«На протяжении последних семи лет мой основной бизнес в России — это агентство HOTRED, — рассказывает Григорьев. — Мы помогаем клиентам доносить ценности продукта максимально ярко и эффективно. Благодаря созданным нами презентациям для клиентов из финансовой отрасли (Альфа-банк, Sber Private Banking, БКС) я начал инвестировать в фондовый рынок, приобретая акции российских и зарубежных компаний, а затем заинтересовался коммерческой недвижимостью как одним из самых привлекательных инструментов по соотношению рисков и доходности. Поэтому, получив в январе 2022 года предложение стать партнером по строительству торгово-развлекательного центра в одном из быстрорастущих курортов Грузии, я был готов к этому решению и к переезду».
На то, чтобы открыть в двух местных банках мультивалютные счета (в американских долларах, британских фунтах, евро и лари) на физлицо, ушла неделя. Потребовалось только пройти несложный контроль — подтвердить источник дохода и указать цели, на которые пойдут деньги.
По словам предпринимателя, перспективы Грузии в последнее время очевидны. По динамике экономического развития страна вышла на первое место в Европе, в рейтинге Bloomberg она занимает 13-е место по инвестиционной привлекательности среди всех государств мира. За январь — октябрь 2022 года доходы туриндустрии превысили показатели за аналогичный период допандемийного 2019 года. Безопасность, климат, гостеприимность, близость к морю и разнообразные горные ландшафты — этим Грузия привлекает все больше туристов.
Ведение бизнеса в России и взаимодействие с клиентами и командой в удаленном формате у основателя HOTRED не вызывает трудностей. «За время пандемии все привыкли к этому. Более того, это значительно экономит время при большом количестве ежедневных встреч. К онлайн-звонкам и видеоконференциям готовы не только бизнесмены, но и представители государственной власти. Во время проектов с Министерством экономического развития РФ даже первые лица были открыты к онлайн-встречам», — отмечает Антон Григорьев. Кроме того, руководство российским агентством из другой страны имеет небольшие, но весьма важные плюсы. Например, появилась возможность продлевать подписки на зарубежные сервисы.
Следующий шаг предпринимателя — масштабирование бизнеса на рынке стран Персидского залива. В ближайших планах — перебраться в Дубай для реализации проекта в рамках одной из государственных фризон ОАЭ. Будущий проект связан со стартапами. Уже сейчас HOTRED занимается визуальным и смысловым оформлением стратегии нового подразделения этой зоны, которое будет запущено в феврале 2023 года. Параллельно идут работы по подготовке презентаций, сайтов, айдентики для клиентов, зарегистрированных в Арабских Эмиратах и Саудовской Аравии. Преимущественно это IT-компании и технологичные стартапы.
«Главный совет: не останавливаться на достигнутом и не бояться пробовать новое, — рекомендует Григорьев. — Когда закрываются одни двери, открываются другие. Диверсификация бизнеса, его масштабирование за счет расширения рынков, частичная или полная релокация — это варианты ответов на вызовы времени. У каждого они свои».