К сожалению, сайт не работает без включенного JavaScript. Пожалуйста, включите JavaScript в настройках вашего броузера.

Актуальность инвестиций в российские компании: какие ниши востребованы

Фото Подорожник
Фото Подорожник
На рынке общепита идет смена игроков: места иностранных сетей занимают российские покупатели их активов. Пока они разбираются с форматами работы, изначально отечественные бренды наращивают темпы роста. Об инвестиционной привлекательности оригинальных концепций, факторах и правилах успешного развития мы поговорили с Татьяной Фоминой — основательницей сибирской сети кофеен «Подорожник».

Сейчас «Подорожник» насчитывает 149 кофеен в 12 городах и более 900 точек партнеров в пяти регионах Сибирского федерального округа. Когда Красноярск готовился к проведению Международной зимней универсиады — 2019, то «Подорожник» был выбран поставщиком питания для всех официальных объектов соревнований. Частный бизнес, основанный в 1995 году в Кемерове, в прошлом году преобразовался в публичное акционерное общество. Полное название — «Национальная сеть доступных кофеен «Подорожник». Оно отражает не только амбиции, но и готовность стать федеральным игроком рынка общепита. Президент компании Татьяна Фомина объясняет, почему это реально.

Как так получилось, что за Уралом есть вроде бы все основные игроки, но ваша сеть самая большая?

— Один из наиболее значимых факторов «Подорожника» — это мультиформатная концепция. За счет приспосабливаемости практически к любой площади мы оказываемся ближе всех к клиенту, и наших точек получается большинство. Гарантию качества и безопасности мы обеспечиваем за счет централизованного выпуска всей продукции на производственном комплексе в индивидуальной герметичной упаковке. У нас максимальная среди коллег по отрасли скорость обслуживания клиентов — в среднем 1,5 минуты. И особенный улыбчивый сервис, который отмечает большинство клиентов. Эта сложнейшая в сфере услуг задача решается посредством уникальной собственной методики обучения. За Уралом мы узнаваемый локальный бренд, работаем уже 27 лет. Для примера: в отдельно взятой Кемеровской области три ведущие мировые сети отработали уже более семи лет и, по их собственным заявлениям, завершили программу своего развития. Число их заведений в сумме не доросло до 25, тогда как у «Подорожника» 114 кафе и павильонов. Сохраняя спрос и эффективность, мы уверены в инвестиционной привлекательности нашей компании и готовы рассказать и доказать инвесторам, что вкладывать деньги в «Подорожник» было выгодно всегда, а сегодня особенно.

— Очевидно, если вы столько лет успешны, пережили массу кризисов, то у вас есть какой-то секрет?

— Есть, и даже несколько. И эти секреты постоянно копируются нашими конкурентами. Клоны «Подорожника» были сделаны не только там, где мы работаем, но и во всех соседних регионах. И только один из них продолжает деятельность. Значит, не все секреты конкуренты узнали. А те, что использовали, не смогли качественно воспроизвести.

— Почему вы называетесь «Подорожник»?

— Листочек подорожника — это первая помощь на ранку. А наш «Подорожник» — первая помощь от голода. По словарям Даля и Ожегова, подорожники — это калачи, пироги, «кои охотно берутся в дорогу». Товарный знак «Подорожник» запатентован во всех классах товаров и услуг в России с 1995 года. Уникальная сила бренда состоит в оригинальном наименовании, говорящем об отраслевом и форматном соответствии названия и услуги. Важным считаем патриотичность бренда «Подорожник», реализованную не только в названии, но и в большинстве аспектов деятельности.

— Это правда, что вы начинали с одного киоска в Кемерове и ассортимента из бутербродов?

— Да, именно так. С тех пор наш ассортимент очень серьезно изменился. Концепцию мы постоянно расширяли блюдами, которые были в определенный период востребованы клиентом. Сначала это была пицца. Затем стали популярны блины, которые по-прежнему и не случайно остаются в нашем меню — ведь это наше национальное блюдо! В начале 2000-х годов мы стали удовлетворять запрос на полноценные обеды. Сделали упакованные салаты, супы, вторые блюда. Сейчас на шаурму мода, и ей тоже соответствуем. Основной принцип разработки рецептур блюд и напитков — соответствие традиционным вкусам россиян. Таким образом, еще один секрет «Подорожника» — гибкая мультипродуктовая концепция.

