К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего браузера.

Наставничество и успех: что дает участницам проект Минобрнауки России

Наставничество и успех: что дает участницам проект Минобрнауки России
Успешные женщины России объединились, чтобы помочь амбициозным студенткам получить профессиональный опыт и реализовать свои идеи. Что из этого вышло и чего ждать во втором сезоне.

Весной 2022 года Минобрнауки России запустило проект «Женщины: Школа наставничества». Женщины-лидеры из разных сфер взялись за три месяца помочь студенткам спланировать и начать их социальные проекты, поделиться опытом и ресурсами, а в обмен получить свежий взгляд на свою работу. Идея оказалась настолько востребованной, что организаторы готовят второй сезон, в разы масштабнее. Чем привлекает проект участниц и почему он может повлиять на жизнь всей страны?

«Проект инициировали сами студентки, — рассказывает Елена Дружинина, идейная вдохновительница школы (до октября 2022 года — замминистра науки и высшего образования РФ). — Когда мы готовились к Году науки и технологий, на самых разных площадках обсуждали тему женского лидерства. К нам неоднократно обращались девушки и говорили, как важно для них общаться с успешными женщинами, которые могут поделиться своим опытом и практическими знаниями».

К осени 2021 года родилась идея клуба: студентки формулируют вопросы и имена тех, с кем хотят поговорить, а организаторы договариваются со спикерами. Но когда безо всякой информационной кампании студентки стали оставлять более 300 заявок, а 50 успешных женщин, состоявшихся в бизнесе, политике, образовании и культуре, подтвердили свое участие, проект перерос в федеральный. Лекции успешных женщин на разные темы вошли в программу проекта, но основным форматом стала возможность плотного взаимодействия девушек с наставницами, чтобы они смогли увидеть сферу своей будущей деятельности с практической стороны. «Есть девочки, которые, благодаря проекту и своим наставницам, захотели поменять область, в которой планируют строить карьеру, — говорит Дружинина. — Есть те, кому уже предложили работу».

 

Экскурсии, медиа, законы

Студентка МГТУ «СТАНКИН» Сабина Рзаева решила участвовать в проекте с идеей Школы финансовой грамотности для девушек. Но когда наставницей Сабины оказалась Елена Мироненко, директор Театра на Бронной, финграмотность трансформировалась в программу студенческих экскурсий «Открываем театр». «Идея простая, но современный театр, готовый к взаимодействию с молодежью, и потребность студентов в качественном досуге делают проект особенно актуальным», — считает Сабина. Контентное наполнение и брендинг программы сделала студенческая медиакоманда, с которой Сабина работает над медиапроектами и развивает молодежную политику в вузе. А наставница помогла сформировать стратегию проекта и обозначить основные шаги для реализации. «Осталось только выиграть грант, чтобы студенты смогли сходить в театр на льготных условиях», — говорит Сабина.

Общение с директором театра для нее не ограничилось экскурсионной программой. «С тех пор, как в апреле я получила СМС «Встречаемся завтра», связь не прерывается, — говорит студентка. — За время взаимодействия с Еленой Николаевной я научилась правильно выстраивать рабочий процесс в команде, ставить задачи и находить пути реализации идей. А недавно я стала специалистом по связям с общественностью в театре, это работа моей мечты». Ее предложения по продвижению театра уже реализуются: студенты медиакоманды готовят видео о театре, скоро появится чат-бот по подбору спектаклей для посетителей. «Я сразу знала, что это проект реверсивного наставничества, — говорит Сабина. — То есть наставница дает студентке знания, опыт, знакомства, стажировки. А студентка дает свои идеи и свежий взгляд на вещи. В моем случае так и произошло. Это всем выгодно и интересно».

 

Студентка МИСиС Амина Кадырова пришла в проект с идеей молодежного онлайн-журнала «Кактус». У нее уже была страничка медиа в соцсетях, где Амина планировала поднимать темы экологии, дискриминации по половому признаку, лукизма и студенческой жизни. Ее наставница Анжелика Сулхаева, замгендиректора медиахолдинга «Комсомольская правда», помогла докрутить концепцию будущего медиа и вовлекла студентку в работу холдинга. Амина отбирала героев для радиопрограммы «Время женщин», искала проекты российских дизайнеров для экоконкурса, привлекала студенческие медиацентры к конкурсу сочинений «Алые паруса». «Я познакомилась с таким количеством людей, что, перебирая визитки, поражаюсь их числу, — делится Амина. — Это медиаменеджеры, хозяйки галерей, директора металлургических комбинатов, экоактивисты, дизайнеры, писатели, певцы, историки мод и многие другие». По ее словам, работа над концепцией и погружение во «взрослый» профессиональный мир дорогого стоят. Проект «Женщины: Школа наставничества» быстро повышает квалификацию неопытных, но амбициозных девушек и ускоряет реализацию интересных и важных проектов.

