Партнерство со смыслом: итоги 2022 года в некоммерческом секторе
«Когда мы дали объявления о наборе учителей-волонтеров для онлайн-обучения детей из интернатов и семей в трудной жизненной ситуации, то получили тысячи откликов, не успевали даже проводить собеседования», — рассказывает Елена Сорокина, директор ульяновского «Профи-центра». Открыв в 2016 году школу английского языка для сирот и детей из бедных семей в Ульяновской области, в пандемию Елена вместе с педагогами-волонтерами перевела уроки в онлайн и постепенно расширила расписание занятий до полной линейки школьных дисциплин. А в 2022 году онлайн-проект охватил еще четыре региона — во многом благодаря поддержке компании Tele2, обеспечившей центр федеральной телефонной связью, а педагогов-волонтеров — льготным мобильным интернетом.
«Это естественная реакция на чрезвычайную ситуацию. Частный фандрайзинг всегда строился на этом, но теперь волонтерство, сбор вещей, средств и так далее плотно соединились с корпоративной социальной ответственностью».
У компании «Ростелеком» есть обучающая программа «Азбука интернета» для пожилых и людей с инвалидностью. В вебинарах, которые дважды в год проводятся для преподавателей-волонтеров, в этом году участвовали в общей сложности около 2700 человек. «На конкурс личных достижений пенсионеров в сфере компьютерной грамотности «Спасибо интернету» было подано свыше 5000 работ — в два с лишним раза больше, чем семь лет назад», — говорит Наталья Шушлина, руководитель проекта «Азбука интернета» в департаменте внешних коммуникаций и КСО «Ростелекома».
Российская благотворительность в 2022 году оказалась в крайне сложной ситуации. Подопечных у фондов и некоммерческих организаций (НКО) стало больше, а средств меньше. Однако одновременно подтвердилось: если объединить частную инициативу и волонтерство с корпоративными возможностями, причем не финансовыми, а ресурсными в самом широком плане, то благотворительные проекты могут не просто жить, но и активно развиваться. О сотрудничестве бизнеса и НКО мы поговорили с «Ростелекомом», Tele2 и их партнерами.
Оставаться в ресурсе
«Мы потеряли больше половины волонтерской команды, — рассказывает Маша Михайлова, программный директор инклюзивного культурного центра «ТВЕРСКАЯ 15» (Москва). — По разным причинам: кто-то уехал, кто-то лишился стабильного дохода и вынужден больше работать, кто-то пошел получать образование». В поисках решения «ТВЕРСКАЯ 15» объединила свою сжавшуюся команду с командой благотворительного фонда «Дети Марии», у которого была та же проблема. А сотрудничество с Tele2 позволило организовать онлайн-занятия для жителей психоневрологических интернатов (ПНИ).
«Одна жительница ПНИ пару лет назад не знала букв, а сегодня благодаря онлайн-занятиям умеет читать и ставить подпись и очень этим гордится. Другая участница проекта раньше умела лишь отвечать на звонки, а теперь сама звонит, чатится и оставляет голосовые сообщения.
«Наша цель — устранить цифровое неравенство, которое есть даже в таком благополучном регионе, как Москва, — говорит Мария Ложникова, менеджер столичного PR-отдела Tele2. — В столице у нас 100%-ное покрытие, то есть проблем с доступом к интернету быть не должно. Однако жители ПНИ находятся в уязвимом положении и не всегда могут пользоваться цифровыми ресурсами. Поэтому мы не случайно искали фонды, которые работают с ними, и выбрали программу онлайн-обучения». В основе стратегии корпоративной социальной ответственности Tele2 — концепция «Связь новых возможностей». И проекты инклюзивного центра удачно в нее вписываются: дают новые возможности людям с ментальными особенностями, связывая их с педагогами и обычными людьми.
Программу «Азбука интернета» компания «Ростелеком» и Пенсионный фонд РФ сразу планировали сделать масштабной — ведь в России около 40 млн пенсионеров. Несмотря на обилие проектов для обучения компьютерной грамотности пожилых людей, этот быстро оказался востребованным. «Проводя интернет в новые населенные пункты, «Ростелеком» работает над тем, чтобы научить людей пользоваться госуслугами и многими другими интернет-сервисами, — объясняет Наталья Шушлина. — Поэтому компания вложилась в разработку контента, методики и платформы. И готова работать с региональными партнерами разных уровней». Среди партнеров оказались, например, сотрудники службы соцзащиты. Когда они приезжают в деревню, раздают мобильный интернет и вручают на время урока ноутбук, люди вовлекаются и потом начинают активно пользоваться собственными компьютерами или смартфонами не только для обычных коммуникаций. По словам Людмилы Варьяс, сотрудницы Комплексного центра социального обслуживания населения Любинского района Омской области, в этом году их выпускница освоила профессию парикмахера на онлайн-курсах и заняла третье место в номинации «Интернет-предприниматель, интернет-работодатель» в конкурсе «Спасибо интернету — 2022».