— Но если блины, шаурма, обеденное меню, то почему кофейня?

— Еще несколько лет назад кофе был напитком, который требовал особого антуража. Кофейнями тогда именовали небольшие ресторанчики с полным ассортиментом обеденных блюд, куда также ходили посидеть за ужином. Сейчас кофе — это напиток демократичный и повсеместный. А кофе в картонных стаканчиках уже не является дурным тоном, и потребление кофе прирастает опережающим темпом к другим продуктам и напиткам. Последние годы во всех приличных кофейнях есть ассортимент еды, но далеко не во всех бургерных можно найти хороший кофе. У нас же есть и широкий выбор самых популярных блюд, и качественный кофе.  

Фото Подорожник

— Характеристика «доступная» обозначает вашу бизнес-модель?

— Да, это наш постоянный, системный подход во всех параметрах. «Подорожник» обеспечивает клиентам доступность во всем. В регионах присутствия у нас самая большая сеть. Мы доступны по расположению — по дороге, это удобно для клиента. У нас понятное, то есть доступное меню самых популярных блюд и напитков. Еще одним ключевым фактором являются наши демократичные цены. Мы держим доступные цены не только на несколько продуктов, как поступают многие коллеги по отрасли, а отслеживаем и выверяем цены на каждую позицию ассортимента.

Фото Подорожник

— То есть вы — бизнес, быстро приспосабливающийся к запросам аудитории?

— Надеюсь, да. Мы ориентированы на запросы клиента.

— А как вы за этим следите?

— Для того чтобы быть ближе к клиенту, постоянно с ним общаемся. Когда каждый месяц вводим новые или меняем блюда, то спрашиваем, что больше понравилось, как сделать лучше? С 1990-х годов служба качества работает круглосуточно по единому телефону, который указан на каждой упаковке. И нам отвечают постоянным доверием: мы обслуживаем около миллиона клиентов в месяц.

— Вы упомянули о собственном производственном комплексе…

— «Подорожник» — это еще и уникальная технологическая концепция. Она обеспечивает снижение издержек на всех этапах экономического цикла за счет выпуска всей продукции на централизованном производственном комплексе и посредством значительного повышения производительности труда. Благодаря выпуску продукции высокой степени готовности мы получаем огромную экономию из-за радикального сокращения производственных площадей в местах продаж, где цены за площади максимальны. Мы регулярно проводим экскурсии на производство для всех желающих. Приезжают и скептики, в том числе блогеры. После знакомства с высокотехнологичным комплексом на 5500 кв. м, где экскурсанты воочию убеждаются в безукоризненном соблюдении норм санитарии, они становятся фанатами «Подорожника».

— У вас даже есть физико-химическая лаборатория. Как она позволяет гарантировать безопасность?

— Лаборатория контролирует качество на всех этапах производства. Начиная с поступления сырья — нередко возвращаем сырье поставщикам. Далее контроль ведется за изготовлением и компонентов, и конечного продукта, что обеспечивает стандарты и вкуса, и качества и гарантированно исключает малейшую возможность угрозы здоровью клиента. Наши дети тоже любят «Подорожники». А мы им не запрещаем, потому что в качестве и безопасности уверены.

— Как все это влияет на устойчивость вашего бизнеса?

— Неизменность вкуса и качества, безукоризненная безопасность — фундаментальные факторы доверия клиентов, которые и обеспечивают устойчивость «Подорожника» уже более четверти века.

В 2021 году ваша компания пыталась провести внебиржевое размещение акций. Что тогда произошло и какие планы сейчас у вас по привлечению инвестора?

