К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Творчество в цифре: с какими вызовами сталкиваются современные креаторы

Творчество в цифре: с какими вызовами сталкиваются современные креаторы
Конкуренция между творческим потенциалом человека и нейросети в современном мире заметно обострилась: чат-бот с искусственным интеллектом пишет сценарии, создает ролики, сочиняет музыку, разрабатывает дизайн-проекты и делает многое другое, заменяя собой целые креативные команды. Что такое творчество в XXI веке, опасен ли искусственный интеллект для креаторов и каким образом можно монетизировать свой талант?

Интернет и технологии дают возможность попробовать себя в творчестве любому желающему — технический прогресс помогает расширять границы самого понятия творчества. Другая грань — способность эффективно продвигать свой продукт, и она не менее значимый фактор успеха, чем талант. Именно по этой причине заработать на своем творчестве удается лишь малой части креаторов. Это и многое другое выяснили в ходе первого исследования креативных индустрий в новых реалиях, подготовленного сервисом вертикальных роликов Yappy. 

Мера таланта 

К 2030 году количество занятых в креативных индустриях может составить до 15% от общей численности работающего населения, полагают в Минкультуры РФ. Свой вклад в достижение этого показателя планирует внести и Yappy. 

Так, с начала декабря 2022 года по конец февраля 2023-го платформа проводила собственное масштабное исследование и выяснила, что считается творчеством сегодня и как технологии влияют на современных креаторов. 

В проекте приняли участие более тысячи представителей креативной индустрии из России, среди них актеры, креативные продюсеры, рестораторы, моушен-дизайнеры, блогеры и стендап-комики. Выборка составила свыше 30 регионов, однако ядром исследования (60%) стали жители Москвы и Петербурга. К каким основным выводам пришли участники и организаторы проекта?

Первый этап помог сформулировать ключевые гипотезы исследования. В их числе, например, такие: творчество ничем не ограничено и может рождаться в любых сферах деятельности, а успех зачастую сопутствует не самым талантливым, а самым заметным. Еще один вызов времени — конкуренция со стороны ИИ.

Все эти гипотезы были проверены на втором этапе проекта. Он представлял собой количественный опрос, участие в котором приняли более тысячи представителей креативной индустрии по всей России. Выборка составила свыше 30 регионов, ядром исследования (60%) стали жители Москвы и Петербурга.

К каким основным выводам пришли участники и организаторы проекта?

Творчество vs маркетинг: как талантам стать популярными

Прежде всего, эксперты и практики согласились, что сегодня самое удачное время для креативных индустрий. Факт беспрецедентных возможностей для упрощенного входа в творческие индустрии и легкого старта подтверждают 72% опрошенных креаторов. У этого феномена есть и вполне научное объяснение. 

Как пример проникновения творчества во все сферы жизни эксперт исследования, старший преподаватель кафедры народно-художественной культуры МГИК, фольклорист, исследователь и этнохореограф Анастасия Рагозина говорит о синкретичности практики традиционной народной культуры: «Каждая отрасль материального и нематериального культурного наследия переплетается друг с другом, поскольку фольклор был частью жизни. Вся жизнь человека сопровождалась обрядовыми практиками, созданием произведений искусства». 

Интернет-технологии и социальные сети значительно снижают порог входа в саму творческую среду. Моушен-дизайнер, блогер и владелец онлайн-ресурса для поклонников яхтинга «Сила ветра» Алексей Егоров приводит свой опыт с созданием музыкальных треков: «10 лет назад я не думал, что буду писать музыку. Чтобы научиться играть на гитаре, нужно потратить много времени. Сейчас можно просто «зажать» клавиши и программа создаст гармонию — это колоссальный прорыв в снижении порога входа в творчество. Можно сразу начать сочинять свою музыку, не опасаясь ошибок, ведь они исключены системой». 

Главная витрина и основной маркетплейс для творцов — интернет — доступен сегодня всем. Так считают 38% выборки, которые поддерживают утверждение, что именно развитие интернета и современных технологий дает каждому возможность быть творцом и получить доступ к широкой аудитории. 

«Доступ к аудитории стал гораздо легче, — соглашается стендап-комик Амбарцум Симонянц. — Раньше, чтобы артисту стать известным, нужно было попасть в эфир, а сейчас достаточно регулярно выкладывать в соцсети свой контент». 

Впрочем, в то же время больше половины опрошенных (56%) считают, что интернет дает возможности лишь тем, у кого есть соответствующее образование и опыт. Еще больше участников выборки (87,4%) соглашаются с тем, что для получения охвата аудитории в интернете необходим не столько талант, сколько вложения в продвижение продукта и маркетинговые технологии. 

В том, что хайп, в том числе и с помощью PR-технологий, — важнейший элемент успеха, убеждены 11,5% участников исследования, которые называют маркетинг и пиар не менее, а иногда и более важным фактором успеха, чем талант. 

На что же делать ставку: на творческий продукт или креативный маркетинг? И на то, и на другое, говорят эксперты. «Зачастую выигрывает тот, кто «громче», у кого круче SMM-специалист. Сначала необходимо потратить уйму времени и сил только на продвижение. Так устроена система», — считает стендап-комик Амбарцум Симонянц.  

Его слова подтверждает и моушен-дизайнер Алексей Егоров: «Понимание того, что рушится связь качества и популярности, лично меня ограничивает. Случайность и легкодоступность славы может привести и к тому, что на старте опускаются руки. Даже когда ты сделал что-то классное, но абсолютно востребовано оно быть не может». 

Искусство или искусственный интеллект?

