехи ревитализации
«Наша задача как девелопера — сохранить исторический облик здания Центрального телеграфа и его конструктивную схему, но при этом оснастить здание современным инженерным оборудованием и вдохнуть в него новую жизнь», — говорит Марина Руднева, управляющий партнер VOS’HOD.
Компания, занимающаяся коллекционной недвижимостью и исповедующая принцип human oriented, готовилась к этой ревитализации долго и тщательно. Команду проекта составили лондонское архитектурное бюро David Chipperfield Architects (бюро давно и плодотворно работает с объектами ЮНЕСКО по всему миру, а его основатель Дэвид Чипперфильд стал лауреатом Притцкеровской премии в 2023 году), московское проектное бюро Apeх (известно, в частности, ревитализацией ГЭС-2) и реставрационная компания «Фаросъ» (участвовала в «перезапуске» кинотеатра «Художественный»). Ревитализация городских объектов подразумевает смену их функции с сохранением исторического облика. Перепланировка и оснащение идут с учетом изменившихся потребностей, технологий и экологической парадигмы. Тренд на ревитализацию — важная составляющая современной архитектурной повестки, он позволяет сохранять аутентичность городской среды и при этом уменьшать влияние на экологию (повторное использование зданий сильно снижает углеродный след по сравнению с новым строительством). Вот наиболее впечатляющие примеры из мировой практики.
- Telegraf 7 в Вене. Здание 1899 года служило по изначальному назначению почти сто лет, а затем опустело. После нескольких лет заброшенности бывший телеграф выкупила компания JP Immobilien — с целью преобразить его в офисно-жилой комплекс с апартаментами, мансардами и подземным паркингом. В ходе реконструкции и реставрации компания открыла внутренний двор здания, заменила инженерные сети, спроектировала самый большой коворкинг в городе. Девелопер повысил удобство использования пространства за счет огромных окон, максимально пропускающих дневной свет. Обновление завершилось в январе 2018 года.
- Телефонная станция Walker Tower в Нью-Йорке. Асимметричные выступы и башни с орнаментом в стиле ар-деко — визитная карточка архитектора Ральфа Уокера, построившего ряд знаменитых зданий на Манхэттене. Одно из них — бывшая телефонная станция на 18-й улице. Спустя 84 года после постройки компания JDS модернизировала ее, переделав под люксовый жилой дом: 47 апартаментов, круглосуточное лобби, фитнес-центр, сауна, детская игровая комната, библиотека, бар и так далее. В рамках обновления сохранили исторические орнаменты в стиле ар-деко. Пентхаус в Walker Tower побил рекорд своего времени: в январе 2014 года был продан более чем за $50 млн.
- Универмаг La Samaritaine в Париже. Комплекс зданий, построенных в 1903–1929 годах. Начиная с 1970-х популярность универмага стала падать. В 2001 году величественное строение в самом центре Парижа выкупила компания Louis Vuitton. После этого оно долго пустовало, пока не началась реставрация и не состоялось новое открытие, приуроченное к 150-летию Louis Vuitton в июне 2021 года. Амбициозность проекта заключалась в том, чтобы при сохранении исторического облика универмага перенести сюда дух соседнего креативного квартала Марэ на берегу Сены. Выражен он был, например, прозрачным фасадом в форме непрерывной волны. После восстановления, помимо общественного пространства, магазинов, отеля и офисов, в здании появились детский сад и 96 социальных квартир, расположившихся в бывших кладовых универмага.
Будучи динамично развивающимся мегаполисом, Москва находится в общемировом тренде ревитализации. «Наша задача не только сохранить городское наследие, но и дать ему вторую жизнь, приспособить под новые потребности горожан и наделить новыми функциями, чтобы исторические объекты отвечали запросам нового времени, — комментирует Алексей Емельянов, руководитель Департамента культурного наследия города Москвы. — Мы видим, что вовлечение памятников архитектуры в социально-экономическую деятельность — это тренд последних лет. Есть много успешных примеров: здания «Депо» на Лесной и «Депо. Три вокзала» на Новорязанской улице, фабрика «Большевик» на Ленинградском проспекте, Хлебозавод № 5 имени В. П. Зотова на Ходынской улице. Безусловно, такой важный с точки зрения истории и архитектуры объект, как Центральный телеграф, должен быть возрожден, грамотно интегрирован в жизнь современной Москвы, чтобы он стал новой точкой притяжения на карте столицы».
«За последние годы мы научились обращаться с объектами культурного наследия первой трети XX века, — констатирует Сергей Глубокин, заместитель начальника Управления Архитектурного совета Москомархитектуры. — Отреставрированы и приспособлены к современному использованию многие архитектурные шедевры, такие как, например, «ГЭС-2». Дом культуры «ГЭС-2» — это бывшая трамвайная электростанция 1907 года постройки в стиле неоготики. Она не функционировала с 2006 года, поскольку устарела технически и морально. Теперь на ее территории выставочное пространство, творческие мастерские, кинотеатр, библиотека и художественные резиденции. По мнению Сергея Глубокина, опыт обновления «ГЭС-2» показывает, что такой объект, как Центральный телеграф, тоже обретет исторический облик и будет наполнен новыми функциями.
Образ будущего
В ходе реставрации ЦТ восстановит свою суть многофункционального комплекса. Возможности и значение здания для городского пространства при этом будут актуализированы. Офисные помещения класса «А» разместятся на этажах с третьего по шестой, ретейл-зона с флагманскими магазинами обоснуется на первом и втором этажах, а несколько ресторанов, в том числе с видом на Кремль, — на седьмом этаже. План ревитализации предполагает также обустройство жилых апартаментов.
Главной точкой притяжения горожан и гостей столицы станет внутренний двор с зонами для паблик-арта и событийной программы. За зданием на месте открытой парковки появится новая городская площадь — сквер с деревьями, с террасами кафе и ресторанов и местами для отдыха на свежем воздухе. Перепад рельефа позволит организовать амфитеатр с площадкой для выступлений. В подземных этажах здания будет оборудован паркинг.
Внутри бывшего телеграфа оставят частично открытым железобетонный каркас из колонн и балок — ради поддержания атмосферности места. Запланирована установка 22 современных лифтов и устройств для создания инклюзивной среды. Камеры, электрощитовые, насосное оборудование и другую техническую инфраструктуру модернизируют согласно современным требованиям. Но остекление фасада намечено к восстановлению в историческом виде с сохранением оригинальной расстекловки и материала окон. Также будут отреставрированы аутентичные механизмы открывания витражей. ЦТ обзаведется тремя новыми входами: на углу Тверской улицы и Никитского переулка. Еще два откроют с обратной стороны здания — ранее они были закрыты для горожан.
«Максимальное сохранение ценных исторических элементов и объемно-планировочной структуры здания, органичная интеграция новых решений для раскрытия его потенциала и современного функционального использования, — перечисляет Марина Руднева ключевые особенности проекта. — Большинство проектов VOS’HOD расположено в центральной части Москвы, насыщенной историческими зданиями. Поэтому бережное, внимательное отношение к историческим объектам является одной из основных компетенций нашей компании».
Окончание реставрационных работ намечено на 2025 год. Впервые за 100 лет Центральный телеграф будет практически целиком доступен для посетителей, и любой желающий сможет прогуляться по легендарному зданию, которое современники называли Дворцом связи.