«Азбука интернета» полностью открыта для заинтересованных лиц. «Воспользоваться нашим онлайн-учебником, распечатать материалы и провести курсы может любой, кто зайдет на сайт проекта, — подчеркивает Наталья Шушлина. — Даже если говорить только об учреждениях системы соцзащиты, библиотеках и отделениях ПРФ, то за восемь лет проект очень серьезно вырос: с пяти пилотных регионов в 2014 году до 79 на сегодняшний день».
В поисках смыслов
По наблюдениям Евгении Михайловской из фонда «Нужна помощь», благотворительные, социальные инициативы и волонтерские движения стали еще более востребованы в обществе. Но фокус сместился на адресную помощь, в том числе в рамках системных проектов.
«Он не просто учит подопечного, а становится значимым взрослым, который может изменить жизнь». Директор «Профи-центра» приводит в пример подростка из детдома, который хотел в этом году как-нибудь закончить 9-й класс и пойти в училище. Но благодаря учителям-волонтерам он с первого раза сдал все ОГЭ и поверил в себя. Теперь он учится в 10-м классе, а учителя рассчитывают подготовить парня к университету.
Как говорит Маша Михайлова из центра «ТВЕРСКАЯ 15», в кризисное время, когда люди могут терять привычные ориентиры, им становится важно заниматься чем-то осмысленным и мотивирующим, появляется желание поддерживать и помогать другим. И каждый, в том числе сотрудники коммерческих компаний, может найти подходящий проект в некоммерческом секторе.
«Корпоративное волонтерство в сложное время становится прекрасной альтернативой любому тимбилдингу, позволяет новичкам быстрее адаптироваться, находить единомышленников, устанавливать горизонтальные связи и ощущать поддержку», — уверена Екатерина Жиденко, менеджер по корпоративной социальной ответственности Tele2. Компания вовлекает в патронируемые проекты не только своих сотрудников, но и их детей: так, в конкурсе «Навстречу импакт-стартапам», который оператор связи поддерживает уже 10 лет, есть специальное детское жюри. В этом году Tele2 создала виртуальную «Школу волонтера», там собраны видеолекции и информация о самых разных некоммерческих проектах, к которым могут присоединиться желающие. «Многие люди сегодня выбирают работать в социально ответственной компании, которая меняет жизнь вокруг к лучшему», — говорит Екатерина Жиденко.
Волонтеры из Tele2 активно помогают фонду «Навстречу переменам», в том числе как эксперты и менторы для участников «Инкубатора» фонда. Заместитель гендиректора по стратегическому планированию и управлению большими данными Tele2 Светлана Скворцова в этом году ментор Елены Сорокиной, лидера движения «Педагоги-волонтеры». «Когда мы примеряем элементы стратегии Tele2 на проекты социального предпринимательства, у меня появляются инсайты и гипотезы по продвижению или наполнению нашего собственного продукта, — говорит Скворцова. — Сейчас мы обсуждаем возможность включить эти инсайты в наш базовый продукт». По ее словам, в какой-то момент в Tele2 поняли, что сотрудничество с фондом «Навстречу переменам» — это perfect match для стратегии компании: «Социальное предпринимательство идеально вписывается в наш стратегический фреймворк, поэтому мы решили дать место КСО в нашей стратегии — среди прочего это может вдохновить коллег и напомнить, что смыслы нашей работы намного шире функциональных обязанностей».
Синергия интересов
Взаимовыгодная работа коммерческих и некоммерческих компаний в этом году актуализировалась, считает соучредитель и председатель совета фонда «Навстречу переменам» Татьяна Бурмистрова. «В любой некоммерческой деятельности сегодня должен присутствовать коммерческий, то есть предпринимательский компонент», — уверена соучредитель фонда, который с 2012 года помогает развиваться социальным стартапам. Но и коммерческим компаниям сегодня нужны НКО — из-за разрыва международных связей «подвисло» направление ESG. «Очевидно, что социальная составляющая должна развиваться, но как конкретно — мало кто понимает, — говорит Бурмистрова. — Именно НКО могут помочь корпорациям создать профессиональный качественный продукт в социальной сфере. Это история win-win».
«Участники и волонтеры программ фонда отмечают в этом году возросшую пользу от общения друг с другом. «Стартаперы из регионов всегда ценят общение с топ-менеджерами крупных компаний, — говорит Юлия Варченко, исполнительный директор «Навстречу переменам». В этом году моральная поддержка оказалась им даже важнее, чем обсуждение финансовых моделей. Когда они понимают, что в большом бизнесе тоже бывают сложности, но находятся решения, и еще получают человеческую поддержку состоявшихся людей, то у них появляется ресурс идти дальше».
Состояние российского некоммерческого сектора сейчас оценить сложно. Судя по Всемирному индексу благотворительности за 2020–2021 годы Россия сделала впечатляющий рывок вперед — поднялась на 30-е место с 67-го. Но даже в этом сложном году можно сказать, что некоммерческий сектор по-прежнему мощный и потенциал у него большой — как говорит Татьяна Бурмистрова, люди по-прежнему хотят делать то, что считают ценным и важным для положительных социальных изменений в стране.