Первый — это когда бизнесы, способные конкурировать в другой стране, переносят управляющую компанию и переводят ряд сотрудников на ее территорию, не оставляя при этом бизнес в России. Вторая категория — организация различных сервисов для переехавших соотечественников. Третий вариант — когда предприниматель ищет бизнес (например, франчайзинговый), чтобы развивать его в стране переезда. К этой категории относятся ресторанные концепции и стартапы. «Для них в мае 2023-го мы проведем франчконгресс Buybrand Central Asia в Казахстане, в котором примут участие более 1500 действующих и потенциальных франчайзеров и франчайзи, инвесторы, владельцы и топ-менеджеры компаний из разных стран», — говорит Екатерина Сойак.
По словам эксперта, в топе стран для релокации находятся ОАЭ с удобным прямым перелетом и политикой открытости к бизнесу из любой другой страны. В Турции также доброжелательно относятся к российским предпринимателям, многие из которых занялись здесь организацией параллельного импорта. Стоит отметить также Казахстан и Узбекистан. «На осенней выставке мы зафиксировали запрос на продвижение ресторанного и туристического бизнеса на Кипре. Точечно предприниматели пробуют работать во Вьетнаме, Таиланде и Бразилии, — добавляет гендиректор EMTG. — Есть контакты с Китаем, но здесь чаще продолжение бизнес-сотрудничества, поскольку имеются сложности, связанные и с разницей менталитетов, и со спецификой самого рынка».
Екатерина Сойак отмечает, что если говорить о других странах, то нужно помнить, что сегодня определенно время высокотехнологичных компаний и цифровых франшиз. Они мобильны: легко перевозятся, быстро адаптируются. Что касается франшиз «на земле», то сейчас бизнес подстраивается под тренд. Люди уезжают, им нужна помощь: сделать паспорт, открыть счет, подобрать жилье. Поэтому пользуются популярностью все виды деятельности, связанные со сферой обслуживания, — риелторы, юридические и кадровые агентства, и таких концепций во франчайзинге достаточно. Вероятно, какое-то время будет востребованным направление, связанное с адаптацией детей релоцированных сотрудников к стране и ее культуре: обучение языку, детские сады.
«Тем, кто хочет удержаться в двух странах и не оставлять возможности развития бизнеса в России, стоит обратить внимание на тему импортозамещения, — советует Сойак. — Допустим, в винной отрасли: доля российских вин на отечественном рынке уже достигла 55%, производители расширяют сбыт и развивают как собственную розницу, так и франчайзинговые сети. К некоторым франшизам, которые какое-то время назад были в тренде (например, барбершопы и киберклубы), есть охлаждение спроса. Но при этом остается высокий спрос на цифровые франшизы с уникальными IT-платформами, причем в любой сфере, от цифровой химчистки самообслуживания до детского такси, работающего через приложение».