Еще один важный момент с точки зрения креативного класса — искусственный интеллект, который сегодня способен решать и многие сугубо творческие задачи. 

По мнению 68% респондентов, нейросети вполне способны создавать качественные массовые продукты (обложки видео, фоновая музыка). При этом технологии ИИ вполне успешно используются и самими художниками для упрощения творческого процесса и расширения границ. «Некоторое количество своих открыток я сделал, вдохновляясь рисунками, сгенерированными нейросетями, и меня очень удивила их доступность», — говорит моушен-дизайнер Алексей Егоров, который считает, что авторы нейросетей тоже заслуживают быть названными и признанными.

Контент с использованием ИИ уже есть и на платформе Yappy — это диджитал-картины, персонажи в стиле аниме и шоу из 1980-х. «Мир изменился, когда появились нейросети, которые думают иначе. Нас ждет целый новый виток мышления», — считает Егоров. 

Искусство, творчество, хобби

Благодаря интернету и высоким технологиям определение творчества и его границ настолько размылись, что и эксперты, и сами креаторы говорят: творчеством может быть все что угодно, что можно зафиксировать как процесс или результат. 

У современного творчества нет ни границ, ни градаций. Этот тезис поддерживают 93% опрошенных. Даже эксперты в своих интервью подтверждают, что обязательная ранее новизна уже не является необходимым атрибутом творческого процесса. Новым в творчестве вполне может быть то, как автор смог переработать уже созданное.

«Новизна не определяет творчество, потому что мы живем в эпоху постмодернизма. В комедии и писательстве все уже давно придумано. Главное — пропускать эти истории и шутки через призму своей личности», — говорит стендап-комик Амбарцум Симонянц.

Творчеством может быть все что угодно, если в этом присутствует свой собственный авторский подход, говорит эксперт Алексей Егоров, но отмечает, что «есть грань, когда занятие творчеством превращается в работу».

Анастасия Рагозина приводит в качестве примера удачных переходов из хобби в творческую профессию реконструкторов традиционной народной одежды, которые со временем выходят на уровень создания уже собственных авторских стилей. Таким, например, был творческий путь известного в сети модельера Юханна Никадимуса, который создает реплики традиционных женских головных уборов по музейным образцам. Он начинал с копирования традиционных кокошников с шитьем жемчугом, которые фактически было не отличить от оригиналов. А позднее стал придумывать собственные модели, и это уже не копирование, а настоящее творчество, считает Рагозина.

Творческое ускорение 

Зарабатывать на своем таланте можно и нужно — так думают 95% участников количественного исследования. 

«Когда человек получает быструю монетизацию, то это просто такая работа: я вас развлекаю — вы мне платите», — согласен стендап-комик Амбарцум Симонянц.

Один из актуальных трендов, о котором говорили опрошенные исследователями эксперты, — использование в творческом процессе обширного спектра современных технологий. 

Креатору важно и нужно разбираться в актуальных форматах, видеоплатформах и соцсетях. Уметь снимать как процесс, так и результат своей работы, чтобы презентовать его лучшим образом. «Мы существуем в головах людей только посредством социальных сетей, и эти площадки являются важнейшим опорным пунктом в нашей системе заработка», — объясняет моушен-дизайнер Алексей Егоров.

Эра коротких форматов идеально подходит для этих целей. В короткий ролик вполне возможно уместить самое главное, и его досмотрят до конца. «Я вижу тенденцию, что творчество становится более быстрым. Если я хочу продвигаться в соцсетях, я вынужден переписывать свой материал, чтобы сделать его кратким и понятным», — говорит стендап-комик Амбарцум Симонянц.

По мнению экспертного сообщества, одно из преимуществ подобных платформ — возможность вырастить и воспитать для своих продуктов собственную целевую аудиторию.

«Творчеству нужна своя аудитория. Нужно искать свою публику. Это сложный путь, но в сухом остатке именно он даст качественную аудиторию, которую можно воспитывать, тянуть за собой, общаться», — считает стендап-комик Амбарцум Симонянц.

Также платформы дают не только быстрый доступ к неограниченной сетевой аудитории и возможность практически моментально получить отклик от зрителей. Эта информация помогает адаптироваться к нуждам своей целевой аудитории и производить релевантный для нее контент, поясняют авторы исследования

Цифровой подход в формировании своей аудитории нашел отклик даже в консервативной академической среде. «Со стороны научного сообщества сначала было пренебрежение, что мы, блогеры, упрощаем подачу знаний о традиционной народной культуре и фольклоре, — рассказывает Анастасия Рагозина. — Но наша цель — заинтересовать зрителя, чтобы ролик попал в рекомендации и всплыл у аудитории, которая никогда не интересовалась народной традиционной культурой. Теперь на конференциях блогерам задают вопросы, как работать в этом направлении, чтобы так же набирать аудиторию». По ее словам, цифровые платформы дают возможность заниматься и активной просветительской деятельностью, продвигая традиционную культуру. 

Еще одна важная функция цифровых платформ для творческих людей — возможность участвовать в совместных проектах с другими. Такие коллаборации помогают снимать «синдром самозванца», который не дает сделать многие шаги в любом творчестве, говорит моушен-дизайнер Алексей Егоров.

«Исследование показало, что человек любой профессии может стать креатором. Мы хотим помочь людям совмещать основную работу и творчество, — комментирует Данила Овчаров, генеральный директор Yappy. — Для этого Yappy дает, во-первых, аудиторию, а во-вторых, удобные инструменты создания контента». И действительно, почему бы не попробовать?

С полной версией исследования можно ознакомиться по ссылке


Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+