— Мы участвовали в конференции Центрального банка, на которой предпринимателям настойчиво рекомендовалось пользоваться новым способом привлечения капитала — внебиржевым размещением акций. И была обещана возможность консолидирования бизнеса нынешних партнеров посредством оплаты акций существующими активами. Мы откликнулись на это предложение, прошли долгий путь по оформлению публичного акционерного общества и подали заявку на эмиссию акций. Но регулятор зарегистрировал проспект с возможностью оплаты акций только в денежной форме. Также не была предоставлена возможность использовать инвестиционные онлайн-площадки. В результате инвестор любого масштаба мог купить акции только через письменное оформление договора купли-продажи с дальнейшим личным визитом в компанию-регистратор. А большинство инвесторов уже привыкли к легкому варианту приобретения акций онлайн. Надеюсь, что в следующем проспекте эмиссии регулятор позволит оплачивать акции активами, а также — в некотировальном списке — разрешит торговать нашими акциями через биржу, чтобы у инвесторов была возможность покупки онлайн. Интерес к нам на самом деле был, если говорить про оценку. Однако эмиссию мы все-таки провели неуспешно. Нам не хватило опыта, не хватило масштаба информирования. К роуд-шоу мы готовились неоправданно долго — перестраховывались. А после его проведения, буквально через пару месяцев, проспект эмиссии уже требовал времени на его пролонгацию. Мы начали эти процедуры, но в связи с началом СВО решили эмиссию не продлевать.

— Но что-то привлекли? 

— Да, привлекли, но совсем чуть-чуть. Наши планы первого этапа эмиссии с целью привлечения 2 млрд рублей подразумевали освоение пяти регионов СФО: Красноярского и Алтайского краев, Республики Алтай, Омской и Томской областей, а также расширения сети в регионах присутствия. С ростом от нынешних 150 до более 500 объектов обслуживания, от 1 до 6 млрд рублей оборота в год и сроком окупаемости не более пяти лет. Планы второго этапа будут зависеть от решений нового совета директоров. Считаем наиболее перспективными Москву и Московскую область или Краснодарский край, включая черноморское побережье. Все эти планы сохраняются, и заявку на выпуск второй эмиссии мы уже подали.

— Инвесторов какого типа может заинтересовать ваша компания?

— Мы не хотели бы ограничивать именно предпочтительный круг инвесторов, так как видели интерес к нашей эмиссии не только клиентский, то есть неквалифицированного инвестора, но и интерес бизнес-сообщества. Мы открыты для возможности и небольших прямых инвестиций, и прихода стратегического инвестора. Контроль уступить, несомненно, готовы, но не продаем компанию, у нас нет такой задачи. Мы ее очень сильно ценим, холим и лелеем. И еще собираемся в ней работать до пенсии или позднее. Но если встанет вопрос, что для развития идеи до всероссийского масштаба бескомпромиссным условием со стороны инвестора станет полная продажа, то будем должны продать. Мы убеждены в инвестпривлекательности нашего бизнеса, главное — в его нужности людям. Тем более что он очень хорошо тиражируется. И если «Подорожник» получился там, где мы работаем, то однозначно получится и будет востребован клиентами соседних регионов, куда хотим зайти и где нас многие уже хорошо знают.

— На последнем Петербургском международном экономическом форуме было объявлено о соглашении между «Подорожником» и правительством Кемеровской области о расширении сети. Как оно реализуется?

— Я очень благодарна правительству Кузбасса. Мы всегда работали в тандеме. В принятии решения подписать с нами соглашение не последнюю роль сыграло личное посещение нашего производственного комплекса губернатором Кузбасса Сергеем Евгеньевичем Цивилевым, который дал высокую оценку технологичности производства продукции под маркой «Подорожник». Работа ведется успешнее, чем раньше. И несмотря на то что Кузбасс нами освоен уже хорошо, мы видим еще перспективы развития в приросте объектов процентов на 30. Мы нужны людям, а это главное! Есть такая прекрасная туристическая Мекка в Кузбассе, которая сейчас активно развивается и все о ней знают, — это горнолыжный курорт Шерегеш. Тоже надеемся занять там свое достойное место, не без содействия этого соглашения. В качестве инвестиционного проекта предполагаем подписание подобных соглашений со всеми регионами, в которых будем развиваться.

— Как вы оцениваете устойчивость вашего бизнеса сегодня и в перспективе?