Некоторые заявки студенток могут изменить практики в целых отраслях. Так, Кристина Воробьева, студентка МГЮА, предложила законопроект, который позволит внедрить в роддомах идентификацию новорожденных по отпечатку стопы или генетическому анализу вместо бирки, чтобы не перепутать младенцев. С помощью наставницы Елены Дружининой Кристине удалось получить консультации у представителей исполнительной и законодательной власти. Сейчас студентка собирает необходимую статистику и готовит документы. «Елена Сергеевна показала мне, какие основные этапы проходят федеральные проекты и как важно умение руководить с помощью «мягкой силы», — отмечает Кристина.

Пересмотреть стереотипы

Советник гендиректора «Сибура» и делегат России в «Женской двадцатке» (W20) Елена Мякотникова никогда не испытывала потребности в наставнике. Поэтому долго не откликалась на такой запрос у молодых сотрудниц своей компании. «Когда мы все-таки встретились, я попросила сформулировать, что конкретно у них вызывает вопросы, — вспоминает Елена Мякотникова. — Кто-то спросил, как сообщить начальнику-мужчине о беременности, кто-то — как успешные женщины делят домашние обязанности с партнером. Оказалось, можно составить программу выступлений на целый год: о «стеклянном потолке», синдроме самозванки в мужском профсообществе и о многом другом».

 

Когда Елена Дружинина пригласила ее в проект «Женщины: Школа наставничества», Елена Мякотникова уже понимала его важность. Но большого опыта в менторстве у нее не было, поэтому ее порадовали прописанные и понятные скрипты проекта: периодичность встреч, важные темы для обсуждения очно и в переписке. «Прочитав перед первой встречей о проекте Даши, студентки Бауманки, я была уверена, что разговор пойдет о поиске денег, — рассказывает Елена. — Я 20 лет работаю с финансированием, поэтому была рада помочь студентке. Но оказалось, она уже сама нашла оборудование и подалась на грант. Даша попросила меня вкладываться в проект скорее личным временем, а к этому я была готова меньше».

Дашин проект — неформальный клуб молодых инженеров Бауманки, где проходят встречи с гитарой, чаем и инженерными инструментами. Студенты сами отремонтировали и покрасили помещение. Елена пришла туда раз, другой. А потом они вместе организовали встречу для девушек из «Школы наставничества», где каждая могла спаять себе брошь. «Я 30 лет не брала в руки паяльник, но меня поразило, насколько далека инженерная сфера от девушек, — говорит Елена. — Я удивилась, что им никогда не было интересно разобрать, например, радио. Слово за слово, и я поняла, что сама носитель гендерных стереотипов. Я, например, никогда не дарила девочкам радиоуправляемых машин. Благодаря Даше и проекту я не только сделала стильную брошь со светодиодами, но и провела ревизию своих стереотипов, от которых теперь стараюсь избавляться».

Елена максимально включилась в общение с Дашей. Задавала такие вопросы, которые помогли студентке сформулировать стратегию развития клуба.  Топ-менеджер «Сибура» уже дала согласие на участие во втором сезоне школы. В нем будет 300 наставниц и еще больше студенток. В планах — расширить географию взаимодействия до Дальнего Востока и запустить новые тематические треки вроде «Науки» и «Креативных индустрий».

По словам Сабины Рзаевой, большой плюс проекта в том, что в нем удалось создать безопасную комфортную среду для развития. «Думаю, это получилось благодаря тому, что в нем участвовали абсолютно разные девушки, каждая со своим бэкграундом и видением, — говорит Сабина. — У нас сложились сестринские отношения без зависти, которая может случаться в жизни. Мы поддерживаем друг друга и помогаем развивать наши проекты». Сейчас идет прием заявок от студенток на второй сезон.

Информационная поддержка

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+