— Во-первых, сейчас открываются возможности получения новых выгодных локаций. На сегодняшний день наш бизнес еще более устойчив, чем, скажем, пять-семь лет назад, когда договоры на многие объекты были на 11 месяцев. Сейчас большинство договоров перезаключены на срок пять-семь и даже 10 лет, а также обладают правом пролонгации на такие же сроки. Да, за пандемию продажи немного снизились, но сейчас они приблизились к показателям до пандемии. Когда жить хорошо — наша выручка растет, потому что клиент легко позволяет себе питаться вне дома. Но и все экономические кризисы за 27 лет «Подорожник» преодолел спокойно. В кризисы люди хоть и переходят на сберегательную позицию, но питаться вне дома не перестают. А те клиенты, которые предпочитали классические кафе и бизнес-ланчи, чаще пользуются более демократичным общепитом. И «Подорожник» прирастает клиентами, потому что в кризис экономят и деньги, и время. Поэтому, с какой стороны ни посмотреть, наш формат оказывается самым устойчивым. С уверенностью констатирую, что наша сеть доступных кофеен не теряет клиентов в текущем моменте. В связи с последними событиями, как и многие предприниматели, мы обеспокоенно ожидали результатов сентября. Но спрос в «Подорожниках» в этом сентябре по отношению к августу оказался выше, чем в прошлом году!  

— С какой скоростью собираетесь расти в ближайшие годы?

— В ближайший год в рамках соглашения, которое подписали с правительством Кузбасса, планируем открыть 35 кафе и павильонов в Кемеровской области. И это то, что мы сможем сделать своим ресурсом, не привлекая средств инвестора. Плюс президент нашей страны поставил задачу развивать национальные бренды общественного питания, поэтому не исключаем господдержку и даже участие в национальных программах и проектах. Дальнейшая скорость развития будет зависеть от привлеченных денег.

Фото Подорожник

— Скорость не ограничена?

— Да, скорость не ограничена. Наша команда готова осваивать несколько регионов одновременно, чтобы возвратность средств начиналась как можно быстрее. Наш бизнес-план с окупаемостью в течение пяти лет, который мы озвучили в инвестиционной программе, подтверждается не только расчетами, но и текущими результатами бизнеса. Разумеется, размер необходимых инвестиций возрос в соответствии с ростом цен на оборудование, материалы и строительство. Если в 2021 году мы определяли его в 2 млрд рублей, то сейчас оцениваем в 3,5 млрд рублей. За нашей спиной сейчас 1400 человек, работающих в компании. И поэтому мы должны развиваться. В нас верят наши сотрудники, нам доверяют наши клиенты. На роуд-шоу мы говорили, что готовы на третьем этапе накормить всю Россию. Мы тиражируем бизнес легко и уверены, что в каждом городе есть аудитория, которая нуждается в «Подорожниках» — в нашем безопасном, вкусном питании и гостеприимном сервисе. Общественное питание — несомненно, реальный сектор экономики и один из наиболее стабильных бизнесов. И, можно сказать, безопасный остров для сохранения капитала на период экономического шторма. Поэтому у нас есть необходимость не сбавлять темпа и желание идти дальше!

* Информационная поддержка

Мы в соцсетях:

Мобильное приложение Forbes Russia на Android

На сайте работает синтез речи

иконка маруси

Рассылка:

Наименование издания: forbes.ru

Cетевое издание «forbes.ru» зарегистрировано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, регистрационный номер и дата принятия решения о регистрации: серия Эл № ФС77-82431 от 23 декабря 2021 г.

Адрес редакции, издателя: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Адрес редакции: 123022, г. Москва, ул. Звенигородская 2-я, д. 13, стр. 15, эт. 4, пом. X, ком. 1

Главный редактор: Мазурин Николай Дмитриевич

Адрес электронной почты редакции: press-release@forbes.ru

Номер телефона редакции: +7 (495) 565-32-06

На информационном ресурсе применяются рекомендательные технологии (информационные технологии предоставления информации на основе сбора, систематизации и анализа сведений, относящихся к предпочтениям пользователей сети «Интернет», находящихся на территории Российской Федерации)

Перепечатка материалов и использование их в любой форме, в том числе и в электронных СМИ, возможны только с письменного разрешения редакции. Товарный знак Forbes является исключительной собственностью Forbes Media Asia Pte. Limited. Все права защищены.
AO «АС Рус Медиа» · 2024
16+